Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
28.04.2017
Мероприятие по внеклассной литературе о мудрости книг. Мудрость – это как отражение в зеркале нашей души, а знание – пыль на этом зеркале. Суфийская мудрость гласит: «Сотри пыль с зеркала своей души, и в нём отразится Абсолют».
«А какая самая мудрая книга, особенно рекомендуемая для прочтения?» В жизни есть много путей, по которым каждый следует к своему предназначению. Поэтому для одного человека самой мудрой покажется одна книга, а для другого – совершенно другая.
Настоящий читатель – тот, кто "судит, наслаждаясь текстом", и наслаждается, рассуждая. Так сказал великий немецкий писатель Гёте.
в поисках мудрости разработка.docx
Слайд №1
Открытое внеклассное мероприятие по литературе «В поисках
мудрости».
Цель: : 1 ) развивать интерес к литературе, к творчеству;
2) развивать умение аргументировать свою точку зрения, взаимодействовать в
коллективе;
3) воспитывать речевую культуру учащихся, внимание к слову, толерантность,
правильное отношение к жизни.
Задачи: 1.Расширять представления учащихся о творческом процессе, об
известных русских и зарубежных писателях.
2. Развивать фантазию и творческие возможности.
3. Воспитывать уважение к писательскому труду.
4. Воспитывать уважение к своим родителя.
Ход.
Слайд № 2 Как сидят на полу люди
1..Сегодня мы собрались с вами на интересное мероприятие по литературе,
которое называется «В поисках мудрости». И побываем мы сегодня на
Востоке, а Восток – это дело тонкое. Не случайно мы сидим на полу это
очень древний обычай. Считалось, что земля лечит людей, поэтому на
Востоке люди не болели такими болезнями как холера, чума… Кроме того
когда мы сидим на полу то становимся ближе друг к другу, чувствуем плечо
рядом сидящего, тепло очага. А еще кочевой народ не мог просто иметь
много громоздкой мебели, так как надо было постоянно кочевать с одного
места на другое. А мы сегодня с вами просто попробуем окунуться в этот
интересный мир Востока.
Слайд № 3 стих Омар Хайяма Эпиграф.
Вступительное слово учителя:
Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
1 Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.
Омар Хайям
Эти слова великого мудреца Омара Хайяма можно взять эпиграфом к
нашему вечеру.
Каждый человек должен читать книги вдумчиво и внимательно,
постигая мудрость книги. А что же такое мудрость?
Мудрость – это как отражение в зеркале нашей души, а знание – пыль на
этом зеркале. Суфийская мудрость гласит: «Сотри пыль с зеркала своей
души, и в нём отразится Абсолют».
«А какая самая мудрая книга, особенно рекомендуемая для
прочтения?» В жизни есть много путей, по которым каждый следует к
своему предназначению. Поэтому для одного человека самой мудрой
покажется одна книга, а для другого – совершенно другая.
Настоящий читатель – тот, кто "судит, наслаждаясь текстом", и
наслаждается, рассуждая. Так сказал великий немецкий писатель Гёте.
2. Учитель: Вопрос классу Что такое мудрость?
Как мне кажется, мудрость – это страховка от глупых решений и
необдуманных шагов.
«Побыстрей!» - подстегивает жизнь , а мудрость говорит: «Не
торопись...», посчитаю сам себе до ста,
Приходит ли мудрость с возрастом?
Трудно сказать. Она и с опытом приходит, и с возрастом. Только с
возрастом, но далеко не ко всем. Учить мудрости так же глупо, как и
полагать, что она – дар божий. Мудрость, скорее, самый
невостребованный человеческий талант. Но мало иметь талант к
мудрости надо еще иметь мудрость не загубить талант.
Всякий опыт к мудрости. Если человек больше слышит, расспрашивает,
видит, больше знает и делает, он становится мудрым. Мудрость – это
знать, чего делать нельзя.
