Алматинская область, Карасайский район, с.Шамалган
КГУ «Средняя школа имени Карасай батыра»
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Ахмедова Лейла Алиевна, Айдинова Зарина Муратовна Средняя школа имени Карасай батыра Карасайского района Алматинская область, Республика Казахстан ahmedova_1962@mail.ru
ilyas-256@mail.ru
Перед современным учителем встал вопрос о развитии функциональной грамотности как способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Учителями русского языка и литературы в качестве основной составляющей функциональной грамотности выделена читательская грамотность. Читательская грамотность воспринимается как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над прочитанной информацией для достижения собственных целей и расширения знаний и возможностей, а также социализация подрастающего поколения, умеющего заниматься активным поиском информации из различных источников на любую интересующую тему. В этой связи необходимо обучить учащихся навыкам анализа текста для интерпретации прочитанного текста с целью извлечения необходимой информации. Данная информация позволит ученику занимать активную социальную позицию.
В процессе организации определения путей развития функциональной грамотности с точки зрения формирования исследовательского поиска учащихся мы руководствовались научной работой и педагогическими поисками, связанными с методикой преподавания предмета в области педагогики. При этом в качестве новаторского шага направления современных исследований связанные с преподаванием русского языка и литературы, мы исходили из мнения М.А. Мурзалиновой о формировании функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления. Функциональная грамотность как цель, уровень, результат образования в условиях усвоения родного, второго и иностранного языков, что востребовано запросами общественной практики в казахстанском обществе; причем функциональная грамотность
а)рассматривается как универсальная категория в отношении любого из указанных языков, б)связана с овладением нормами и способами разножанрового общения на основе интеграции лингвистических и экстралингвистических знаний, а также коммуникативно- речевых умений,
в) обеспечивает оперативность и эффективность, продуктивность и гибкость общения и способствует, в конечном счете, стабильности и целостности прогрессивного развития полиэтнического государства и полилингвальной среды, функционирующей в нем.
Поэтому для нас одной из поставленных целей стало развитие навыков функциональной грамотности учащихся как способа самореализации способностей ученика через навыки критического мышления. Перед нами стал вопрос организации учебно-воспитательного процесса, которая приведет к овладению навыками функциональной грамотности, такими как:
ü научить учащихся анализировать информацию,
ü сортировать ее для решения заданной задачи,
ü выявлять ключевые проблемы,
ü находить альтернативные пути решения и оценивать их,
ü выбирать оптимальное решение и формировать программу действий .
Одновременно с этим решать вопросы развития самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности, развивать обучение деятельностного характера на уроках литературы и русского языка, предоставлять ученику возможность приобретения опыта достижения цели, использовать продуктивные формы работы.
Нами разработана авторская Программа , которая позволяет развить умения учащихся, составляющие их читательскую компетентность. Программа позволит учащимся самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий, самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять, передавать информацию и использовать в учебной деятельности. Мы предлагаем приемы интерпретации текста как важнейшего звена в формировании культуры чтения, общей культуры языковой личности, что является практической значимостью программы.
Для решения поставленных вопросов в соответствии с целями обучения, мы выбрали приемы и методы обучения, способствующие развитию определенных навыков. Как например, кластер, который позволяет сделать наглядным мыслительные процессы; синквейн, развивающий способность резюмировать информацию, выделять главное; графический органайзер, способствующий формированию умения находить главную информацию; выстраивать последовательность; квест- игра, развивающая логическое мышление в игровой форме; денотатный граф для выработки навыков анализа, наблюдательности, обобщения; диаграмма Венна: вырабатывает навык сравнения, сопоставления, обобщения; инсерт, влияющий на навык определения главной и второстепенной мысли; ПОПС-формула, направленная на развитие интеллекта, логически мыслить, приводить доводы, делать вывод; цепочки, формирующие логику и последовательность.
В своей авторской работе мы предлагаем тематический план для учащихся 9 классов .
