При развитии функциональной грамотности учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте
Функциональную грамотность можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, построить модель решения.
Проблема формирования функциональной грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного процесса:
формулировать свои собственные гипотезы и вопросы,
консультировать друг друга,
ставить цели для себя,
отслеживать полученные результаты.
Лучшие результаты дают стратегии:• обучение, где доминирует учитель («Учитель объясняет материал»);• обучение на основе обратной связи (обратная связь, идущая от учителя к ученику и обратно и соотносящаяся с учебными целями и стратегиями);
Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижения учащихся совместно с учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого ученика.
Используя набор простых техник, учитель организует обратную связь. Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы: правильно сделать чертеж, составить ход решения, записать ответ. Оценивать нужно не только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, самостоятельность.
При этом важно руководствоваться следующими принципами осуществления контроля:градация трудности заданий: необходимо предложить виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся разной подготовки;свобода выбора заданий: ученик может выбрать сам уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты деятельности;
Лучшие результаты дают стратегии: • адаптивное обучение («Учитель планирует урок с учетом уровня подготовки и потребностей класса»);• обучение на основе исследовательской деятельности («Учитель поясняет связь знаний с различными явлениями»).
постепенное накопление учебных достижений: не надо ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию;принцип свободы: в любой момент ученик может иметь возможность улучшить свои достижения.
Формирующее оценивание может помогать учиться на ошибках; понять, что важно; понять, что получается; обнаруживать, что они не знают, что они не умеют делать.
Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания, так как взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг друга.
Характеристика заданий:• Задания должны содержать как текстовую информацию, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем («несплошные» тексты);
Характеристика заданий: • Задания должны быть основаны на материале из разных предметных областей (для выполнения надо интегрировать разные знания и использовать общеучебные умения);
Характеристика заданий: • В заданиях может быть не ясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию для постановки и решения проблемы;
Характеристика заданий: • Задания могут требовать привлечения дополнительной информации или, напротив, содержащих избыточную информацию и «лишние данные».
Проблемы, выявленные у российских учащихся - слабо сформированы умения: •осуществлять поиск информации по ключевым словам; •анализировать процессы проведения исследований; •составлять прогнозы на основе имеющихся данных; •выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; •интерпретировать графическую информацию; •проводить оценочные расчеты и прикидки 20
Что нужно уметь
Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
Анализировать и пользоваться заданными графиками.
21
В результате учащиеся
расширяют свои знания,
развивают образное мышление,
находят взаимосвязь между различными явлениями,
познают проявления закономерностей во многих областях и сферах человеческой деятельности: производственной, научно-исследовательской, социально-бытовой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.