Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка
Оценка 4.9

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

Оценка 4.9
docx
03.02.2024
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения иностранному языку.docx

 

Из опыта работы по теме «Развитие функциональной (читательской) грамотности учащихся   в процессе обучения иностранному языку». Марьина Людмила Ивановна

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому  на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Работая с УМК «Rainbow English», который направлен на эффективное использование учащимися доступных им языковых средств, что способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) мы результативно отрабатываем все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1до 12. В 3классе мы учимся считать до 100. Они знают числа на английском языке, но теперь им надо их запомнить и научиться их применять. В 4классе учащиеся сравнивают разные вещи и называют время.  В 5классе ученикам предлагается произвести простые вычисления на английском языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. В основной школе задача усложняется, речь учащихся обогащается, они строят свою речь, используя даты, проценты, диаграммы.

Кроме математической грамотности на уроках английского языка формируется и финансовая грамотность. Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. При изучении главы «Покупки» обучающиеся решают различные жизненные задачи, связанные с покупками, обыгрывают их в диалогах. При изучении темы «Путешествие» учащимся надо найти информацию о самых выгодных турах, сравнив цены на билет, жилье и экскурсии. Данный вид функциональной грамотности широко отрабатывается в 10классе при прохождении таких тем, как «Семейный бюджет» и «Финансовое состояние человека». При формировании функциональной грамотности на уроках английского языка используются различные педагогические технологии обучения: Технология критического мышления, Технология проблемного обучения, Проектная технология, Игровая технология.

 

 

 

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: личностная, связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями; местная/национальная, связанная с проблемами данной местности или страны; глобальная, когда рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира. Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий. При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней. Проблему экологии и здоровья обсуждают на уроках английского языка в 7классе, тему «Наука и технология» разбирают в 9классе.

Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений нового знания. Умение размышлять и мыслить креативно – важнейший источник развития личности учащегося.     В наши дни проблема формирования творческих способностей  в процессе обучения английскому языку приобретает особую актуальность.  Учитель должен направлять учеников, способствовать развитию их творческих умений на каждом уроке. Только в процессе целенаправленной упорной работы удастся сформировать определенные качества и добиться заинтересованности на уроках. В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует общеучебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, листы альбома. Проектные задания в учебнике представляют странички английского альбома. Пример таких заданий в учебнике 4класса: изобрази родословное дерево своей семьи, напиши распорядок своего обычного дня, нарисуй или схематически изобрази свою комнату, нарисуй комнату своей мечты.

Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

 

Коммуникативный и компетентностный подходы при обучении иностранному языку предполагают использование групповых форм работы, таких как различные групповые дискуссии (круглые столы, беседы, дебаты), которые позволяют вовлечь в учебный процесс каждого участника обучения, повышая активность обучающихся посредством их личной вовлеченности и заинтересованности при выражении собственного мнения.

Читательская грамотность – это одно из главных направлений функциональной грамотности, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.  Это способность человека понимать, оценивать тексты, размышлять о них, использовать их. Способность заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Выделяют три группы читательских умений:

1.Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель, придумать заголовок, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, находить в тексте нужную информацию).

2.Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов).

3. Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения).

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования. УМК «Rainbow English» позволяет решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:

-понимать коммуникативную цель чтения текста;

-фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа;

-определять основную мысль текста;

-дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или выдвинутый тезис;

-комментировать и оценивать информацию текста.

На уроках английского языка учащиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Учащиеся учатся работать со сплошными и не сплошными текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем.

 

 

В ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией. Учащиеся должны овладеть навыками нахождения ключевых слов в заданиях, уметь отвечать на вопросы. Умение следовать инструкции актуально, так как учащиеся старших классов часто выбирают английский в качестве экзамена по выбору (ОГЭ, ЕГЭ). При работе с текстом мы опираемся на классификацию типов чтения:

-чтение с  пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение);

- чтение с  выборочным пониманием необходимой информацией из текста (поисковое /просмотровое чтение);

В зависимости от типа чтения подбираются определенные задания. При работе с текстом в рамках ознакомительного чтения можно использовать такие упражнения: вопросно-ответные, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения; в рамках поискового чтения: заполнение пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы; в рамках изучающего чтения: перевод, восстановление последовательности. Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения.

Перед педагогом предстает большой выбор различных методов и приемов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним

В УМК представлены все виды заданий, направленных на формирование навыков работы с основными типами чтения. Стоит отметить, что работы в формате ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку предполагают умение учащихся не только понимать суть работы с основными типами чтения, но и умение читать предложенный текст вслух. Работа по формированию читательской грамотности должна быть организована с самого начала изучения учебного предмета.  Уже в начальной школе закладываются основы техники чтения, работы с текстом, понимания и анализа прочитанного. Формирование читательской грамотности учащихся в рамках учебного предмета английский язык является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т е формирование навыков функционального чтения. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Таким образом, можно заключить, что формирование функциональной грамотности – это залог успешного применения иностранного языка в дальнейшем. Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование компетенций, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.


 

Из опыта работы по теме «Развитие функциональной (читательской) грамотности учащихся в процессе обучения иностранному языку»

Из опыта работы по теме «Развитие функциональной (читательской) грамотности учащихся в процессе обучения иностранному языку»

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: личностная, связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями; местная/национальная, связанная с проблемами данной местности или страны;…

При формировании естественнонаучной грамотности следует рассмотреть три уровня ситуации: личностная, связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями; местная/национальная, связанная с проблемами данной местности или страны;…

Коммуникативный и компетентностный подходы при обучении иностранному языку предполагают использование групповых форм работы, таких как различные групповые дискуссии (круглые столы, беседы, дебаты), которые позволяют вовлечь…

Коммуникативный и компетентностный подходы при обучении иностранному языку предполагают использование групповых форм работы, таких как различные групповые дискуссии (круглые столы, беседы, дебаты), которые позволяют вовлечь…

В ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией

В ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024