Развитие эмоциональной гибкости
Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.
Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом. Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто.
Упражнение «След».
Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.
Вот она, единственно верная дорога,
Которую ты выбрал не случайно,
И потому пройти ее с терпеньем,
Прогнать все страхи и отчаянье,
(Ведь не всегда сопутствуют удачи),
Явить любви и мудрости уменье – Вот главная твоя в пути задача.
Итак, разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.
В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.
«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».
«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.
Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.
В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:
Уровни профессиональной компетенции.
1. Самый низкий уровень квалификации. |
В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то. |
2. Второй уровень квалификации. |
В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать. |
3. Третий уровень квалификации. |
В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально). |
4. Четвертый уровень квалификации. |
В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика. |
Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.
Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, здесь используется в варианте Н.В.Паниной.
Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».
Инструкция:
«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».
Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
Ощущение возраста не беспокоит меня.
Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.
Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.
Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.
Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.
Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.
Моделирование ситуаций.
Задания для первой группы.
Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».
Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
Нарисовать настроение красками.
Задания для второй группы.
Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».
Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?
Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.
Задание для третьей группы.
Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка». Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).
После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.
Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.
Особенности «невыгорающей личности».
«Невыгорающую личность» отличают:
1. Уравновешенность психических процессов. Эмоции у невыгорающей личности выражены, но уравновешены: «она горит, не полыхая». Такая личность «сама с собой в ладу». Этот человек, как правило. интернал (с опорой на себя самого). Такому человеку быть одному не скучно.
2.Постоянное виденье позитивных последствий любых своих начинаний и в больших делах, и в малых: «Мою пол и представляю, каким чистым и хорошим он будет». Такую личность подпитывает радость триумфа, взятая взаймы у предстоящих побед. Такое свойство у невыгорающих личностей усиливается при стрессе.
3.Любовь к работе благодаря созданию новизны в ней. «Невыгорающие» преподаватели, обследованные нами, постоянно черпали из Интернета новые данные для занятий со студентами, разрабатывали новые циклы лекций.
4.Важнейшим свойством невыгорающей личности оказалась ироничность. «Невыгорающего» преподавателя развлекала даже тупость и лень его студентов. Ни рассерженности, ни равнодушия к ним не было.
5.Удовлетворение жизнью невыгорающей личности подпитывается способностью видеть бесконечное разнообразие и изменчивость всего, даже в мелочах, прежде всего в природных явлениях.
5.Для невыгорающей личности свойствен умеренный фатализм. «Умру ли я, живу ли я — я мошкою счастливою летаю» — так поется в детской песенке. Фатализм «не выгорающего» человека способствует беспрерывному удовлетворению жизнью.
6.«Невыгорающий» человек питает теплом своей души других людей, часто сам того не замечая. И окружающие его люди этого не замечают и начинают чувствовать его незаменимость, когда он уходит навсегда.
7.«Не выгорающий» человек всегда любим нижестоящими служащими. В этом его защита
«снизу».
Достоинства невыгорающей личности, уважение и любовь к ней, казалось бы, должны вызывать зависть. Она блокируется по-разному:
а) тем, что невыгорающая личность бывает человеком очень уж отличным от всех, «каким-то странным», «чудаковатым» и даже может казаться ничтожным, т. е. недостойным зависти;
б) мифологемами, витающими вокруг «невыгорающего», т. е. тем, что он кажется человеком, приобщенным к «миру богов», если он имеет международное научное признание, если его приглашают давать интервью СМИ, или он помимо основной работы — эксперт-консультант в высоких государственных инстанциях, если у него есть близкие люди во властных структурах. Это — блокада от негативных воздействий «по горизонтали».
Развитие личностной креативности у педагогов.
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Поскольку креативность — непременный атрибут самоактуализации, она проявляется в способности во всем находить возможность для творчества. Креативные, ориентированные на творчество и самоактуализацию люди психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности, менее подвержены профессиональному «выгоранию». В социокультурном взаимодействии креативность выступает как необходимая составляющая. Чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет ее созидательный труд.
При выполнении своей профессиональной деятельности педагог приходит к осознанию необходимости ее улучшения. Этого можно достичь двумя путями: просто усовершенствовать свой подход к выполнению деятельности, добавив определенные детали, или полностью отказаться от прежней позиции. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному. Различия в освоении инновационной деятельности определяются, в том числе и уровнем креативности личности.
Упражнения, направленные на формирование уверенного поведения.
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает для каждой пары определенную ситуацию общения, в которой участники могут по очереди продемонстрировать неуверенный, уверенный или агрессивный типы ответов.
Рекомендации ведущему: можно использовать следующие ситуации:
- Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
- Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
- Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. - Друг просит вас одолжить ему вашу дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.
Обсуждение:Какое поведение вы бы назвали уверенным, неуверенным, агрессивным? Чем оно отличаются?
Упражнение «Скажи «Нет».
Участники разбиваются на пары. В парах один участник обращается к другому с каким-то предложением или просьбой. Задача второго – твердо отказать, а также дать первому информацию о том, каким образом он может сам удовлетворить свою потребность.
Рекомендации ведущему: передвигаясь от пары к паре, наблюдать за выполнением упражнения. Следить за тем, чтобы участники уверенно произносили слово «нет, но при этом предложение других конструктивных вариантов звучало также уверенно.