Слайд № 4 Животные
3. И вот интересно, что не только мудрыми бывают люди, но и
животные и птицы, невозможно точно определить, насколько одно
животное умнее другого, но однозначно, что некоторых из них
2 действительно считают самыми умными их считают символами
мудрости, а вот почему, сейчас послушаем.
МУДРОСТЬ СОВЫ
Вот уже несколько тысяч лет сова символизирует мудрость: по крайней
мере, именно эта птица сопровождает в ученых занятиях и
интеллектуальных спорах могущественную Афину, покровительницу
ученых. Мудрость совы – в знаниях: когда шумный птичий мир затихает
в гнездах, сова выбирается из укромного места, в котором она копила
впечатления трудного дня, и начинает свой безмолвный, но
глубокомысленный диалог со Вселенной: о смысле суеты и правде
тишины, о суетности мира и всемирности истины.
МУДРОСТЬ ЧЕРЕПАХИ
А вот китайцы считают, что мудрость – обязательное приложение к
возрасту. Дожить до глубоких седин, не нажить врагов и сохранить
друзей, воспитать благодарное потомство и познать истину каждой
минуты простой человеческой жизни – все это невозможно без
мудрости.
МУДРОСТЬ ПЧЕЛЫ
Мудрость пчелы – созидательный труд: недаром именно она, как гласят
древние легенды, помогла Демиургу сотворить мир. Символ мудрости и
созидания, пчела - верная спутница Артемиды и Афродиты, Кибелы и
Персефоны, эмблема Девы Марии.
МУДРОСТЬ ЕДИНОРОГА
А это мифическое существо символизирует мудрость как данность:
именно единорог указывает путь познания, покровительствует ищущим,
уравновешивает силы тьмы и света, соединяя противоборствующие
стихии в одно целое. Мудрость единорога не приходит с возрастом и не
крепчает с опытом – она, как в сказке, просто дается в подарок тому,
кто отправляется в путь на поиски истины.
4. Я сейчас задам вам вопрос, а вы подумайте и ответьте на него. Что вы
видите в луже?
Один видит себя.
3 Другой луну и звёзды. Или солнце, а третий – грязь
5.Учитель: Сегодня мы с вами находимся в поисках мудрости, а найти ее
можно в древних книгах.
Слайд № 5 Рабочие
А вот еще одна притча. В ней содержится народная мудрость. Но чтобы ее
понять, нам следует настроиться на ее прочтение.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные
тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".
Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".
Третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".
Учитель: Первый рабочий несчастен, так как для него труд – это каторга;
второй – спокоен, так как он трудится ради своей семьи (в его ответе –
спокойное достоинство);
третий горд и счастлив, так как служит прекрасной цели.
Вот так поразному можно посмотреть на одну и ту же работу.
Слайд № 6 Помни своих предков.
6. Ученик: За последние столетия человечество сделало огромный скачок
вперёд во многих областях науки и техники: освоение атома, полёты в
космос, изучение других планет Солнечной системы и многое другое. Но,
осваивая высшие материи, люди часто забывают о том, откуда они пришли и
где их корни. С развитием электроники и компьютеризации, увлекаясь всё
новыми и новыми безделушками, человек стал забывать о главном: о родных,
подаривших ему свою любовь, о материЗемле, давшей свое тепло, питание,
чистую воду и свежий воздух, о божественном присутствии, кроющемся во
всех проявлениях жизни. В то время как именно корни дают материальную
стабильность, необходимую для спокойствия ума, душевного равновесия и
истинного духовного роста, без которых ни о какой мудрости не может быть и
4 речи. Так помните о своих корнях, старайтесь их познать, изучить,
проникнуть в традиции и ценности своих предков.
Тяжелый грех мы на душу берем,
Когда родителей по жизни забываем,
Уйдут они – назад, их не вернем
И никогда себя не оправдаем!
Учитель: Народная мудрость гласит, изучайте свои корни, а зачем?
Слайд № 7 Омар Хайям Прослушать притчу о родителях Омар
Хайям.
Познавая свои корни, мы открывает для себя мощный источник силы и
мудрости с одной стороны, а с другой – это помогает избежать в нашей жизни
многих ошибок предыдущих поколений.