Содержание программы (1 час в неделю, всего - 34 часа)
Программа развития функциональной грамотности учащихся путем формирования исследовательских навыков по предмету «Русский язык и литература» предназначена для учащихся 9 классов. Эта программа состоит из лекционных и практических занятий.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Планируемый результат
|
1 |
Введение. Смысл и значение предмета русский язык и литература в формировании мировоззрения. |
1 |
Познакомитесь с понятием мировоззрение. |
2 |
Эффективность речи: информация, факты и реальность |
1 |
Размышляет о получении данных и установлении истины. |
3 |
Типы информации, анализ данных. Работайте с задачей. |
1 |
Учится определять типы информации, данных. |
4 |
Анализ информации. Работа с данными. |
1 |
В процессе работы с задачами приобретает аналитические способности. |
5-6 |
Особенности анализа информации. Создание собственных задач. |
2 |
Он учится обращать внимание на детали подаваемого материала и анализировать его. |
7-8 |
Формирование навыков мышления и оценки, связанных с материалами. Чему я научусь и как буду это использовать? |
2 |
Думает и говорит, осознает свой стиль и особенности. |
9-10 |
Научный опыт: исследования, научные мнения, оценки. Что особенного в моем мнении? Мнения и мнения исследователей (Аналитический лист) |
2 |
Привыкает сравнивать, знакомиться с мнениями, анализировать их и высказывать новые мнения. |
11-12 |
Что я знаю о этапах исследования? |
2 |
Осваивает алгоритм исследования. |
13-14 |
Свободный форум мнений: «Почему необходимо изучать русский язык и литературу?» |
2 |
Рассказывает о важности научных исследований. |
15-16 |
Методы и ответственность за исследование данных и информации.Работа с задачами. |
2 |
Обдумывает методы исследования и обязанности, делает памятку. |
17 |
Разработка доклада для конференции в рамках небольшой исследовательской работы.Конференция: «Русский язык и литература в современном обществе» |
2 |
Разрабатывает отчет о небольшой исследовательской работе. |
1 8–19 |
Грамотный анализ: информация, данные |
2 |
Грамотно работает с текстом. |
2 0 -2 1 |
Грамотное использование: ситуации и возможности использовать необходимую информацию из заданного произведения. |
2 |
Практикуется, используя свои знания для решения задачи. |
2 2 -2 3 |
Примеры использования данных из художественных произведений. Работа с аналитическими задачами. |
2 |
Изучает художественные особенности литературных произведений. |
2 4 -2 5 |
Работа с художественным произведением. Принципы логики. |
2 |
Знакомство с информацией о работе с данными, логическими принципами. |
2 6 -2 7 |
Исследования и информационные технологии. |
2 |
Формирует мнения об исследованиях и информационных технологиях. |
2 8 – 29 |
Публичная информация: факт, свидетельство, правда. |
2 |
Знает требования к представлению информации общественности. |
3 0 -3 1 |
Изучение информации в социальных сетях: правда и ложь. |
2 |
Пишет критическое мнение о характере распространения информации в социальных сетях. |
3 2 -3 3 |
Подготовка к круглому столу «Художественное произведение как источник культуры». Проведение круглого стола на тему«Художественное произведение как источник культуры». |
2 |
Определяет шаги по подготовке к дебатам. Представляет работу, выбранную для представления Всемирному литературному фонду. |
34 |
Напишите сочинение на тему «Развитие речи через любовь к чтению». Анализ эссе. |
2 |
Анализирует и оценивает эссе. |
В качестве апробации данный план используют учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа имени М. Ауэзова», КГУ «Средняя школа имени Б.Сокпакбаева» Карасайского района, КГУ "Средняя школа №4 им. Касыма Кайсенова" государственного учреждения "Отдел образования г. Конаев Управления образования Алматинской области , частная школа «ELITE SCHOOL» Талгарского района Алматинской области.В результате апробации были разработаны принципы работы со сплошными и несплошными текстами, наработаны алгоритмы с аудио/видео текстами, рассматриваются задания по програмсме РISA. Положительным моментом в работе с программой можно считать привитие исследовательских навыков и умений учащихся, создание взаимозаданий по текстам в группах и парах , умения применять различные приемы в работе с целью определения полезности или функциональной грамотности учащихся. Одним из важных , но еще ненаработанных в должной степени вопросом считаем создание библиотеки текстов, заданий и сборников по развитию исследовательских навыков функциональной грамотности. Рассмотрим практическую часть Программы над развитием навыков функциональной грамотности учащихся на примере уроков русского языка и литературы , апробированных в КГУ «Средняя школа имени Карасай батыра» .
