РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Оценка 4.9

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
9 кл—11 кл
12.10.2024
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Авторская работа , направленная на развитие функциональной грамотности учащихся, путем формирования исследовательской работы учащихся
Ардагуль Оразовна.docx

                        Алматинская область, Карасайский район, с.Шамалган

КГУ «Средняя школа имени Карасай батыра»

 

 

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

 

Ахмедова Лейла Алиевна, Айдинова Зарина Муратовна Средняя школа имени Карасай батыра Карасайского района Алматинская область, Республика Казахстан ahmedova_1962@mail.ru

ilyas-256@mail.ru

 

Перед современным учителем встал вопрос о развитии функциональной грамотности как способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Учителями русского языка и литературы в качестве основной составляющей функциональной грамотности выделена читательская грамотность. Читательская грамотность воспринимается как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над прочитанной информацией для достижения собственных целей и расширения знаний и возможностей, а также социализация подрастающего поколения, умеющего заниматься активным поиском информации из различных источников на любую интересующую тему. В этой связи необходимо обучить учащихся навыкам анализа текста для интерпретации прочитанного текста с целью извлечения необходимой информации. Данная информация позволит ученику занимать активную социальную позицию.

В процессе организации определения путей развития функциональной грамотности с точки зрения формирования исследовательского поиска учащихся мы руководствовались научной работой и педагогическими поисками, связанными с методикой преподавания предмета в области педагогики. При этом в качестве новаторского шага направления современных исследований связанные с преподаванием русского языка и литературы, мы исходили из мнения М.А. Мурзалиновой о формировании функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления. Функциональная грамотность как цель, уровень, результат образования в условиях усвоения родного, второго и иностранного языков, что востребовано запросами общественной практики в казахстанском обществе; причем функциональная грамотность

а)рассматривается как универсальная категория в отношении любого из указанных языков, б)связана с овладением нормами и способами  разножанрового общения на основе интеграции лингвистических и экстралингвистических знаний, а также коммуникативно- речевых умений,

в) обеспечивает оперативность и эффективность, продуктивность и гибкость общения и способствует, в конечном счете, стабильности и целостности прогрессивного развития полиэтнического государства и полилингвальной среды, функционирующей в нем.

Поэтому для нас одной из поставленных целей стало развитие навыков функциональной грамотности учащихся как способа самореализации способностей ученика через навыки критического мышления. Перед нами стал вопрос организации учебно-воспитательного процесса, которая приведет к овладению навыками функциональной грамотности, такими как:

ü  научить учащихся анализировать информацию,

ü  сортировать ее для решения заданной задачи,

ü  выявлять ключевые проблемы,

ü  находить альтернативные пути решения и оценивать их,

ü  выбирать оптимальное решение и формировать программу действий .

Одновременно с этим решать вопросы развития самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности, развивать обучение деятельностного  характера на уроках литературы и русского языка, предоставлять ученику возможность приобретения опыта достижения цели, использовать продуктивные формы работы.

Нами разработана авторская Программа , которая позволяет развить умения учащихся, составляющие их читательскую компетентность. Программа позволит учащимся самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов и информационных технологий, самостоятельно анализировать, обрабатывать, классифицировать, синтезировать, преобразовывать, использовать, сохранять, передавать информацию и использовать в учебной деятельности. Мы предлагаем приемы интерпретации текста как важнейшего звена в формировании культуры чтения, общей культуры языковой личности, что является практической значимостью программы.

Для решения поставленных вопросов в соответствии с целями обучения, мы выбрали приемы и методы обучения, способствующие развитию определенных навыков. Как например, кластер, который позволяет сделать наглядным мыслительные процессы; синквейн, развивающий способность резюмировать информацию, выделять главное; графический органайзер, способствующий формированию умения находить главную информацию; выстраивать последовательность; квест- игра, развивающая логическое мышление в игровой форме; денотатный  граф для выработки навыков анализа, наблюдательности, обобщения; диаграмма Венна: вырабатывает навык сравнения, сопоставления, обобщения; инсерт, влияющий на навык определения главной и второстепенной мысли; ПОПС-формула, направленная на развитие интеллекта, логически мыслить, приводить доводы, делать вывод; цепочки, формирующие логику и последовательность.

В своей авторской работе мы предлагаем   тематический план для учащихся 9 классов .

 

Содержание программы (1 час в неделю, всего - 34 часа)

        Программа развития функциональной грамотности учащихся путем формирования исследовательских навыков по предмету «Русский язык и литература» предназначена для учащихся 9 классов. Эта программа состоит из лекционных и практических занятий.

