«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Оценка 4.8

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
29.04.2017
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании, что то общее со словами «жечь», «обжигать».План - конспект урока
Искусство Гжели.doc
Предмет: ИЗО, 5 класс. Прохоренко Светлана Владимировна Тема урока: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» Образовательные ресурсы:  Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и  художественный труд» 1­9 классы под руководством Б.М. Неменского        Москва «Просвещение» 2009г.       «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс       Н.А.Горяева, О.В.Островская Москва «Просвещение» 2006 г;  Техническое обеспечение: ПК, проектор, проекционный экран для учителя,  презентация «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»;  Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра. План урока:  Организационный момент.  Беседа об истории развития Гжельской керамики. 1. 2. 3. Знакомство с особенностью гжельской росписи. 4. Постановка художественной  задачи. 5. Практическое выполнение задания. 6. Рефлексия. 7. Домашнее задание. Цель: Ученик получит возможность углубить познания о народном декоративно –  прикладном искусстве – Гжель. Универсальные учебные действия: Личностные: формирование художественного вкуса и способности понимать значение  промысла для отечественной культуры; Предметные: уметь выполнять основные мотивы гжельской  росписи; Метапредметные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку гжельскому искусству. Ход урока: 1.Организационный момент.  Учитель: Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Все ли  правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Что ж давайте по порядку Загадаю я загадку Кто быстрей ответ найдет, Тот и тему назовет. Снежно белая посуда, расскажи­ка: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми.                                                  (Гжель) Верно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием Гжельской  керамики, особенностью ее росписи. Вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит  выполнить эскиз росписи Гжельской расписной керамики. 2. Учитель:  Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской  художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка ближайших деревень  (Турыгино, Гжель, Речицы и др.)     Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от  других изделий. Они изготавливаются из белых глин. В жарком пламени печи обжигалась,  закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» ­  и ты уловишь в его звучании,  что то общее со словами «жечь», «обжигать». Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета,  а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а  прозрачная полива приобретала блеск.    Давайте рассмотрим современные образцы Гжели. Кроме посуды, мастера создают и  мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из  жизни. Ученик 1:  Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе её названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой,  Не встретите на свете вы красоты такой! Ученик 2:  Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние –  И мастерство волшебное достойны восхищения. Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай, Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!  Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Это квасники декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий,  куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых  ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе и др. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые,  красивые. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве  разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Учитель: ­ Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи? В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего  (голубой, синий, фиолетовый). Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!  Самый излюбленный узор – гжельская роза, а еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей. 3. Знакомство с особенностью гжельской росписи. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Такой прием росписи называют «мазок на одну  сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия:  прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков. Физкультминутка По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой. Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело,  Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким  Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). 4.Постановка художественной  задачи. Выберите любую понравившуюся форму предмета, и распиши его. Узор составьте,  соблюдая стилевые особенности Гжельской росписи. 5.Практическое выполнение задания 6.Подведение итогов. Рефлексия.  По ходу выполнения работ – выставка работ. ­ Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:  О какой росписи говорили на уроке?  Какие краски применяли? Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.  6. Домашнее задание. Подготовить сообщение о народном промысле производства подносов  Жостово. Урок окончен. Всем спасибо!

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017