Нами было проведено анкетирование учащихся с целью выявления трудностей при работе с текстом. Анкетирование показало, что учащимся на уроках не хватает знаний об особенностях анализа информации текста и соответствия фактов с реальностью, об исследовании текста, грамотного использования необходимой информации заданного произведения на определение факта «ложь» и «правда». Основным аспектом при работе над
развитием читательской грамотности стало формирование навыков мышления и оценки, связанных с материалами изучаемого текста. Ученик задается анализом метапознания: «Что я знаю об этапах исследования?», « Чему я научусь и как буду это использовать?». Учитель ставит перед собой цель :
ü научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию,
ü сортировать ее для решения заданной задачи,
ü выявлять ключевые проблемы,
ü находить альтернативные пути решения и оценивать их,
ü выбирать оптимальное решение и формировать программы действий,что обозначило темы Программы.
Исходя из Программы, нами было проведено несколько уроков для решения поставленных перед нами задач.
27 ноября 2023 года Айдиновой Зариной Муратовной в целях апробации был проведен урок литературы в 6 «Е» классе. При составлении урока мы рассмотрели активные методы и приемы, приемлемые для осуществления целей и задач развития функциональной грамотности как индивидуально, так и в группах. Ожидали, что учащиеся, вовлеченные в выполнение заданий по развитию навыков грамотности чтения, должны научиться навыкам работы с текстом. Запланированный урок литературы был по теме «Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Образы-персонажи повести». Данный урок представлен в разделе «Тема Рождества в литературе» и является четвертым уроком раздела. Фиксированные цели обучения по данному разделу, определены учебной программой:
6.2.4.1-анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев
6.2.5.1-характеризовать героев, используя план и цитаты из текста.
Учитывая, что мыслительный и познавательный уровень учащихся 6 «Е» класса контрастный (в классе резкая дифференциация сильных и слабых, средних учащихся практически нет) составлены цели урока, вытекающие из целей обучения, с учетом потребностей учащихся данного класса. Таким образом, работая в группах (командой) учащиеся смогут:
ü называть героев-персонажи по эпизодам повести;
ü характеризовать героев и их образы, определяя взаимосвязь с вещами, принадлежащим им;
ü определять портрет героев по эпизоду-описанию;
ü соотнести монологи, иллюстрации с сюжетом, кратко пересказывая сюжет повести, примеряя на себя образ отдельных героев (творческое задание, дифференцирование).
Цели урока сформулированы в формате СМАРТ. Они:
Конкретные – т.к решают задачи фиксированных целей обучения по теме ««Н. В. Гоголь «Ночь перед рождеством». Образы-персонажи повести».»
Измеримые – потому что деятельность учащихся оценивается на каждом этапе урока различными приемами формативного оценивания, такими как: «Похвала», «КО».
Достижимые – так как учащиеся имеют предварительные знания по прочитанной повести , а на данном уроке знания учащихся систематизируются и пополнятся новыми понятиями.
Реалистичные – так как материал урока связан с жизнью, учащиеся наблюдают связь с жизнью, где ежедневно сталкиваются с окружающим миром, в котором есть Солохи, Чубы и другие образы.
Определенные по времени – так как каждый этап и каждое задание регламентированы в рамках урока.
Форма работы – групповая. Данная форма обучения стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества, где учитель участвует в коллективной деятельности и управляет учебным процессом, оказывает помощь, контролирует процесс работы. Групповая форма работы позволяет на одном этапе урока использовать различные приемы и методы и вовлечь всех учащихся в учебно-познавательный процесс.
Для достижения целей урока учитель использовал активные методы обучения, которые позволяют эффективно строить урок и работать над развитием как репродуктивных, так и продуктивных навыков слушания и говорения, чтения и письма.
Важным моментом на уроке является прогнозирование темы урока и целеполагание. Именно от того, понимает ли ученик к чему стремится, что пытается осуществить и какую задачу решить зависит 50% успеха на уроке. Прогнозирование урока осуществлялось методом «Наводящий опрос».