Тема

Кол-во  часов

Планируемый результат

 

1

Введение. Смысл и значение предмета русский язык и литература в формировании мировоззрения.

1

Познакомитесь с понятием мировоззрение.

2

Эффективность речи:  информация, факты и реальность

1

Размышляет о получении данных и установлении истины.

3

Типы информации, анализ данных. Работайте с задачей.

1

Учится определять типы информации, данных.

4

Анализ информации.

Работа с данными.

1

В процессе работы с задачами приобретает аналитические способности.

5-6

Особенности анализа информации.

Создание собственных задач.

2

Он учится обращать внимание на детали подаваемого материала и анализировать его.

7-8

Формирование навыков мышления и оценки, связанных с материалами. Чему я научусь и как буду это использовать?

2

Думает и говорит, осознает свой стиль и особенности.

9-10

Научный опыт: исследования, научные мнения, оценки.

Что особенного в моем мнении?

Мнения и мнения исследователей (Аналитический лист)

2

Привыкает сравнивать, знакомиться с мнениями, анализировать их и высказывать новые мнения.

11-12

Что я знаю о этапах исследования?

2

Осваивает алгоритм исследования.

13-14

Свободный форум мнений: «Почему необходимо изучать русский язык и литературу?»

2

Рассказывает о важности научных исследований.

15-16

Методы и ответственность за исследование данных и информации.Работа с задачами.

2

Обдумывает методы исследования и обязанности, делает памятку.

17

Разработка доклада для конференции в рамках небольшой исследовательской работы.Конференция: «Русский язык и литература в современном обществе»

2

Разрабатывает отчет о небольшой исследовательской работе.

1 8–19

Грамотный анализ: информация, данные

2

Грамотно работает с текстом.

2 0 -2 1

Грамотное использование: ситуации и возможности использовать необходимую информацию из заданного произведения.

2

Практикуется, используя свои знания для решения задачи.

2 2 -2 3

Примеры использования данных из художественных произведений. Работа с аналитическими задачами.

2

Изучает художественные особенности литературных произведений.

2 4 -2 5

Работа с художественным произведением. Принципы логики.

2

Знакомство с информацией о работе с данными, логическими принципами.

2 6 -2 7

Исследования и информационные технологии.

2

Формирует мнения об исследованиях и информационных технологиях.

2 8 29

Публичная информация: факт, свидетельство, правда.

2

Знает требования к представлению информации общественности.

3 0 -3 1

Изучение информации в социальных сетях: правда и ложь.

2

Пишет критическое мнение о характере распространения информации в социальных сетях.

3 2 -3 3

Подготовка к круглому столу «Художественное произведение как источник культуры».

Проведение круглого стола на тему«Художественное произведение как источник культуры».

2

Определяет шаги по подготовке к дебатам.

Представляет работу, выбранную для представления Всемирному литературному фонду.

34

Напишите сочинение на тему «Развитие речи через любовь к чтению». Анализ эссе.

2

Анализирует и оценивает эссе.

 

В качестве апробации данный план используют учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа имени М. Ауэзова», КГУ «Средняя школа имени Б.Сокпакбаева» Карасайского района, КГУ "Средняя школа №4 им. Касыма Кайсенова" государственного учреждения "Отдел образования г. Конаев Управления образования Алматинской области , частная школа «ELITE SCHOOL» Талгарского района  Алматинской области.В результате апробации были разработаны  принципы работы со сплошными  и несплошными текстами, наработаны алгоритмы с аудио/видео текстами, рассматриваются  задания по програмсме РISA. Положительным моментом  в работе с программой можно считать привитие исследовательских навыков и умений учащихся, создание взаимозаданий  по текстам в группах и  парах , умения применять различные приемы в работе с целью определения полезности или функциональной грамотности учащихся.    Одним из важных , но еще ненаработанных в должной степени вопросом считаем создание библиотеки текстов, заданий и сборников по развитию исследовательских навыков функциональной грамотности.                                                                                                                                       Рассмотрим практическую часть Программы над развитием навыков функциональной грамотности учащихся на примере   уроков русского языка и литературы , апробированных в КГУ «Средняя школа имени Карасай батыра» .

Нами было проведено анкетирование учащихся с целью выявления трудностей при работе с текстом. Анкетирование показало, что учащимся на уроках не хватает знаний об особенностях анализа информации текста и соответствия фактов с реальностью, об исследовании текста, грамотного использования необходимой информации заданного произведения на определение факта «ложь» и «правда». Основным аспектом при работе над

развитием читательской грамотности стало формирование навыков мышления и оценки, связанных с материалами изучаемого текста. Ученик задается   анализом метапознания: «Что я знаю об этапах исследования?», « Чему я научусь и как буду это использовать?». Учитель ставит перед собой  цель :

ü  научить    учащихся, как  индивидуально,      так    и           в           составе    группы анализировать информацию,

ü сортировать ее для решения заданной задачи,

ü выявлять ключевые проблемы,

ü находить альтернативные пути решения и оценивать их,

ü  выбирать оптимальное решение и формировать программы действий,что обозначило темы Программы.

