Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Оценка 4.7

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
31.05.2017
Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Как вы думаете, зачем нам, и мальчикам, и девочкам говорить об этом? Ведь раньше этим занимались только женщины! Для нас, на сегодняшний момент очень важно научиться читать знаки на вышивке , понимать из изначальное образное значение. Как вы думаете зачем нам это сейчас?Идёт возрождение русского искусства. При том ,что вышивка несёт в себе ещё и скрытый смысл. Хочется вам попробовать этим заниматься самостоятельно? Появилось ли желание иметь такие вещи дома?
урок ИЗО в 5 классе.doc
Алтайский край, Благовещенский район, МБОУ «Леньковская средняя общеобразовательная школа №2». Разработка современного урока искусства «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Для учащихся 5 класса. Составила: Ильиных Галина Васильевна учитель изобразительного искусства. МБОУ ЛСОШ № 2. 1 категория. Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Художественно- педагогическая идея – Вышивка – хранительница древних образов и мотивов народного искусства. Цели и задачи: Способствовать формированию видения у учащихся выразительных возможностей знаков на вышивке, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. Создать условия для обучающихся , помогающих установить у них смысловую связь между знаками в декоре и господствующими идеями в обществе. Воспитывать духовно – нравственную личность в лице ученика , основанную на принятии духовно – эстетических ценностей русского народа. Материалы: Бумага, восковые мелки, акварель, фломастеры. Зрительный ряд: На слайдах образцы народной вышивки . Музыкальный ряд: Русские народные напевы при благословлении на бракосочетание и на посиделках Литературный ряд: Пословицы, поговорки , крылатые выражения о образах, вложенных в символические знаки. ХОД УРОКА Этапы урока Введение в тему урока Художественно – учителя педагогическая деятельность Проецируется слайд ,на котором изображен обряд благословления на брак, в котором видно вышитое полотенце с хлебом и солью. Одновременно включаем запись со звучанием рус. нар. напевок. Что вы увидели на слайде? Вы видите современный обряд или старинный? В наше время вы с этим встречались или нет?. На слайде надпись «Древние корни народного искусства». Почему мы обращаемся к такой теме? Художественно – эстетическая деятельность учащихся Результат Учащиеся эмоционально включаются в урок. Дети увидели то, что необходимо было учителю. Свадебный обряд. Вышивки на одежде. Вышитое полотенце. Старинный. Я такое уже видел на свадьбе у брата. В наше время используются элементы старины в жизни людей. Люди всё чаще обращаются к истокам народного искусства. Мотиваци я Итак, вы называли вышитое полотенце, увиденное на слайде. К какому виду искусства относится вышивка? Где и когда оно возникло? Как вы думаете, зачем нам, и мальчикам, и девочкам говорить об этом? Ведь раньше этим занимались только женщины! Для нас, на сегодняшний момент очень важно научиться читать знаки на вышивке , понимать из изначальное образное значение. Как вы думаете зачем нам это сейчас? Правильно! Идёт возрождение русского искусства. При том ,что вышивка несёт в себе ещё и скрытый смысл. Хочется вам попробовать этим заниматься самостоятельно? Появилось ли желание иметь такие вещи дома? Восстанов Где вы раньше видели Декоративно – прикладное. В Древней Руси. Этим занимались женщины. Правильное восприятие Сейчас- это модно. Идёт возрождение старины. Да, я заинтересован. Хочу научиться делать эскизы для вышивок и знать ,что я хочу сказать в этой вышивке. У бабушки на подушках, на Прослеживаетс ление имеющихс я знаний вышивки? А какие вышивки вы видите? В виде чего они сделаны? Расскажите мне всё о орнаменте. Какие орнаменты вы знаете? Откуда народ брал образцы для них? я наблюдательно сть детей. Хорошие результата полученных знаний. подзорах кроватных покрывал, на полотенцах, на фартуках. Узор. Орнамент. Бывают с переработанной фигурой человека Зооморфные (растительного и животного происхождения) Они - симметричные, ленточные, квадратные, сетчатые, по дереву, металлу, железу, ткани. Из наблюдений за природой, живым и растительным миром. Люди наблюдали за окружающим миром и придумывали множество узоров. Для чего делались вышивки? Но вышивальщицы еще вкладывали и смысл в вышивку. Чтобы украсить свой быт! Чтобы научиться читать знаки, понимать из значение. Новый материал Как вы думаете Зачем? Сегодня я вам расскажу о знаках ,которыми пользовались вышивальщицы .