На этапе работы над темой и целями урока учитель разъяснил условия «Квест-игры» Данный метод позволил учителю оперативно проверить, насколько понятны обучающимся изучаемая тема, текст произведения. Одним из рациональных методов для характеристики героев является «Словесный портрет». Целью этого приема было быстро с помощью цитат определить героев, но задачу осложнила тем, что группе необходимо было выписать еще по одной цитате, которая описывала того или иного героя. Анализ листов оценивания показал, что и с этим заданием справилось большинство учащихся и каждая группа перешла к выполнению задания следующего этапа, в котором учащиеся должны были написать «Синквейн». Целью данного приема было формирование умения и совершенствование навыков составления дидактического письма на разные темы кратко и информативно. Синквейн очень хорошо подходит для описания образов героев, где учащиеся называют признаки, действия героев, выделяют основную фразу, характеризующую образы героев .
С целью формирования умения употреблять слова в точном соответствии с их значением учитель применил «Глоссарий», «Лексический органайзер». Учащимся был предложен метод «Сундук старых слов», где находились слова из повести, значение которых требует разъяснения. Учащиеся каждой руппы вытягивали слово и называли значение слов и их синонимы, что способствует обогащению словарного запаса учащихся , необходимых для понимания текста.
По итогам квеста группы собрали фразу «Новый год-время чудес!», тем самым обобщив тему, актуальную в преддверии Нового года. На этапе подведения итогов учитель использовал стратегию «Эссе-пожелание” , который помог подвести итог деятельности учащихся на уроке и установить обратную связь. Так, учащиеся писали краткое эссе, продемонстрировав в нем навыки читательской грамотности, связав факты, реальность и мнение. После проведения урока был проведен опрос учащихся для выявления эффективности использованных методов и приемов. Таким образом,
Вопросы: Приемы: |
Блиц- опрос |
Словес ный портрет |
Син квейн |
Сундук старых слов |
Эссе-поже- лание |
Квест- игра |
С каким заданием справился с легкостью?
|
20 |
18 |
18 |
18 |
16 |
14 |
С каким заданием было трудно справиться
|
2 |
3 |
5 |
2 |
6 |
8 |
Какой прием не вызвал интерес? |
|
1 |
1 |
2 |
6 |
4 |
Данные таблицы подтверждают целесообразность использования различных активных методов и приемов, способствующих развитию читательской грамотности , рассматривая текст в разных аспектах.
Следующим этапом нашей работы над развитием функциональной грамотности, а именно, читательской грамотности, предшествующий составлению авторской Программы, было проведение урока русского языка в 10 «В» классе учителем русского языка и литературы, Ахмедовой Лейлой Алиевной. Для выявления уровня владения навыками функциональной грамотности учащимся была предложена анкета , где ключевым вопросом были задания на определение навыков высокого порядка: анализа, синтеза , оценивания. В результате опроса стало ясно, что учащиеся не проявляют интереса к самим текстам, не видят значимости текста и его необходимости в применении. Поэтому учитель задается вопросом: «Как показать учащимся необходимость исследования информации, превратив ее в полезный источник знаний?».
Изучая раздел «Толерантность» был проведен урок русского языка по теме
«Толерантность и диалог национальных культур». В соответствии с целями обучения были определены следующие цели:
10.2.7 извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения (СМИ);
10.4.2 использовать лексику публицистического стиля в соответствии с целью и ситуацией общения
10.1.1 понимать основную и детальную информацию текстов разных жанров, различая факт и мнение; определять целевую аудиторию
Исходя из особенностей данного класса, где учащиеся имеют достаточно высокий уровень познавательной деятельности, но не проявляют активной жизненной позиции в социальной жизни, составлены цели урока в соответствии с целями обучения и учетом специфики ученического коллектива:
ü учащиеся извлекают информацию из текста, источников СМИ;
ü формируют мнение, позицию, аргументируют ее;
ü используют лексику публицистического стиля, определяя позицию народов и национальностей нашей местности;
ü формулируют принципы толерантности жителей; выявляют различие мнения и факты.
Учителем была использована групповая форма работы, необходимая для развития толерантных качеств учащихся, так как является инструментом, объединяющим учащихся в процессе работы, формирующим взаимоуважение, уважительного отношения к мнению и высказыванию каждого участника диалога, создающим коллаборативную среду, а также самореализацию учащихся для определения собственной гражданской позиции.
На данном уроке были использованы различные методы и приемы, позволяющие сравнивать, сопоставлять, анализировать учебный материал, формулировать тезисы и аргументировать свои жизненные позиции. Это использование приема ассоциативного мышления, синквейна, кластера, ПОПС- формулы.