Исходя из Программы, нами было проведено несколько уроков для решения поставленных перед нами задач.

27     ноября 2023 года Айдиновой Зариной Муратовной в целях апробации был проведен урок литературы в 6 «Е» классе. При составлении урока мы рассмотрели активные методы и приемы, приемлемые для осуществления целей и задач развития функциональной грамотности как индивидуально, так и в группах. Ожидали, что учащиеся, вовлеченные в выполнение заданий по развитию навыков грамотности чтения, должны научиться навыкам работы с текстом. Запланированный урок литературы был по теме «Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». Образы-персонажи повести». Данный урок представлен в разделе «Тема Рождества в литературе» и является четвертым уроком раздела. Фиксированные цели обучения по данному разделу, определены учебной программой:

6.2.4.1-анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев

6.2.5.1-характеризовать героев, используя план и цитаты из текста.

Учитывая, что мыслительный и познавательный уровень учащихся 6 «Е» класса контрастный классе резкая дифференциация сильных и слабых, средних учащихся практически нет) составлены цели урока, вытекающие из целей обучения, с учетом потребностей учащихся данного класса. Таким образом, работая в группах (командой) учащиеся смогут:                                                          

ü называть героев-персонажи по эпизодам повести;                                                                                            

ü  характеризовать героев и их образы, определяя взаимосвязь с вещами, принадлежащим им;

ü определять портрет героев по эпизоду-описанию;

ü  соотнести монологи, иллюстрации с сюжетом, кратко пересказывая сюжет повести, примеряя на себя образ отдельных героев (творческое задание, дифференцирование).

Цели урока сформулированы в формате СМАРТ. Они:

Конкретные т.к решают задачи фиксированных целей обучения по теме ««Н. В. Гоголь  «Ночь перед рождеством». Образы-персонажи повести».»

Измеримые потому что деятельность учащихся оценивается на каждом этапе урока различными приемами формативного оценивания, такими как: «Похвала», «КО».

Достижимые – так как учащиеся имеют предварительные знания по прочитанной повести , а на данном уроке знания учащихся систематизируются и пополнятся новыми понятиями.

Реалистичные так как материал урока связан с жизнью, учащиеся наблюдают связь с жизнью, где ежедневно сталкиваются с окружающим миром, в котором есть Солохи, Чубы  и другие образы.

Определенные по времени – так как каждый этап и каждое задание регламентированы в рамках урока.

Форма работы групповая. Данная форма обучения стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества, где учитель участвует в коллективной деятельности и управляет учебным процессом, оказывает помощь, контролирует процесс работы. Групповая форма работы позволяет на одном этапе урока использовать различные приемы и методы и вовлечь всех учащихся в учебно-познавательный процесс.

Для достижения целей урока учитель использовал активные методы обучения, которые позволяют эффективно строить урок и работать над развитием как репродуктивных, так и продуктивных навыков слушания и говорения, чтения и письма.

Важным моментом на уроке является прогнозирование темы урока и целеполагание. Именно от того, понимает ли ученик к чему стремится, что пытается осуществить и какую задачу решить зависит 50% успеха на уроке. Прогнозирование урока осуществлялось методом «Наводящий опрос».

На этапе работы над темой и целями урока учитель разъяснил условия «Квест-игры» Данный метод позволил учителю оперативно проверить, насколько понятны обучающимся изучаемая тема, текст произведения. Одним из рациональных методов для характеристики героев является «Словесный портрет». Целью этого приема было быстро с помощью цитат определить героев, но задачу осложнила тем, что группе необходимо было выписать еще по одной цитате, которая описывала того или иного героя. Анализ листов оценивания показал, что и с этим заданием справилось большинство учащихся и каждая группа перешла к выполнению задания следующего этапа, в котором учащиеся должны были написать «Синквейн». Целью данного приема было формирование умения и совершенствование навыков составления дидактического письма на разные темы кратко и информативно. Синквейн очень хорошо подходит для описания образов героев, где учащиеся называют признаки, действия героев, выделяют основную фразу, характеризующую образы героев .

