Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Оценка 4.8

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
30.03.2017
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Представление о многообразии словарей, их назначение и область применения, формирование умений пользоваться словарями. Закрепление знаний учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, заимствованные слова, фразеологизмы); совершенствование навыков работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формирование потребности в использовании словарей различных типов.
Разработка урока в 6 классе.docx
Тема:   «Словари ­ наши помощники» Автор: Федорова Алевтина Григорьевна Место работы, должность:  МБОУ   «Кадряковская   ООШ   Агрызского   муниципального   района   РТ»,   учитель русского языка и литературы  Предмет: Русский язык  Класс:   6 класс                     УМК:  Русский   язык:   учебник   для   6   класса   /   Ладыженская,   Л.А.   Тростенцова, М.Т.Баранов и др.: М.: Просвещение, 2016. Цель     урока:       дать   представление   о   многообразии     словарей,   показать   их назначение   и   область   применения,  способствовать  формированию   умений   пользоваться словарями.    Задачи: ­   обучающие:   закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы,   антонимы,   заимствованные   слова,   фразеологизмы);   совершенствовать   навыки работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность в использовании словарей различных типов. ­  развивающие:  регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии   с   поставленной   задачей;  формировать  навык   самостоятельной   работы; оценивать достигнутые результаты; ­ познавательные:  формировать умение вести самостоятельный поиск информации, структурировать её, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание; ­   коммуникативные:  совершенствовать  умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; развивать  речевую  культуру;  воспитательные:   исполнительности, добросовестности, самостоятельности, уверенности в себе; воспитание интереса к слову, к урокам русского языка.   личностных   качеств:   воспитание Тип урока: закрепление изученного материала Оборудование:  презентации   учащихся,   выставка     «В   мире   словарей»,   карточки   с заданиями.  Ход урока: I. Организационный момент.             * Приветствие учащихся.     * Подготовка готовности учащихся к уроку.  II.  Актуализация  знаний, определение темы урока Что   помогает   нам   узнавать   разные   сведения,   подробности  о   словах   разных лексических групп? (Словари.) ­ Чем являются для нас словари?  Определение темы урока  («Словари ­ наши помощники») III. Постановка цели урока перед учащимися. Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь? Какие  задачи  мы поставим перед  собой  сегодня на уроке?  Давайте определим  с помощью этих слов: ПОЗНАКОМИТЬСЯ    С…   разными видами словарей;  ОПРЕДЕЛИТЬ …                  их назначение; УЧИТЬСЯ…                           работать со словарем; IV. Работа по теме урока 1. Слово учителя Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей великое   множество.   Чтобы   они   стали   нашими   помощниками,   мы   должны   научиться понимать   их   особенности.   Прежде   всего,   словари   бывают   лингвистическими   и нелингвистическими   —   энциклопедическими.   Первые   характеризуют   с   разных   сторон слова,  вторые ­предметы, явления, процессы,  которые обозначены  словами. Нас  сейчас интересуют   словари   лингвистические.   Они   бывают   одноязычные   и   многоязычные, орфографические   и   орфоэпические,   толковые   и   специальные   (синонимов,   антонимов, омонимов) и т. д. Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало особенно активно развиваться в эпоху Петра I. В  России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый словарь  русского языка»  М.С. Лапатухина, Е.В.  Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981); «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный словарь иностранных   слов»   под   ред.   В.В.   Иванова   (1983);   «Школьный   грамматико­ орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985). В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные электронные   словари,   которые   размещаются   на   серверах   компьютерных   сетей   или распространяются   на   компакт­дисках.   Сейчас   есть   прекрасные   возможности   свободно пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.). 2. Сообщения учащихся о словарях. Словарь иностранных слов:  Имеет 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Фразеологический  словарь. Это особый тип толкового  словаря,  в котором  дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные   формы   их   употребления,   их   синонимы,   антонимы,   происхождение фразеологизмов.   Он   интересен   для   людей   любых   профессий.     Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной! Словарь   синонимов.  Известно,   что   синонимы   обогащают   речь,   дают   возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».  А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов,   обозначающих   речь,   употребил   Леонид   Леонов   в   романе   «Русский   лес». Например,   говорить,   спросить,   сказать,   сообщить,   изложить,   промолвить,   подтвердить, повторить, обсудить и т.д.    Толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль.  Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка) является фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли.    титульный лист II издания  Словарь В.И. Даля пользуется неизменным успехом в самых широких слоях нашего общества.   53   года   своей   жизни   Даль   посвятил   словарю.   Он   записывал   речь   солдат   на привалах,   говор   крестьянской   толпы   на   ярмарках;   он   изучал   терминологию   народных промыслов, вел обширную переписку со своими корреспондентами – любителями старины и народного быта, делал выписки из словарей и этнографических сочинений. Толковый   словарь   Даля   –   это   хранилище   народной   мудрости,   это   подлинная энциклопедия жизни русского народа.  Владимир   Даль   за   составление   словаря   абсолютно   заслужено   был   удостоен   ряда престижных премий и наград, среди которых Константиновская медаль и Ломоносовская премия. V. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 137 ­ выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса. Упр. 138 ­ самостоятельное выполнение с последующей Проверкой. Практическое задание:  «К какому словарю мы обратимся?» 1. Подберите близкие  по смыслу слова к слову «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ».  2. Подберите противоположное по смыслу слово к слову «АЛЬТРУИСТ».   3.  Как произнести эти слова: ПУЛОВЕР,  БАНТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 4.  Как написать слово: «АБРОКАДАБРА» или  «АБРАКАДАБРА»? А что это слово  означает? 5.  Определите, какое значение имеет слово «ВУНДЕРКИНД».  6.  Чем отличаются слова «НЕВЕЖА» и «НЕВЕЖДА»? 7.   Из какого языка заимствовано слово «ХОББИ»? 8. Подберите близкие  по смыслу слова к слову «АГРЕССОР». VI. Подведение итогов урока Какими словарями вы пользуетесь чаще всего? С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке? Для чего нужны словари? С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями? Домашнее задание Повторить § 20­28, упр. 139 Литература. 1. Егорова Н.В. ЕЗО Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. ­ 2­е изд., перераб. ­ М.: ВАКО, 2014. ­ 416 с. ­ (В помощь школьному учителю). 2. Рухленко Н.М. Далевский конкурс. Журнал «Русский язык в школе», №1, 2001, с.46. 3. dik.academic.ru

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»

Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017