Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
30.03.2017
Представление о многообразии словарей, их назначение и область применения, формирование умений пользоваться словарями. Закрепление знаний учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, заимствованные слова, фразеологизмы); совершенствование навыков работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формирование потребности в использовании словарей различных типов.
Разработка урока в 6 классе.docx
Тема: «Словари наши помощники»
Автор: Федорова Алевтина Григорьевна
Место работы, должность:
МБОУ «Кадряковская ООШ Агрызского муниципального района РТ», учитель
русского языка и литературы
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса / Ладыженская, Л.А. Тростенцова,
М.Т.Баранов и др.: М.: Просвещение, 2016.
Цель урока:
дать представление о многообразии словарей, показать их
назначение и область применения, способствовать формированию умений пользоваться
словарями.
Задачи:
обучающие: закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова,
синонимы, антонимы, заимствованные слова, фразеологизмы); совершенствовать навыки
работы со словарями, умения самостоятельно ими пользоваться, формировать потребность
в использовании словарей различных типов.
развивающие:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей; формировать навык самостоятельной работы;
оценивать достигнутые результаты;
познавательные: формировать умение вести самостоятельный поиск информации,
структурировать её, делать обобщения и выводы; строить речевое высказывание;
коммуникативные: совершенствовать умение оформлять свои мысли в устной и
письменной форме; слушать и понимать речь других; развивать речевую культуру;
воспитательные:
исполнительности,
добросовестности, самостоятельности, уверенности в себе; воспитание интереса к слову, к
урокам русского языка.
личностных качеств:
воспитание
Тип урока: закрепление изученного материала
Оборудование: презентации учащихся, выставка «В мире словарей», карточки с
заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
* Приветствие учащихся.
* Подготовка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний, определение темы урока Что помогает нам узнавать разные сведения, подробности о словах разных
лексических групп? (Словари.)
Чем являются для нас словари?
Определение темы урока («Словари наши помощники»)
III. Постановка цели урока перед учащимися.
Какие лексические словари вам известны, какими из них вы пользуетесь?
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? Давайте определим с
помощью этих слов:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С… разными видами словарей;
ОПРЕДЕЛИТЬ … их назначение;
УЧИТЬСЯ… работать со словарем;
IV.
Работа по теме урока
1. Слово учителя
Словари — настольные книги каждого образованного человека. Они могут помочь
правильно писать и произносить слова, получать разнообразные знания о мире. Словарей
великое множество. Чтобы они стали нашими помощниками, мы должны научиться
понимать их особенности. Прежде всего, словари бывают лингвистическими и
нелингвистическими — энциклопедическими. Первые характеризуют с разных сторон
слова, вторые предметы, явления, процессы, которые обозначены словами. Нас сейчас
интересуют словари лингвистические. Они бывают одноязычные и многоязычные,
орфографические и орфоэпические, толковые и специальные (синонимов, антонимов,
омонимов) и т. д.
Первые словари появились задолго до нашей эры. В России словарное дело стало
особенно активно развиваться в эпоху Петра I.
В России выпускалось и выпускается множество самых разнообразных словарей. Вот
лишь несколько словарей, созданных специально для школьников: «Школьный толковый
словарь русского языка» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской, Г.П. Снетовой (1981);
«Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова (1985); «Школьный словарь
иностранных слов» под ред. В.В. Иванова (1983); «Школьный грамматико
орфографический словарь» Б.Т. Панова и А.В. Текучёва(1985).
В XXI в. появляются компьютерные технологии создания словарей, разнообразные
электронные словари, которые размещаются на серверах компьютерных сетей или
распространяются на компактдисках. Сейчас есть прекрасные возможности свободно
пользоваться богатством словарей, проверенных временем, и даже участвовать в создании
современных словарей (например, словарей неологизмов, компьютерных словарей и т. д.).
2. Сообщения учащихся о словарях. Словарь иностранных слов: Имеет 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг мы
часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В
словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также
сведения о его происхождении.
Фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается
4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры,
между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены
различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение
фразеологизмов. Он интересен для людей любых профессий.
Пользуйтесь
фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!
Словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность
выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый
подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден,
особо режет слух повторение слова «сказал».
А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных
глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес».
Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить,
повторить, обсудить и т.д.
Толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович
Даль. Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка) является
фундаментальным трудом русской филологической и лексикографической мысли.
титульный лист II издания
Словарь В.И. Даля пользуется неизменным успехом в самых широких слоях нашего
общества. 53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на
привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках; он изучал терминологию народных
промыслов, вел обширную переписку со своими корреспондентами – любителями старины
и народного быта, делал выписки из словарей и этнографических сочинений. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная
энциклопедия жизни русского народа.
Владимир Даль за составление словаря абсолютно заслужено был удостоен ряда
престижных премий и наград, среди которых Константиновская медаль и Ломоносовская
премия.
V.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 137 выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.
Упр. 138 самостоятельное выполнение с последующей Проверкой.
Практическое задание: «К какому словарю мы обратимся?»
1. Подберите близкие по смыслу слова к слову «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ».
2. Подберите противоположное по смыслу слово к слову «АЛЬТРУИСТ».
3. Как произнести эти слова: ПУЛОВЕР, БАНТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
4. Как написать слово: «АБРОКАДАБРА» или «АБРАКАДАБРА»? А что это слово
означает?
5. Определите, какое значение имеет слово «ВУНДЕРКИНД».
6. Чем отличаются слова «НЕВЕЖА» и «НЕВЕЖДА»?
7. Из какого языка заимствовано слово «ХОББИ»?
8. Подберите близкие по смыслу слова к слову «АГРЕССОР».
VI.
Подведение итогов урока
Какими словарями вы пользуетесь чаще всего?
С какими словарями вы впервые встретились на нашем уроке?
Для чего нужны словари?
С какими трудностями вы сталкиваетесь, работая со словарями?
Домашнее задание
Повторить § 2028, упр. 139
Литература.
1. Егорова Н.В. ЕЗО Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. 2е изд.,
перераб. М.: ВАКО, 2014. 416 с. (В помощь школьному учителю).
2. Рухленко Н.М. Далевский конкурс. Журнал «Русский язык в школе», №1, 2001,
с.46.
3. dik.academic.ru
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Разработка урока в 6 классе по русскому языку «Словари - наши помощники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.