С целью формирования умения употреблять слова в точном соответствии с их значением учитель применил «Глоссарий», «Лексический органайзер». Учащимся был предложен метод «Сундук старых слов», где находились слова из повести, значение которых требует разъяснения. Учащиеся каждой руппы вытягивали слово и называли значение слов и их синонимы, что способствует обогащению словарного запаса учащихся , необходимых для понимания текста.

По итогам квеста группы собрали фразу «Новый год-время чудес!», тем самым обобщив тему, актуальную в преддверии Нового года. На этапе подведения итогов учитель использовал стратегию «Эссе-пожелание” , который помог подвести итог деятельности учащихся на уроке и установить обратную связь. Так, учащиеся писали краткое эссе, продемонстрировав в нем навыки читательской грамотности, связав факты, реальность и мнение. После проведения урока был проведен опрос учащихся для выявления эффективности использованных методов и приемов. Таким образом,

 

Вопросы:

Приемы:

Блиц- опрос

Словес

ный портрет

Син квейн

Сундук

старых слов

Эссе-поже- лание

Квест- игра

С каким заданием

справился с легкостью?

 

20

18

18

18

16

14

С каким заданием было

трудно справиться

 

2

3

5

2

6

8

Какой прием не вызвал

интерес?

 

1

1

2

6

4

 

Данные таблицы подтверждают целесообразность использования различных активных методов и приемов, способствующих развитию читательской грамотности , рассматривая текст в разных аспектах.

Следующим этапом нашей работы над развитием функциональной грамотности, а именно, читательской грамотности, предшествующий составлению авторской Программы, было проведение урока русского языка в 10 «В» классе учителем русского языка и литературы, Ахмедовой Лейлой Алиевной. Для выявления уровня владения навыками функциональной грамотности учащимся была предложена анкета , где ключевым вопросом были задания на определение навыков высокого порядка: анализа, синтеза , оценивания. В результате опроса стало ясно, что учащиеся не проявляют интереса к самим текстам, не видят значимости текста и его необходимости в применении. Поэтому учитель задается вопросом: «Как показать учащимся необходимость исследования информации,    превратив ее в полезный источник знаний?».

Изучая раздел   «Толерантность»   был   проведен   урок   русского   языка   по   теме

«Толерантность и диалог национальных культур». В соответствии с целями обучения были определены следующие цели:

10.2.7 извлекать и синтезировать информацию из различных источников, сопоставлять разные точки зрения (СМИ);

10.4.2 использовать лексику публицистического стиля в соответствии с целью и ситуацией общения

10.1.1 понимать основную и детальную информацию текстов разных жанров, различая факт и мнение; определять целевую аудиторию

Исходя из особенностей данного класса, где учащиеся имеют достаточно высокий уровень познавательной деятельности, но не проявляют активной жизненной позиции в социальной жизни, составлены цели урока в соответствии с целями обучения и учетом специфики ученического коллектива:

ü  учащиеся извлекают информацию из текста, источников СМИ;

ü  формируют мнение, позицию, аргументируют ее;

ü  используют     лексику публицистического          стиля,       определяя      позицию     народов и национальностей нашей местности;

ü  формулируют принципы толерантности жителей; выявляют различие мнения и факты.

Учителем была использована групповая форма работы, необходимая для развития толерантных качеств учащихся, так как является инструментом, объединяющим учащихся в процессе работы, формирующим взаимоуважение, уважительного отношения к мнению и высказыванию каждого участника диалога, создающим коллаборативную среду, а также самореализацию учащихся для определения собственной гражданской позиции.

На данном уроке были использованы различные методы и приемы, позволяющие сравнивать, сопоставлять, анализировать учебный материал, формулировать тезисы и аргументировать свои жизненные позиции. Это использование приема ассоциативного мышления, синквейна, кластера, ПОПС- формулы.

На первом этапе учащиеся объединились в группы по интересу, проявленному к высказываниям известных людей, выражающим определенную жизненную позицию в отношении толерантности. Это определило позицию учащихся и необходимость аргументировать свою точку зрения. На этом этапе учащиеся должны были в соответствии с темой определить цифровую формулу, содержащую известные данные о количестве наций и народностей в Казахстане, количестве этнокультурных центров и числе учащихся разных национальностей, обучающихся в классе. Ключевыми словами урока были такие актуальные понятия, как дискриминация, консолидация, межэтнические отношения, полиэтническое государство, которые учащиеся выделяли в предложенном тексте [https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta].

