Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс
Оценка 5

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
29.01.2019
Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс
Разработка урока биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева. Теме «Вид. Критерии вида» Содержание урока направлено на формирование понятия «вид» и «критерии вида». Позволяет показать механизмы репродуктивной изоляции в природе, формировать умения давать морфологическое описание живых организмов, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы. Урок носит развивающий характер. Формирует умение работать в парах. Прививает интерес к предмету, через работу с дополнительной литературой.
9 класс Урок Вид и его критерии Ракитина Л.В..doc
Учитель биологии МБОУ СОШ №22 Ракитина Лариса Васильевна Тема урока: Вид. Критерии вида. 9 класс Учебник:  Биология 9 класс. И.Н. Пономарева. Издательский центр Вентана­ Граф Цели:  сформировать понятия «вид» и «критерии вида»; показать механизмы репродуктивной изоляции в природе; продолжить формирование умений давать морфологическое описание живых организмов, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы. Задачи:  Образовательные:  изучить понятие «вид», «критерии вида»; изучить   особенности   строения,   жизнедеятельности   организмов   согласно критериям вида; Развивающие: умение учащихся работать в парах; прививать интерес к биологии через работу с дополнительной литературой; Воспитательные:  воспитание культуры общения при работе в минигруппах; воспитание   воли   и   настойчивости   у   учащихся   для   достижения   конечных результатов.  Оборудование:  иллюстрации   по   зоологии:   «Заяц­беляк»,   «Заяц­русак», «Медведь бурый», «Медведь белый»; раздаточный текстовый материал «Заяц­ беляк и заяц­русак», ЦОР 9 класс Пономарева И.Н. Ход урока 1.Организационный момент (3 мин) Учитель   объявляет   тему,  цели   урока  ученики   формулируют   самостоятельно или совместно с учителем 2. Актуализация   знаний (12мин)   Выполнение заданий (устно).  1 Задание № 1 Что вы знаете о понятии вид? предполагаемый ответ учеников: вид ­ наименьшая систематическая единица, на планете много видов растений и животных Задание № 2 Учитель демонстрирует слайд «Бурый медведь» и задает вопросы: ­ Название этого вида животного — Медведь бурый. Какое из этих двух слов ,относится к родовому названию, какое — к видовому? ­ Назовите другой вид животного из этого же рода. (Это Медведь белый). Ребята вместе с учителем вспоминают, что для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому   относится   вид   (существительное),   а   затем   видовое   название (прилагательное). Задание № 3 В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов. 1. Еж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц­беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский или золотистый. 8. Заяц­русак. 9. Еж ушастый. 10. Лисица обыкновенная. (Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).) после выполнения задания №3 постановка проблемы и поиск путей решения проблемы. 2 С какой проблемой вы столкнулись при выполнении этого задания? Отнести зайца­беляка и зайца­русака к одному виду или к разным? Предложить работу с текстом «Заяц­беляк» и «Заяц­русак». Обозначить действия учащихся (работа в парах):  1 сравнить ареал распространения этих животных;  2. сравнить внешние признаки, способ передвижения;  3. размножение;  4 сделать вывод «Заяц­беляк» и «Заяц­русак» разные виды, так как занимают разные ареалы, не одинаковое внешнее строение, количество потомков.  Заяц­беляк и заяц­русак Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак.   Беляка   можно   встретить   на   территории   от   побережья   Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала. Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. Только кончики   ушей   остаются   у   него   черными   весь   год.   Русак   же   в   некоторых северных   местностях   тоже   сильно   светлеет   к   зиме,   но   снежно­белым   он   не бывает никогда. А на юге он вовсе не меняет окраски. Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. У беляка лапы широкие, с густым опушением чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. А у русака лапы уже, ведь   на   открытых   местах   снег,   как   правило,   твердый,   слежавшийся, «утоптанный ветром». Длина  тела  беляка — 45—75  см, масса — 2,5—5,5  кг. Уши  короче,  чем у русака. Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг. Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. У зайцев­ беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков ­ обычно всего один или два зайчонка. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю. 3 Как можно назвать признаки по которым отличаются эти животные? Пргф. 39 Критерии вида. Составить характеристику вида исходя из всех выполненных заданий.  Характеристика вида. 1. 2. вид. 3. 4. Для обозначения вида используется двойное название. Первое слово в видовом названии показывает к какому роду относится Особи разных видов отличаются критериями. Сходные виды объединяются в один род.  III. Изучение нового материала Вы знаете, что вид – наименьшая систематическая единица. Вспомните определение «вида».  Зачитать определение «вида» из энциклопедии биологического словаря. «Вид совокупность   популяций   особей,   способных   к   скрещиванию   с   образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков … и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм».  Сравнить это определение с определение в вашем учебнике пргф. 39 стр. 143.  Поясните понятие, которые встречаются в определении вида:  Ареал – область распространения данного вида или популяции в природе. Популяция  –   совокупность   особей   одного   вида,   обладающих   общим генофондом и занимающих определенную территории – ареал.  Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции. Рассмотрим историю развития взглядов на вид биологии: «ЦОР серия «1Ц: Школа «Основы общей биологии 9 класс», таблица «История ведения термина «вид». Проанализировать таблицу. Джон Рей ввел понятие вид. Карл   Линней  –   вид   –   реально   существующая   единица   живой   материи, неизменная, все виды созданы Богом.  4 Ж.Б. Ламарк  – виды реально не существуют в «природе нет ничего, кроме особей». Индивидуальная изменчивость непрерывна.  Чарльз   Дарвин  –   виды   имеют   независимую   реальность,   изменяются, относительно постоянны, являются результатом эволюционного развития.  Сделать   вывод:   понятие   «вид»   имеет   длительную   историю   становления   в биологической науке.  Проблема.  Существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы определить, принадлежат ли данные особи к одному виду или нет?  Для   решения   этой   проблемы   обратимся   к   информации   учебника   пргф.   39 «Критерии вида».  Создать таблицу  5 Название критерия Признаки особей по критерию Таблица 1. Критерии вида. Исключение 1. Морфологический Сходство   внешнего   и   внутреннего строения организмов.     всех Сходство процессов жизнедеятельности   и   возможность получения   плодовитого   потомства   при скрещивании. Виды­двойники, половой  диморфизм, полиморфизм. У разных видов сходство  процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых  гибридов. 2. Физиологический 3. Экологический Сходство по способам питания, местам обитания,   наборам   факторов   внешней среды, для существования. необходимых     Экологические   ниши   разных видов перекрываются. 4. Географический Занимают определённый ареал. 5. Биохимический 6. Этологический   по Сходство биохимическим параметрам ­ состав и структура белков, нуклеиновых кислот.   Космополиты. Совпадение  ареалов разных видов. Есть   очень   близкие   по биохимическому составу виды. Сходство   в   поведении.   Особенно   в брачный   период   (ритуалы   ухаживания, брачные песни и т. д.). Существуют виды с близким  поведением. 7. Цито­генетический  а) Цитологический Особи   одного   вида   скрещиваются между   собой   и   дают   плодовитое потомство   (основан   на   сходстве   числа хромосом, их формы и строения). Хромосомный полиморфизм в  пределах вида; у многих  разных видов число хромосом  одинаково. б) Генетический Генетическая   изоляция   видов.   Наличие постпопуляционных механизмов изоляции.   Важнейшие   из   них   —   это гибель   мужских   гамет   (генетическая несовместимость),   Собака   и   волк,   тополь   и   ива, канарейка   и   зяблик   дают плодовитое потомство. (Наличие   гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство межвидовых гибридов) 6 Проанализируйте таблицу и сделайте вывод:  В каждом критерии можно найти исключения, которые делает критерии не абсолютными.  