С охотой исполняйте наставления родителей своих и старцев Рода своего, ибо
ни один родитель или старец не желает зла чаду или внуку своему.
Оберегайте и проявите заботу о родителях своих, во все дни и преклонные
лета их, ибо дети ваши, глядя на вас, когда придёт время, так же будут
относиться и к вам.
Слайд № 8 Карта Индии
7. Учитель: ( звучит индийская музыка) давайте побываем в Индии.
Посмотрим на карту загадочной страны, колоритной, полной контрастов с
завораживающей культурой и послушаем мудреца Нагарджуна что в
переводе с индийского означает – «серебряный змей» – выдающийся
индийский мыслитель, основатель буддийской школы. Он записал мудрую
легенду, послушайте ее.
Слайд № 9 Фото Нагарджуна
Однажды Великий Нагарджуна путешествовал по Индии. Император
был поклонником Нагарджуны и подарил ему красивую золотую чашу
для подаяния. Она была очень дорогой, а Нагарджуна был полуголым
странникоммонахом. Однажды мимо него проходил вор, он не мог поверить
своим глазам: столь дорогая вещь находится у такого нищего человека! И вор
5 пошёл за ним. Нагарджуна остановился на ночь в полуразрушенном
монастыре. Вор обрадовался такой удаче и подумал: «Ночью, когда он уснёт,
я подойду и возьму чашу без всякого труда». И он спрятался за стеной.
Нагарджуна почувствовал и понял, что хочет сделать этот человек. Он вышел
и сказал:
– Ты уж лучше возьми эту чашу сейчас, чтобы я мог спокойно заснуть. Я бы не
хотел делать тебя вором, поэтому я подумал и решил подарить её тебе. Всё
равно ты заберёшь чашу, так почему сразу не подарить её тебе? Возьми в
подарок!
Вор не ожидал такого поворота событий, он подошёл и склонился к ногам
Нагарджуны. Тот сказал:
– Теперь ты можешь спокойно уйти, потому что у меня больше ничего нет.
Радуйся и оставь меня в покое.
Но вор сказал:
– Подожди, святой человек. Я тоже хотел бы стать таким же не привязанным
к вещам, как и ты. Ты заставил меня почувствовать себя таким жалким. Есть
ли путь, идя по которому я смогу достичь вершины осознания?
Нагарджуна ответил:
– Да, есть такой путь!
Вор сказал:
– Только не говори, что сначала я должен бросить воровать. Я пробовал, но я
не могу выполнить это условие. Я ведь только это и умею.
Нагарджуна сказал:
– Видимо, ты ещё не встречал настоящего мистика. Ты, должно быть, встречал
только бывших воров. Иначе, почему ктото должен беспокоиться о том, что
ты вор? Будь вором! Это не моё дело. Меня это не волнует. Только одно
требуется от тебя: иди и делай то, что ты делаешь, но делай это сознательно.
Не делай ничего механически. Осознавай то, что ты делаешь.
Вор сказал:
– Ну, на это я согласен. Я попробую.
6 Нагарджуна ответил:
– Я подожду тебя здесь, в этом монастыре, пятнадцать дней. Ты можешь
прийти и рассказать мне обо всём.
Слайд № 10 Вор пришел к мудрецу
На десятый день вор пришёл и сказал:
– Ты очень хитрый! Я попробовал, и мне повезло. Я даже проник в один дом.
Там были такие огромные богатства. Помня моё обещание, я оставался
осознающим. Но на меня нисходило такое спокойствие и безразличие, что мне
не хотелось воровать, я не мог уносить вещи с собой.
Нагарджуна сказал: – Это то, что ты должен был понять. Теперь всё зависит
от твоего выбора. Ты можешь остаться вором, либо ты можешь принять
осознание и стать другим человеком. Продолжай воровать, если ты сможешь
это делать с осознанием. Тогда я за тебя спокоен.
Вор сказал:
– Но ведь это невозможно. Я пробовал. Если я осознаю, я не могу украсть. –
Вообщето, ты меня поймал. Я уже не смогу расстаться с этим осознанием. Я
почувствовал его вкус».
Вот так, мудро, без запретов и долгих нравоучений, Нагарджуна
наставил вора на путь осознанности.
Слайд № 11 Учитель и чемпион.
8.Учитель: а теперь пришло время побывать на Востоке, и прочитаем еще
одну притчу, подумаем, чему она нас учит?
Однажды к старому Учителю восточных боевых искусств пришёл ученик
европеец и спросил:
– Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему еще
вы могли бы научить меня?
Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
7 – Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где
поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе
ребра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.
Все это написано в мудрых книгах.
Слайд № 12 Книги.
Учитель: Как вы думаете чему нас учит эта притча? (ребята должны ответить
на вопрос, родители им помогают)
Слайд № 13 Карта Армении и музыка
Слайд № 14 Виды Армении
9. Учитель: пришла пора побывать в Армении. (звучит армянская музыка)
Если спросить человека, который поездил по всей стране, а какая же она
Армения, то с большой вероятностью он скажет, Армения страна очень
разнообразная ни один уголок не похож на другой, все очень быстро меняется
ландшафты, цвета, растительность горы и скалы, долины и ущелья в каждом
регионе они просто неповторимы. В этой древней стране немало мудрецов,
послушаем о чем они писали.
Слайд № 15 Царь Арам
В давние времена был в Армении царь по имени Арам. Случилось так, что в
один из боев он попал в плен к ассирийскому царю Носору. Победитель
поставил условие:
— Десять дней ты останешься без хлеба, ты будешь голодным. На
одиннадцатый день будешь состязаться со мной в стрельбе из лука — если
победишь, отпущу тебя невредимым, вернешься к своему народу с
достойными царю подарками.
На следующий день Арам потребовал, чтобы из армянской армии, стоящей у
границ Ассирии, принесли его самый красивый панцирь.
8 Ассирийские гонцы заспешили в путь. Армяне тут же догадались, что их царь
на чтото намекает, и, чтобы выиграть время и подумать, задержали гонцов на
всю ночь. На рассвете ассирийцы помчались в обратную дорогу и подали царю
Араму панцирь. Они не знали, что в броне спрятан тонкийпретонкий хлеб. Да
и никто в те времена и слышать не слышал о лаваше — попробуй догадаться,
что хлеб можно спрятать в панцирь.
Слайд № 16. Женщины пекут хлеб.
Слайд № 17 Тандыр и лаваш
Взял Арам панцирь, а потом вдруг заявил, мол не этот самый красивый.
Делать нечего, вновь послали гонцов, и те принесли новый панцирь. Но и этот
не понравился армянскому царю. И гонцы каждый день до истечения
условного срока покрывали ту же дорогу и каждый раз, ведать о том не ведая,
приносили Араму лаваш.
На одиннадцатый день Арам и Носор вышли на стрельбище. Носор был
уверен, что Арам, оставшись без хлеба, пал духом и силами, утерял меткость
глаза. Но — вот чудеса! — Арам вышел победителем в состязании и с честью
возвратился в свою страну. Армянский хлеб спас его. Возвратился царь и
велел огласить по всей стране: впредь в Армении вместо других хлебов пусть
пекут лаваш.
Слайд № 18 Книги
Все это написано в мудрых книгах
Слайд № 19 Яблоки и мусор
Учитель: А вот и еще одна восточная мудрость
Один человек купил себе дом с красивым большим садом. Он был очень
счастлив. По вечерам выходил в сад подышать свежим воздухом и
полюбоваться тем, как зреет урожай. Все бы ничего, только рядом с его
домом, был маленький старенький домишко, в котором жил очень вредный
сосед. Этот сосед бесконечно пытался сделать какуюнибудь пакость: то
мусор в сад подбросит, то еще что. Однажды этот человек вышел на крыльцо,
глядь, а там ведро с помоями стоит. И решил человек поступить следующим
образом. Вылил помои, ведро выдраил, вычистил, что заблестело, как новое,
насобирал в него самых больших и красивых яблок, затем пошел к соседу,
9 постучал в дверь. Сосед подумал: «Ну, наконец, достал я его! Сейчасто я
все ему выскажу…»
Открывает дверь, а там стоит ведро с яблоками.
— Эй, подожди, – крикнул он вслед уходящему человеку. – Почему ты мне
принес яблоки?
Ведь я тебе постоянно только всякое дерьмо подбрасывал.
— Кто чем богат, – обернувшись, проговорил тот, — Кто чем богат, тот тем и
делится…
Учитель: Восточная мудрость гласит «Воздавайте добром за зло»
Отвечать добром на добро может каждый человек, но вот добром на зло –
только настоящий человек. Это восточная пословица. А теперь послушайте
стихотворение великого мудреца Омар Хайяма в перевод русского поэта
Олега Гаврилюка.
Слайд № 20 Омар Хайям
Жизнь – бумеранг, к тому ведётся,
Что отдаёте, то и вернётся.
То, что посеешь – то и пожнёшь.
Ложью пробьётся ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значенье,
Только прощая – получишь прощенье.
Вы отдаёте – Вам отдают,
Вы предаёте – Вас предают.
Вы обижаете – Вас обижают.
Вы уважаете – Вас уважают…
Жизнь – бумеранг, всё и всем по заслугам.
Чёрные мысли вернутся недугом.
10 Светлые мысли – Божественным светом.
Если не думал – подумай об этом!
Слайд № 21 Карта Азербайджана
Слайд № 22 Кочевники
Учитель: А теперь побываем в веселом Азербайджане и послушаем мудреца
Ходжу Насреддина, чему он нас научит? Алина читает отрывок из книги
Леонида Соловьева «Повесть о Хадже Насреддине». Мы видим и здесь
мудрых и смелых людей, о которых написано много интересных книг.
Слайд № 23 Книги
Слайд № 24 Мудрые книги
Слайд № 25 Карта Казахстана
Учитель: Побываем в далеком Казахстане, в стране ветров и песков, бурных
рек и спокойных озер.
Слайд № 26 Кочевой народ
Послушаем слова великого мыслителя Абая Кунанбаева. Артем читает
отрывок из романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
Слайд № 27 Абай Кунанбаев
Слайд № 28 Абай и народ
Учитель: В древних книгах говорится, что знание – это глаза человека. С
помощью этих глаз он постигает не только видимое, но и скрытое. И будь у
человека хоть сто зорких глаз, без знаний он всё равно останется слепым.
Слайд № 29 Книги
А теперь вы прочитайте афоризмы о мудрости, которые вы нашли в
книгах
11 Сколько бы человек ни постигал мудрость, он никогда не сможет достичь её
пределов. Мудрому человеку всегда есть к чему стремиться и куда расти,
мудрый видит тех, у кого и чему он может еще поучиться. Глупец же,
напротив, считает себя самым умным и думает, что всему в жизни уже
научился.
Афоризмы:
1. Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца —
терпение.
2. Кто мудр, тот и добр.
3. Мудрость — это ум, настоянный на совести.
4. мудрость жизни — знать во всем меру.
5. Когда грозит беда, когда бывает туго, мудрец винит себя, глупец ругает
друга.
6. Женщины управляют нами; постараемся же довести их до
совершенства: чем больше будут они знать, тем совершеннее будем и
мы. От развития женского ума зависит и мужская мудрость.
Наше мероприятие подошло к концу, мы сегодня были в поисках
мудрости, это маленькая частичка тех знаний, которые мы сегодня
узнали. Но у каждого из вас есть возможность продолжить познавать
мудрость книг.
Слайд № 30
Что интересного вы сегодня узнали?
Звучит песня «Научи меня Боже мудрости». Большое всем спасибо за
теплое общение.
Слайд № 31 Мудрец
12
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Разработка внеклассного материала по литературе для учащихся (8 класс) "В поисках мудрости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.