Познакомить учащихся с разрядами количественных числительных (целые, дробные, собирательные), упражнять в определении разрядов количественных числительных, совершенствовать орфографические, речевые навыки обучающихся . Развивать умение работать с текстом ; выучить разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Уметь определять разряды количественных числительных. Обогащать словарный запас учащихся, культуру речи; создать условия для воспитания чувства доброты.
Урок . 6 класс.doc
Учитель русского языка и литературы СОШ №9, г Елабуга, РТ
Щербакова Наталия Викторовна
Класс 6
Тема урока: «Разряды количественных числительных. Целые числа».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Воспитательные:
1) продолжить воспитание уважения к родному языку;
2) поддержать интерес учащихся к русскому языку как к учебной дисциплине;
3) формирования носителя языка как сознательной языковой личности.
Развивающие:
1) продолжить развитие коммуникативных навыков и умений учащихся;
2) продолжить развитие умения правильно склонять числительные, обозначающие целые числа;
3) продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся.
Обучающие:
1) закрепить ранее изученный теоретический материал по теме «Имя числительное»;
2) дать понятие о разрядах количественных числительных;
3) показать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа.
Задачи: Воспитательные:
1) показать значимость имен числительных в жизни человека на примере упражнения «Расскажи о
своем дне»;
2) развитие навыка коллективной работы и работы в парах;
3) на примере этого же упражнения поддержать интерес учащихся к русскому языку как к учебной
дисциплине.
Развивающие:
1) содействовать умению работать самостоятельно;
2) развитие умения анализировать, сравнивать, рационально решать познавательные задачи;
Обучающие:
1) научить различать разряды количественных числительных;
2) научить согласовывать числительные в косвенном падеже с существительным.
Оборудование урока: презентация, интерактивная доска.
Список использованной литературы:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных
учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 2012.
2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 2е изд., перераб. –
М.: ВАКО, 2014. – 416 с.
3. Русский язык. 6 класс . Учеб. для средней общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 2/
[Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. –
М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
План урока:
1. Оргмомент (3 мин.)
2. Актуализация знаний (4 мин.)
3. Этап подготовки учеников к активному и сознательному усвоению новых знаний (10 мин.)
4. Этап усвоения новых знаний (25 мин.)
5. Физкультминутка (3 мин.)
6. Домашнее задание (4 мин.)
7. Подведение итогов урока (4 мин.)
1 8. Выставление и комментирование оценок (2 мин.)
Этапы урока
1. Оргмомент
2. Актуализация
знаний
Ход урока
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
продолжаем с вами разговор о
числительных.
Какую роль играют числительные
в нашей жизни?
Цифры окружают нас всюду. Мы
привыкли их видеть в магазинах,
слышать о них по телевидению и
радио. Цифра «знает», сколько
ребят учится в нашей школе, что
скворец, чтобы накормить птенцов,
должен принести им корм за день
около 200 раз, что мировой рекорд
аппетита принадлежит китам,
которые за сутки поедают 510 тонн
планктона, а детеныш синего кита
выпивает в день 580 литров
материнского молока. Цифры
играют огромную роль в нашей
жизни.
А начнем мы урок со словарной
работы, во время которой
проверим и ваши математические
способности. Открываем тетради
записываем число и оставляем
строчку для темы, ее мы напишем
чуть позже.
Например: искусственный водоем,
специально сооруженный для
плавания, купания, для
декоративных целей – бассейн.
1. Девочка трех лет.
2. Земельное пространство с
определенными границами.
3. Срок в сто лет.
4. Решим математический пример:
200 умножить на 2.
5. Полученный результат разделить
на 2.
6. К полученному числу прибавить
108.
7. От полученной суммы вычесть
218.
Деятельность ученика
Цифры играют огромную
роль в нашей жизни.
Примечание
Слайды 23
Слайд 4 – норма
оценки знаний.
2 8. От полученного результата
вычесть 79.
9. От полученного результата
вычесть 5.
10. Полученный результат
умножить на 100.
11. Десять одинаковых предметов.
Какое число получилось?
Молодцы!
А теперь поменяйтесь тетрадями,
проверьте, правильно ли ваш сосед
написал словарные слова.
Поднимите руки, кто не допустил
ни одной ошибки? Молодцы!
Из записанных слов прочитайте
только те, которые относятся к
именам числительным.
Подчеркните их.
Почему другие слова не являются
числительными?
Дайте определение
количественного числительного.
Вспомните, какие числительные
являются простыми, составными?
Подпишите простые, сложные и
составные числительные.
Ответьте мне на следующие
вопросы.
Сколько месяцев в году?
По сколько учеников сидит за
одной партой?
А теперь представьте, что в нашей
столовой давали яблоки. До звонка
вы успели съесть половину. Какую
часть яблока вы съели?
Перед вами количественные
числительные двенадцать, двое,
одну вторую.
А теперь проверьте, все ли это
числительные. Почему?
Что в них общего?
Чем отличаются?
Сравните числительные
двенадцать и одна вторая.