Ответим на поставленную проблему. 1. Нет   ни   одного   видового   критерия,  который   можно   было   бы   признать абсолютным и универсальным. Видовые   критерии   обеспечивают   генетическую   изоляцию   видов,   тем 2. самым   обеспечивая   самостоятельность   каждого   вида   и   их   разнообразие   в природе. К   способам   изоляции,   препятствующим   к   скрещиванию   разных   видов 3. относятся: а) различие ареалов – мест обитания; б) разные сроки размножения; в) разные строения репродуктивных органов; г) нежизнеспособность или стерильность гибридов. 4. Закрепление  Предлагаю обучающимся определить о каком критерии говорится в тексте: Бегемот или гиппопотам. Размеры очень крупные: у взрослых самцов длина тела до 4,5 м, масса до 3,2  тонн (морфологический). Кожа содержит много желез, выделяющий слизистый  секрет, защищающий кожу от высыхания на воздухе. Секрет имеет красноватый  цвет, поэтому живые звери розоватого цвета (биохимический). Бегемоты днем  спят на мелководье или около воды, ночью пасутся на прибрежных лугах, редко  удаляясь от воды (экологический). Половозрелость наступает у самцов в 9 лет,  у самок — в 7 лет. Период спаривания бывает дважды в год: в феврале и  августе. Беременность длится 240 дней, роды происходят в воде  (физиологический). Белка обыкновенная. 7 Голова округлая с большими черными глазами, уши длинные, на концах с  кисточками, особенно развитыми зимой. Длина тела 20­28 см, длина хвоста 13­ 19 см. Мех зимой мягкий и пушистый, летом более жесткий, короткий  (морфологический). Белка распространена в лесной зоне Евразии от побережья  Атлантики до прибрежных островов Западной Пацифики (Сахалин, северная  часть Японских островов) — географический. Характерный обитатель хвойных  и широколиственных лесов. Предпочитает сомкнутые высокоствольные, зрелые  насаждения смешанного состав: елово­кедрово­лиственничные (экологический). В лиственных лесах обычно живет в дуплах, в хвойных строит из веточек  шарообразные гнезда ­ «гайна», выстилая внутреннюю полость мхом, лубом,  лишайниками и сухой растительной ветошью (экологический). Размножение  начинается в январе­феврале и заканчивается в июле­августе. За это время  самка приносит 2 выводка. Беременность длится 35­40 дней, в выводке от 2­3  до 8­11 бельчат (физиологический). Один из основных промысловых видов. Среднеазиатская кобра. Кобры — очень опасные животные, обладающие сильно действующим ядом  нейротоксического действия. Яд кобр угнетает центральную нервную систему и  приводит к параличу дыхательного центра (биохимический). Это крупная змея  длиной около 2 м, окрашенная в разнообразные цвета — от светло­оливкового  до почти черного (морфологический).В Туркмении кобра чаще всего  встречается в холмистых предгорьях и широких каменистых межгорных  понижениях покрытых травянистой растительностью (экологический). Зимуют  они в глубоких норах песчанок на глубине 1 — 1,2 м, по 1 — 2 экземпляра в  одном убежище. Зимовка продолжается 140 — 150 дней (физиологический). Из  яда кобры приготовлен препарат «Кобротоксин», применяемый для лечения  бронхиальной астмы и некоторых форм рака. Береза повислая или бородавчатая. Стройное дерево высотой до 20 м, с ажурной кроной и поникающими тонкими  ветвями. Кора снежно­белая, отслаивающаяся тонкими пластинками  (морфологический). Цветет в конце апреля — начале мая; семена созревают в  конце августа­ сентябре (физиологический). Распространена в России в лесной и лесостепной полосе Европейской части и Западной Сибири (географический).  Образует обширные чистые леса, заселяя нарушенные местообитания: лесосеки,  пожарища, заброшенные пашни, а также растет в смеси с другими породами,  особенно часто с сосной и елью. Береза используется в медицине и парфюмерии, в строительстве. 8 Домашнее задание. 5. Пргф. 39, подготовиться к выполнению лабораторной работы, повторить  строение вегетативных органов.  9

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс

Разработка урока «Вид. Критерии вида» биология 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019