Обсуждение: Какие ощущения и впечатления возникли во время выполнения упражнения? Что было легче: просить, отказывать или давать советы?
Игра «Репетиция поведения».
Группа делится на подгруппы по пять-шесть человек. В каждой подгруппе участники по своему выбору кратко описывают какую-то сложную, конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает участникам представить эту же ситуацию, в которой они бы действовали уверенно. Затем каждая из групп несколько раз проигрывает выбранную ими ситуацию, причем, каждому из участников предоставляется право по очереди исполнить в ней различные роли.
Рекомендации ведущему: дать участникам несколько минут на «мозговую атаку» в группе для выдвижения идей. Желательно, чтобы ситуация, выбранная группой, была значимой для каждого участника. Если с первой попытки у участников не получается продемонстрировать уверенное поведение, необходимо предоставить им возможность нескольких попыток. Важно привести игру к такому уровню, когда участники получают удовольствие от демонстрации уверенного поведения.
Обсуждение: Какие впечатления и чувства возникли в ходе игры? Что вам понравилось в своем поведении? Какие изменения или дополнения, вы хотели бы еще сделать? Что не понравилось в своем поведении и поведении других?
Упражнение «Характеристики уверенного поведения».
Работа проводится в малых группах. Участникам предлагается обсудить и выработать характеристики уверенного поведения, а затем вынести их на общее групповое обсуждение. Рекомендации ведущему: после совместного обсуждения характеристики уверенного поведения целесообразно зафиксировать в виде общего списка.
Удовлетворенность педагогической деятельностью как фактор повышения уровня квалификации и устойчивости к эмоциональному выгоранию педагога.
Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом зависит его эффективность. В свою очередь, степень удовлетворенности работой зависит от множества характеристик, как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Применительно к каждой отдельной реальной работе, человеку (личности) они могут быть уточнены. Приоритетность этих характеристик существенно различается как у отдельных работников внутри организации, так и в различных организациях, учреждениях. Со временем приоритетное влияние на удовлетворенность работой могут начинать оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Однако, при всем их разнообразии и различной направленности влияния на человека, можно выделить несколько устойчиво влияющих на степень удовлетворенности работой:
• степень престижности работы является существенным фактором в формировании удовлетворенности работой, отличительной чертой престижности является степень уважения к данной работе, профессии, учреждению, а также влияние человека, который овладел данной профессией, работает в данном учреждении на той или иной престижной должности, случается, что человек выбирает именно эту, работу не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое, человек выбирает определенный образ жизни, где работа – это лишь одно из средств построения своего «счастья»;
• характер и содержание работы (ее интенсивность, значимость, результаты и удовлетворенность ими, интерес к работе, получает ли сотрудник дополнительные профессиональные знания) – процессуально-содержательная (или интринсивной) мотивация может быть ведущим мотивирующим фактором, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности;
• объем выполняемой работы, правила поведения, месторасположение фирмы, а также удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т.д. – все это напрямую связано с индивидуальными потребностями и особенностями личности;
• состояние рабочего места и его окружения (в том числе гигиенические факторы: шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.) – влияет на состояние здоровья, что немаловажно для современного человека;
• сослуживцы (кто составляет окружение, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, психологический климат в коллективе) – данная характеристика настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении;
• руководство (удовлетворенность взаимоотношениями с начальством, стиль управления и руководства, участие в управлении, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров) – сотрудники отдают предпочтение заботливому, ориентированному на людей и процессы руководству;
• оплата труда (прозрачность и справедливость системы вознаграждения, полнота и удовлетворённость компенсационным пакетом) – тесно связана с оценкой степени справедливости отношений, поэтому субъективность, ошибки в оценке и несправедливость стимулирования разрушают лояльность и мотивацию сотрудников, может вызывать противоречия, конфликтные ситуации;
• возможности продвижения по работе (видение и практическая реализация вариантов перспектив своего роста в рамках данной организации, развитие личности и пр.) – значительная часть работников (особенно молодых, начинающих) стремится к должностному или карьерному росту.
Трудовое поведение школьных учителей в значительной степени определяется их отношением к своей деятельности. Внешне оно может выглядеть одинаковым, но, как правило, имеет разную мотивационную основу. Психологи называют мотивом истинную побудительную причину какого-либо действия. В некотором смысле мотив - это потребность, удовлетворяемая той или иной деятельностью. Разнообразие мотивов очень велико. Мотив может быть внутренним и внешним, осознаваемым и неосознаваемым, личным и социальным. Чаще всего деятельность побуждается не одним, а множеством мотивов одновременно, и для каждого человека они не бывают субъективно одинаково значимыми, а имеют иерархическую структуру, разделяясь на главные, ведущие и второстепенные. Так, для одних педагогов сам труд в школе является важнейшей жизненной потребностью, для других работа школьным учителем - всего лишь средство удовлетворения других потребностей, никак не связанных с их профессиональной деятельностью.
Индивидуальная удовлетворенность учителя трудом имеет сложную природу и является соотнесением притязаний и ожиданий с теми возможностями, которые предоставляются ему в школе. Но именно она, удовлетворенность трудом, и является необходимым фактором эффективности работы как отдельного педагога, так и школьного коллектива в целом. Так что вопрос об этом для руководителя учебного заведения совсем не праздный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.