Эти знаки соответствовали образам ,взятым из окружающей жизни. Они носят условно - символический характер. Сегодня мы научимся рисовать и понимать эти знаки. На слайде знаки и и символы: Кр. цвет – символ жизни Белый - символ чистоты Конь – символ солнца Птица – символ света и весны Древо жизни – символ вечно живой процветающей природы Женская фигурка – символ плодородия и продолжения жизни Лебеди символ верности и преданности Конь = солнце ////- символ дождя 0 - символ солнца 0 с + - символ огня ---------- - символ земли Волнистая линия – символ воды В древности люди наделяли природные явления действиями , чувствами, присущими живым существам, облекая их в формы птиц, животных, фантастических существ. Человек выражал свое представление о мире в образах и знаках! В далёком прошлом на Руси люди вкладывали в орнамент вышивки символический образ своей жизни ,уклада. Они служили народу оберегом ,защитой. Поэтому эти традиции и хранили веками и передавали из поколения в поколение. Народ слагал пословицы и поговорки о образах. Мать сыра земля Конь – огонь Не земля родит ,а небо. Хлеб –это жизнь Поэтому наши бабушки и хранят старинные вещи . Самостоят Выбираем для себя со слайда Учащиеся активно включаются в Идет ельная работа Проблемы и их разрешен ие условно –символические знаки и продумываем эскиз рисунка для вышивки полотенца. Каждый для себя определяет с какими знаками будет работать при составлении эскиза для вышивки на полотенце. Это или полотенце для матери, или для пахаря, или для жениха и невесты ,или для новорожденного и т. д. Чтобы не получилось так, что полотенце с вышитыми птицами, солнцем, древом жизни подарили старцу, а не девице. Или полотенце с вышивкой лебедей -малышу! Для разрешения проблем в работе надо поставить три вопроса: 1. Что рисуем? 2. Как рисуем? 3. Зачем рисуем? творческий процесс творческая работа Рисуем эскиз для вышивки на полотенце. При помощи условно – образных знаков в виде орнамента. Чтобы использовать в обыденной жизни и для красоты. Мы должны понять, что в декоративной вышивке форма и цвет выступают в роли знака, символизирующего определённую идею, а не изображающую конкретную реальность. Соразмерность орнамента Раппорт(повторяющиеся части рисунка)или ритм Линейность орнамента Гармония в рисунке. Предпола гаемые ошибки Учитель с чистым листом бумаги ходит по классу и корректирует творческий процесс учеников Просмотр полученных работ , отбор более удачных и анализ эскизов. Анализ Я вижу ,что в эскизе передан условно- символический смысл орнамента. В эскизе сохранены обобщающие Дети усвоили новый материал. Поняли формы В них присутствуют знаки ,несущие в себе представление о мире ,о жизни и деятельности человека. ДА! Такое полотенце можно подарить матери, новорожденному, молодоженам, механизатору. значение условно - символических знаков. Урок удался Эскизы пригодны для копирования в вышивке полотенец. Удалось ли справиться с целями и задачами? Сегодня мы с вами ещё один раз убедились в том, что декоративно – прикладное искусство не только демонстрирует эстетический вкус и фантазию ,но и отражает материальные и духовные интересы народа, которые сохраняют в себе русские национальные особенности! Спасибо за хороший урок. Все свободны. Лучшие работы, как всегда , помещаем на стенд «Мы рисуем». Перечень используемого на уроке учебного оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов. № Наименование 1 Авторская программа Б.М. Неменского. 2 Учебник Горяевой Н.А. и Островской О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» под редакцией Неменского Б.М. 3 Словарь С.И. Ожигова Назначен ие Для учителя при составлен ии рабочей программ ы Изученик 4 фактичес кого материал а Значение 4 Презентация http://www.twirpx.com/file/878201/ http://murmur.clan.su/publ/o_vyshivke/znaki_i_simvoly_russkoj_vyshi vki/5-1-0-54 http://crestik.ucoz.ru/forum/32-21-1 5 Русские народные напевы и песни http://musika5.narod.ru/narod.html http://vmusice.net/mp3/%F0%F3%F1%F1%EA%E8%E5%2B%ED %E0%F0%EE%E4%ED%FB%E5%2B%ED%E0%EF%E5%E2%FB 6 Многофункциональный центр (ноутбук, мультимедийный проектор, экран) понятий Наглядно сть на уроке Эмоциона льность восприят ия темы урока ЭОР

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Разработка урока в 5 классе : «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017