Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
05.08.2018
Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»
Удивительно интересно читать литературные произведения, в которых великие писатели рассказывают о гениях мировой музыки Александр Сергеевич Пушкин в одной из «Маленьких трагедий» высказал свою версию таинственной гибели австрийского композитора В. А. Моцарта. Поэма «Моцарт и Сальери» это еще и рассказ о двух разных характерах, отношении к творчеству и жизни. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес". Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушённый, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять ещё о славе. С образом Вольфганга Амадея Моцарта можно встретиться и в рассказе К. Паустовского "Старый повар".Документ Microsoft Office Word (.docx)
моцарт и григ в литературе.docx
Портрет А. С .Пушкина Обложка поэмы «Моцарт и Сальери» Портрет Антонио Сальери Книги о музыке Водопьянова Т.М. Сценарий к уроку музыки в 5 классе «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе» Удивительно интересно читать литературные произведения, в которых великие писатели рассказывают о гениях мировой музыки Александр Сергеевич Пушкин в одной из «Маленьких трагедий» высказал свою версию таинственной гибели австрийского композитора В. А. Моцарта. Поэма «Моцарт и Сальери» это еще и рассказ о двух разных характерах, отношении к творчеству и жизни. Сальери не может смириться ни с гением Моцарта, ни с тем, что этот гений достался, по его мнению, человеку недостойному. Поэтому Сальери берет на себя право восстановить справедливость, "исправить ошибку небес". Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушённый, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять ещё о славе. Главная проблема этого маститого итальянского композитора – зависть. Завистник. Я завидую; глубоко, Мучительно завидую. - О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений - не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан - А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт! Моцарт, в отличие от Сальери, наделен гениальностью, так как умеет радоваться жизни, не деля себя на человека и композитора. Пушкин сам был Моцартом в искусстве, он знал легкую и изящную радость творчества. В поэме оба композитора постоянно говорят о музыке. Моцарт говорит о себе: Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. Сегодня их я набросал. Хотелось Твоё мне слышать мненье; но теперь Тебе не до меня. Сальери Ах, Моцарт, Моцарт! Когда же мне не до тебя? Садись. Сальери: Я слушаю. Фото Сальери из фильма «Моцарт и Сальери» ( Симонов) Фото из фильма «Моцарт и Сальери» Моцарт (за клавесином) Представь себе... кого бы? Ну, хоть меня - немного помоложе; Влюблённого - не слишком, а слегка, - С красоткой, или с другом - хоть с тобой, - Я весел... Вдруг: виденье гробовое, Незапный мрак иль что-нибудь такое... Ну, слушай же. Последнее произведение Моцарта, Реквием, стало одним из самых великих и самых трагических. Моцарт Признаться Мой Requiem меня тревожит. Сальери: А! Ты сочиняешь Requiem? Давно ли? Моцарт Давно, недели три. С образом Вольфганга Амадея Моцарта можно встретиться и в рассказе К. Паустовского "Старый повар". В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал: — Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. — Что же делать? — испуганно спросила Мария. — Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец, ей показалось, что вдоль ограды идет и напевает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил: — Кто здесь? Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца. — Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это все равно. Пойдемте. Фото из фильма (Моцарт за клавесином) Звучит «Фантазия» до - минор Звучит «Лакримоза» (Реквием- 7 часть) Фото из фильма Портрет Паустовского Зимний европейский город 18 века У постели умирающего https://www.google.ru/search? q=старый+повар. +константин+паустовский &newwindow=1&espv=2&so urce=lnms&tbm=isch&sa=X &ei=3DWgU-- FKMW_ygPBnoFg&ved=0CAg Q_AUoAQ&biw=1366&bih=66 4#facrc=_&imgdii=_&imgrc= 0cagiwuldKAPSM%253A %3BqZ-jpXmBN89FdM %3Bhttp%253A%252F %252Fmoscow.brainin.org %252FPausto1.gif%3Bhttp %253A%252F %252Fmoscow.brainin.org %252FPaustovsky.htm %3B431%3B568 Девушка 18 века, Европа Портрет Моцарта Старик 18 века Комната с клавесином Портрет женщины 18 века Он был еще очень молод, этот незнакомец. Совсем по- мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему. — Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души. — Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик и притянул незнакомца за руку поближе к себе. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена — ее звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства, и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я ее научил не трогать ни пылинки с чужого стола. А теперь скажите мне вашу последнюю волю. — Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. — Я сделаю это. А еще чего вы хотите? Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: — Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно сударь. Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков. — Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите. Он заиграл. Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первая клавиша прозвучала под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пес вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пес только потряхивал ушами. — Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из черной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает Моцарт за клавесином Цветущий сад откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее подымается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается все выше, все синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной. — Я вижу все это! — крикнул старик. — Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать... имя. Имя! — Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец. О великом норвежском композиторе Эдварде Григе написал К. Паустовский в рассказе « Корзина с еловыми шишками». В этом произведении музыка Грига слышится сквозь слова и строчки. В этой музыке ощущаем - запах сосен , шум северного моря и еще в не й доброта человеческого сердца. Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. Однажды Григ' встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками - дочь лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. - Как тебя зовут, девочка? - спросил Григ. - Дагни Педерсен, - вполголоса ответила девочка. Григ пригладил волосы девочки и пошел в сторону моря. «Я напишу музыку, - решил Григ. - На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен - дочери лесничего Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет». Портрет Моцарта Портрет Э. Грига Звучит Концерт № 1 для ф – но с оркестром Грига Норвежский сосновый лес Иллюстрация рассказа, диалог https://www.google.ru/search? q=старый+повар. +константин+паустовский &newwindow=1&espv=2&so urce=lnms&tbm=isch&sa=X &ei=3DWgU-- FKMW_ygPBnoFg&ved=0CAg Q_AUoAQ&biw=1366&bih=66 4#newwindow=1&q= %D0%BA%D0%BE %D1%80%D0%B7%D0%B8% D0%BD %D0%B0%20%D1%81%20% D0%B5%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D1%8B%D0%BC %D0%B8%20%D1%88%D0% B8%D1%88%D0%BA %D0%B0%D0%BC %D0%B8%20%D0%BA %D0%BE%D0%BD %D1%81%D1%82%D0%B0% D0%BD %D1%82%D0%B8%D0%BD %20%D0%BF %D0%B0%D1%83%D1%81% D1%82%D0%BE %D0%B2%D1%81%D0%BA %D0%B8%D0%B9&tbm=isch &facrc=_&imgdii=_&imgrc=E 50V6eUcC-bpjM%253A %3Bg3k6Kax57gL6KM В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю отец отправил Дагни в Христианию погостить к своей сестре Магде. Был тёплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом. Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Дагни впервые слышала симфоническую музыку. Она произвела на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя. Да! Это был её лес, её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. Великие книги рассказывают нам о великой музыке. Остается прочесть их и услышать произведения , о которых в них написано! %3Bhttp%253A%252F %252Fs017.radikal.ru %252Fi409%252F1208%252F bc%252F82057a1212b1.jpg %3Bhttp%253A%252F %252Fmusic-fantasy.ru %252Fcontent%252Fedvard-i- nina-grigi-skazka-o-lyubvi %3B853%3B1038 Симфонический концерт в парке Хельсинки Лицо красивой плачущей женщины Книги о музыке, обложки

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»

Разработка урока «В. А. Моцарт, Э. Григ в русской литературе»

Разработка урока                                             «В. А. Моцарт, Э. Григ  в русской литературе»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей