Разработка занятия "Увеличительные приборы" (дошкольники, начальная школа)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На занятии дети знакомятся с увеличительными приборами (лупа, микроскоп) и принципами работы с ними, формируют навыки исследовательской деятельности. Для работы так же необходимы лист аквариумного растения валлиснерии, препарат кожицы лука, образцы текстильных волокон, бумага.Разработка будет интересна воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.Технологическая карта занятия
Иконка файла материала Увеличительные приборы.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр дополнительного образования»  города  Искитима Новосибирской области Разработка занятия «Увеличительные приборы» Автор: Степаненко Наталья Александровна Цель: знакомство детей с увеличительными приборами и принципами работы с ними. Задачи:   Знакомство с функциями оптических приборов;  Изучение  устройства и  принципов работы микроскопа;  Формирование умения работать с лупой и микроскопом;  Формирование интереса к исследовательской деятельности;  Развитие логики, мышления, расширение понятийного аппарата;  Формирование умения грамотно высказывать свое мнение и уважительно относиться к мнению других. Оборудование   и   материалы:   лупа   (образец   и   для   индивидуальной   работы),   учебный   световой   микроскоп   с   комплектом объективов,  иллюстративный   материал  (изображения   телескопа,   бинокля,   электронного   микроскопа,   клеток   и   органических тканей), предметные и покровные стекла, лист аквариумного растения валлиснерии, препарат кожицы лука, образцы текстильных волокон, бумага, мультимедийное оборудование (ПК, проектор или электронная доска) Предварительная подготовка:   Подготовка иллюстративного материала для демонстрации на интерактивной доске или через проектор   Подготовка   препарата   кожицы   лука   (Для   этого   с   луковицы   репчатого   лука   надо   снять   наружные   сухие   чешуи,   затем   с внутренней поверхности белой мясистой чешуи иглой отделить кусочек тончайшей прозрачной кожицы, которую положить в каплю воды на предметное стекло, аккуратно расправить и прикрыть кожицу тонким покровным стеклом. В воду необходимо добавить каплю йода, что позволит лучше рассмотреть препарат) Ход занятия:Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся Средства обучения 1. Организацио Взаимное приветствие, обучающиеся занимают свои места, организация внимания. нный момент. 2. Изучение нового материала Включаются   в диалог, отвечают вопросы   на Преподаватель   строит   диалог   с   группой   примерно   по   следующему плану, выясняя особенности и функции зрения:  Ребята, с помощью чего мы видим окружающий мир? \глаза \  А что мы можем увидеть вокруг себя?   Какие   самые   большие   предметы   вы   видели   своими   глазами? \перечисляют\ \перечисляют\  А самые маленькие? \перечисляют\  Человек может хорошо и четко рассмотреть предмет на очень большом расстоянии?  \нет\  А если предмет находится вблизи, но он очень маленький? \нет\   Конечно,   если   предмет   очень   маленький,   или   очень   далеко находится,   то   рассмотреть   его   очень   трудно,   а   иногда   и невозможно. Но люди изобрели специальные приборы. Например, чтобы   рассмотреть   далекую   землю,   капитан   на   корабле   что использует? \бинокль\.   А чтобы смотреть на звезды, которые очень далеко от нас, какой прибор используют? \телескоп\  А если предмет находится рядом с нами, но такой крохотный, что   мы   его   даже   не   видим,   то,   что   нам   понадобится? \увеличительное стекло, микроскоп \   На демонстрационн ом столе накрыты тканью микроскоп, лупы   (дети   их не видят). Изображения бинокля, телескопа, лупы, микроскопаИзучают   лупы, участвуют   в диалоге, рассматривают предложенные образцы Лупа, предметное стекло, образцы бумаги, текстильных волокон Давайте познакомимся поближе с увеличительными  приборами (открывает приборы на столе, раздает детям лупы). Увеличительное   стекло,   ­   самый   простой   или   лупа, увеличительный прибор.   Из чего он состоит? \стекло в оправе, ручка\  Если   внимательно   посмотреть   сбоку   на   обычное   стекло,   то   оно ровное?  \Да\   А   стекло   лупы   ­   выпуклое   ­   благодаря   этому   оно   способно увеличивать   изображение   предметов.   Лупу   берут   за   рукоятку   и приближают   к   предмету   на   такое   расстояние,   при   котором изображение становится наиболее четким.  Посмотрите внимательно на листок бумаги (лучше немелованной). Какая она? \белая, чистая, ровная и тп.\  А   если   посмотрим   через   лупу,   то,   что   увидим?   \волосинки, неровности\  Шерстяная ткань (ниточка) без увеличения какая? \ровная, гладкая\  А, если посмотреть через лупу? \лохматая, неровная\  Если   мы   посмотрим   через   лупу   на   кожу   руки,   то,   что   увидим? \сеточку\  А невооруженным глазом её хорошо видно? \нет\  Значит,   что   нам   помогает   делать   лупа?   \рассматривать   детали, мелкие предметы\Отвечают   на вопросы, выполняют упражнения Физкультминутка Мы с вами говорили, что наблюдать за звездами, кометами и другими космическими объектами какой прибор помогает? \телескоп\. Как вы думаете,   люди   какой   профессии   находятся   ближе   всех   к   звездам? \космонавты\. Тогда давайте почувствуем себя немного космонавтами на нашей физкультминутке! А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.  На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, подтянись! – Вот летит ракета ввысь!  Три, четыре, прилетели, На Луну тихонько сели! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)Микроскоп Рассматривают микроскоп, запоминают   и называют детали, участвуют беседе.   в Но   еще   более   сложный   увеличительный   прибор   –   микроскоп. Давайте вместе его рассмотрим, и назовем, из чего он состоит. Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение предмета в десятки, сотни и тысячи раз. Главная часть нашего микроскопа – увеличительные стекла, вставленные в трубку. Внизу трубки находится объектив, под который мы помещаем объект. Винтами мы настраиваем четкость изображения, а на предметный столик помещаем исследуемый предмет. Это все крепится на  штативе, а под предметным столиком находится зеркало, с помощью которого мы ловим и направляем лучик света   в   объектив.   Благодаря   лучику   мы   можем   рассмотреть   наш объект, поэтому микроскоп называют «световой».  Давайте вместе еще раз назовем детали микроскопа. С   микроскопом   нужно   работать   аккуратно.   Подходить   и рассматривать объекты будем по очереди, чтобы не сбить настройку и не загораживать свет, иначе ничего видно не будет.  А что будет с микроскопом, если он упадет? \разобьются стекла, сломается\ правильно, значит толкаться около рабочего стола тоже нельзя.Давайте   сравним,  какой   увеличительный   прибор   сильнее. Рассмотрим   этот   листик   без   использования   приборов.   Что   мы видим?   \он   зеленый,   гладкий,   блестящий\   а   если   посмотреть   через лупу? \видны неровности, возможно – сеточка\ А   теперь   кусочек   листа   валлиснерии   я   смочу   водой,   чтобы   он   не слетел, положу на предметное стекло, сверху прикрою покровным и закреплю на предметном столике микроскопа. Направлю с помощью зеркала лучик света и винтами отрегулирую четкость – что вы видите теперь? \ответы детей \­ это клетки – частички, из которых состоит лист. (Аналогично   можно   рассмотреть   текстильные   волокна   и   др., анализируя увиденное.) Ну   как,   ребята,   есть   разница   между   тем,   что   вы   увидели невооруженным глазом, через лупу и через микроскоп? /ответы детей/ Правильно, изображения стали крупнее и видны  лучше. Но есть еще более сильные микроскопы – электронные. Они не похожи на наш, световой.   Ученый   сидит   в   комнате   перед   экраном   и   с   помощью клавиатуры   управляет   процессом,   а   на   экране   видит   изображение объекта. Электронные микроскопы увеличивают изображение в тысячи раз   и   позволяют   рассмотреть   самые   мелкие   части   клеток. (демонстрация изображений) Теперь,   давайте   попробуем   рассмотреть   свою   руку (преподавателем убираются предметные стекла и регулируется высота тубуса, затем анализируются наблюдения – через руку свет пройти не может, поэтому ничего не видно). Совместно с детьми делается вывод: под микроскопом можно рассмотреть   более   мелкие   детали,   чем   под   лупой.   Он   дает   более сильное увеличение. Не все микроскопы дают одинаковое увеличение. Но   рассматривать   под   микроскопом   можно   только   очень   тонкие объекты, легко пропускающие свет. Итак, ребята, давайте подведем итоги:  Для того, чтобы рассматривать мелкие предметы и их частички нам необходим бинокль.   Тогда, наверное, телескоп?  3. Подведение итогов Рассматривают лист валлиснерии, препарат кожицы   лука, зарисовывают увиденное, участвуют беседе   в Лист валлиснерии, препарат кожицы   лука, лупа, микроскоп, предметное   и покровные стекла, изображение электронного микроскопа, клеток   органических тканей большом увеличении при и   Дети опровергают ложные утверждения, Микроскоп, изображения бинокля, телескопаназывают правильные варианты.   А, нам вообще никакие приборы не нужны!? \лупа и микроскоп\  Какой из этих приборов самый простой?   Он дает самое большое увеличение?  А микроскоп во сколько раз увеличивает?  Из чего он состоит? \трубка с увеличительными стеклами, объектив, предметный столик, винт, зеркальце, штатив\  Как им пользоваться? \на предметный столик помещают стекло с предметом,   зеркальцем   настраивают   свет,   с   помощью   винта поднимают или опускают трубку с объективом, чтобы стало хорошо видно\  Можно ли толпиться, бегать возле рабочего стола? Почему?  А как выглядит самый мощный – электронный микроскоп?  С микроскопом разобрались, а зачем тогда придумали бинокль?    А телескоп для чего нужен?  А что было бы, если бы человек не изобрел эти приборы? 4. Заключитель ный Ребята, что нового вы сегодня узнали? Спасибо за занятие! Рефлексия