На первом этапе учащиеся объединились в группы по интересу, проявленному к высказываниям известных людей, выражающим определенную жизненную позицию в отношении толерантности. Это определило позицию учащихся и необходимость аргументировать свою точку зрения. На этом этапе учащиеся должны были в соответствии с темой определить цифровую формулу, содержащую известные данные о количестве наций и народностей в Казахстане, количестве этнокультурных центров и числе учащихся разных национальностей, обучающихся в классе. Ключевыми словами урока были такие актуальные понятия, как дискриминация, консолидация, межэтнические отношения, полиэтническое государство, которые учащиеся выделяли в предложенном тексте [https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta].
Данный урок продемонстрировал умение учащихся реализовывать цели урока. Через приемы синквейн, кластер, ПОПС- формула каждая группа дала определение понятию «проявления толерантности», продемонстрировав умение анализировать мнение, резюмировать материал, интерпретировать информацию текста. Далее учащимся были предложены чужие мнения, где необходимо было выразить собственную позицию и обосновать ее, опираясь на следующие цитаты: «Толерантность - сплошное лицемерие!» [Высказывание М.Задорнова], «Толерантность - это пофигизм»? [https://vestnik-filologiya- lingvodidaktika), «Толерантность - это уважение, понимание и принятие многообразия разных культур» (https://eduvkpk.edu.kz/]
В результате работы учащиеся приходят к выводу о необходимости толерантности культур и межкультурного диалога, какие бы препятствия не существовали. Мы видим, что учащиеся различают мнение и факты, синтезируют информацию из различных источников. На следующем этапе реализации развития функциональной грамотности учащимся был предложен видеоматериал с речью Президента РК К.-Ж.Токаева о межэтнических отношениях народа РК [https://24.kz/ru/news/top-news/item/377537-k-tokaev-kazakhstan-byl-i-budet-territoriej-druzhby-i-soglasiya]. Учащиеся извлекли необходимую информацию текста, сделали выводы и обосновали свое мнение, составив коллективную формулу диалога межнациональных культур. /Толерантность = уважение + конструктивный диалог/. Далее учащиеся написали пожелание народам Земли, высказав свое понимание и осознание понятия «толерантность», призывая к «диалогу национальных культур». Каждая группа записывает свою формулу толерантности межнациональных культур. И завершающий этап был представлен в виде игры « Ассамблея народов класса», куда пригласили 7 представителей разных культур, обучающихся в классе по вопросу межнационального общения. От учащихся требовалось выработать правила диалога межнациональных культур. Задание было предложено с целью социализации учащихся как реализации формирования функциональной деятельности.
Таким образом, мы видим, что развитие функциональной грамотности на уроках
русского языка осуществляется через целеполагание, выбор приемов и методов работы с текстом, организации учебного процесса так, чтобы каждый ученик мог исследовать предложенный текст, выразить свое мнение, обладать навыком аргументации собственной точки зрения и умения связать предложенную информацию с жизнью, социализироваться в обществе. По предварительным итогам работы за 1 четверть мы увидели рост осознанного чтения и исследовательских умений в формировании навыков функциональной грамотности среди учащихся аутентичных классов.
Подводя итоги работы по развитию функциональной грамотности можно отметить, что учащиеся овладевшие навыками читательской грамотности в рамках функциональной грамотности демонстрируют следующие умения и навыки:
ü размышляют о получении данных и установлении истины;
ü учатся определять типы информации, данных;
ü приобретают аналитические способности в процессе работы с задачами;
ü учатся обращать внимание на детали подаваемого материала и анализировать его;
ü привыкают сравнивать, знакомиться с мнениями, анализировать их и высказывать новые мнения;
ü грамотно работают с текстом;
ü изучают художественные особенности литературных произведений;
ü анализирует и оценивает эссе;
ü осваивают алгоритм исследования;
ü практикуются, используя свои знания для решения задачи.
В рамках Программы у учащихся развивается уровень функциональной грамотности и формируются следующие умения и навыки:
ü анализирует значение и важность сведений, данных и развивает компетентностные навыки;
ü включают исследование информации и превращение ее в полезный источник знаний;
ü учатся использовать полученные знания в жизни.
Список источников
1. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. Астана. 2013. Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол № 2 от 15 апреля 2013 года).
2. Мурзалинова А.Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления. АДД. – Алматы, 2003
3. М. Бершадская Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы «Отечественные записки», 2010. - №4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.