Что обозначают эти
числительные?
Какое значение у числительного
двое?
Как бы вы назвали такие
3. Этап
подготовки
учеников к
активному и
сознательному
усвоению новых
знаний
В году двенадцать
месяцев.
За одной партой сидит по
двое учеников.
Одну вторую часть яблока.
Они все отвечают на
вопрос сколько?
Все они количественные.
целое число, дробное
Несколько предметов,
взятые как одно целое.
Собирательные, от глагола
собирать.
Разряды количественных
числительных.
3 числительные?
Таких числительных мало: двое,
трое, четверо, пятеро, шестеро,
семеро, ещё три, которые в
современном языке почти не
употребляются: восьмеро,
девятеро, десятеро и оба (обе).
Итак, как звучит тема
сегодняшнего урока? Сегодня мы
подробно остановимся на целых
числах. Запишите тему урока.
Количественные числительные
могут обозначать: 1) целые числа –
два, сто; 2) дробные числа – две
пятых, одна вторая; 3) несколько
предметов как одно целое – трое
друзей (собирательные
числительные).
Имена числительные, которые
обозначают целые числа,
изменяются по падежам.
Числительное один согласуется с
существительным в роде и падеже
и склоняется как прилагательное.
Числительные от 5 до 30
склоняются как существительные 3
склонения. В родит., дат. и предл.
падежах количественных
числительных от 11 до 19 в
окончании пишется буква и: к
одиннадцати.
У числительных 40, 90, 100 две
формы (табл.). У сложных
числительных от 50 до 80 и от 200
до 900 склоняются обе части
(табл.). У составного
количественного числительного,
обозначающего целое число,
склоняются все слова, из которых
оно состоит: семисот пятидесяти
трех (рублей), семьюстами
пятьюдесятью тремя (рублями).
А теперь, ребята, просклоняйте
словосочетание «489 пассажиров».
Кто поработает у доски?
Ребята, а теперь немного
отдохнем. Физкультминутка.
Прочитайте текст. Спишите,
объясняя пропущенные
орфограммы. Выпишите
4. Этап усвоения
новых знаний
5.
Физкультминутка
4. Этап усвоения
новых знаний
Слайды 57
Таблицы.
Слайды 810
Презентация
Слайды 1011
4 количественные целые
числительные.
В нашей школе прох…дили
соревнования. В первой к…манде
было восемнадцать учас…ников.
Шестеро из них занимались
спортом уже два года. Ост…льные
две трети учас…ников были
спортсменамилюбителями.
Однако класс был очень дружный,
и поэтому ребята поб…дили. Из
десяти этапов соревнования юные
спортсмены выиграли восемь, то
есть четыре пятых. Трое учас…
ников получили м…дали, пятеро
поощрительные призы.
Ребята, проверим по цепочке с
объяснением орфограмм.
Творческое задание. Письменно
расскажите о своем дне, используя
целые числительные. Напишите
продолжение текста.
Я просыпаюсь в … часов. … часа
трачу на умывание, зарядку и
завтрак. Обычно у меня … уроков.
… минут у меня занимает дорога
домой. Около … минут я обедаю.
Затем иду в музыкальную школу
(на секцию, делаю уроки). На
чтение книг остается немного
времени. Это обычно … минут.
Ребята, есть желающие прочитать
текст?
Тест. А теперь небольшой тест на
проверку ваших знаний о
числительном.
1. Найдите правильное
определение количественного
числительного.
А) Количественное числительное –
это служебная часть речи, которая
обозначает количество предметов
и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное –
это самостоятельная часть речи,
которая обозначает число.
В) Количественное числительное –
это самостоятельная часть речи,
которая обозначает количество
предметов или порядок предмета
Слайд 12
Слайды 1314
Проверим слайд
15
5 при счете и отвечает на вопросы
сколько? и какой?
2. Закончите определение.
А) Количественные числительные
– это …
Б) Порядковыми числительными
называются …
В) Числительные, обозначающие
целые числа, называются…
3. Вспомните и запишите
художественное произведение, в
названии которого встречается
количественное числительное, и
определите его разряд.
Теперь, ребята, проверим себя.
П. 7172 упр. 413, 416, таблицы на
стр. 5355 выучить наизусть.
Ребята, подведем итог урока.
Диана, что ты узнала сегодня?
Тимур, что тебе было интересно?
Маргарита, что было трудно? Что
ты поняла?
6. Информация о
домашнем
задании
7. Подведение
итогов урока
8. Выставление и
комментирование
оценок
Сегодня я узнал, что
количественные
числительные могут
обозначать: 1) целые числа
– два, сто; 2) дробные
числа – две пятых, одна
вторая; 3) несколько
предметов как одно целое
– трое друзей
(собирательные
числительные).
Было интересно, что имена
числительные, которые
обозначают целые числа,
изменяются по падежам.
Было трудно запоминать,
как склоняются
числительные,
обозначающие целые
числа.
Я понял, что многое не
знал о склонении
числительных.
6
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Разряды количественных числительных. Целые числа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.