Данный урок продемонстрировал умение учащихся реализовывать цели урока. Через приемы синквейн, кластер, ПОПС- формула каждая группа дала определение понятию   «проявления толерантности», продемонстрировав умение анализировать мнение, резюмировать материал, интерпретировать информацию текста. Далее учащимся были предложены чужие мнения, где необходимо было выразить собственную позицию и обосновать ее, опираясь на следующие цитаты: «Толерантность - сплошное лицемерие!» [Высказывание М.Задорнова], «Толерантность - это пофигизм»? [https://vestnik-filologiya- lingvodidaktika), «Толерантность - это уважение, понимание и принятие многообразия разных культур» (https://eduvkpk.edu.kz/]

В результате работы учащиеся приходят к выводу о необходимости толерантности культур и межкультурного диалога, какие бы препятствия не существовали. Мы видим, что учащиеся различают мнение и факты, синтезируют информацию из различных источников. На следующем этапе реализации развития функциональной грамотности учащимся был предложен видеоматериал с речью Президента РК К.-Ж.Токаева о межэтнических отношениях народа РК [https://24.kz/ru/news/top-news/item/377537-k-tokaev-kazakhstan-byl-i-budet-territoriej-druzhby-i-soglasiya]. Учащиеся извлекли необходимую информацию текста, сделали выводы и обосновали свое мнение, составив коллективную формулу диалога межнациональных культур. /Толерантность = уважение + конструктивный диалог/. Далее учащиеся написали пожелание народам Земли, высказав свое понимание и осознание понятия «толерантность», призывая к «диалогу национальных культур». Каждая группа записывает свою формулу толерантности межнациональных культур. И завершающий этап был представлен в виде игры « Ассамблея народов класса», куда пригласили 7 представителей разных культур, обучающихся в классе по вопросу межнационального общения. От учащихся требовалось выработать правила диалога межнациональных культур. Задание было предложено с целью социализации учащихся как реализации формирования функциональной деятельности.

Таким образом, мы видим, что развитие функциональной грамотности на уроках

русского языка осуществляется через целеполагание, выбор приемов и методов работы с текстом, организации учебного процесса так, чтобы каждый ученик мог исследовать предложенный текст, выразить свое мнение, обладать навыком аргументации собственной точки зрения и умения связать предложенную информацию с жизнью, социализироваться в обществе.  По предварительным итогам работы за 1 четверть мы увидели рост осознанного чтения и исследовательских умений в формировании навыков функциональной грамотности среди учащихся аутентичных классов.

 Подводя итоги работы по развитию функциональной грамотности можно отметить, что учащиеся овладевшие навыками читательской грамотности в рамках функциональной грамотности демонстрируют следующие умения и навыки:

ü  размышляют о получении данных и установлении истины;

ü  учатся определять типы информации, данных;

ü  приобретают аналитические способности в процессе работы с задачами;

ü  учатся обращать внимание на детали подаваемого материала и анализировать его;

ü  привыкают сравнивать, знакомиться с мнениями, анализировать их и высказывать новые мнения;

ü  грамотно работают с текстом;

ü  изучают художественные особенности литературных произведений;

ü  анализирует и оценивает эссе;

ü  осваивают алгоритм исследования;

ü  практикуются, используя свои знания для решения задачи.

В рамках Программы у учащихся развивается уровень функциональной грамотности и формируются следующие умения и навыки:

ü  анализирует значение и важность сведений, данных и развивает компетентностные навыки;

ü  включают исследование информации и превращение ее в полезный источник знаний;

ü  учатся использовать полученные знания в жизни.

 

Список источников

 

1.    Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. Астана. 2013. Рекомендовано к изданию Ученым советом Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (протокол 2 от 15 апреля 2013 года).

2.    Мурзалинова А.Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления. АДД. – Алматы, 2003

3.    М. Бершадская Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы «Отечественные записки», 2010. - 4



 

Скачано с www.znanio.ru

Алматинская область, Карасайский район, с

Алматинская область, Карасайский район, с

Поэтому для нас одной из поставленных целей стало развитие навыков функциональной грамотности учащихся как способа самореализации способностей ученика через навыки критического мышления

Поэтому для нас одной из поставленных целей стало развитие навыков функциональной грамотности учащихся как способа самореализации способностей ученика через навыки критического мышления

Содержание программы (1 час в неделю, всего - 34 часа)

Содержание программы (1 час в неделю, всего - 34 часа)

В качестве апробации данный план используют учителя русского языка и литературы

В качестве апробации данный план используют учителя русского языка и литературы

Запланированный урок литературы был по теме «Н

Запланированный урок литературы был по теме «Н

Важным моментом на уроке является прогнозирование темы урока и целеполагание

Важным моментом на уроке является прогнозирование темы урока и целеполагание

Данные таблицы подтверждают целесообразность использования различных активных методов и приемов, способствующих развитию читательской грамотности , рассматривая текст в разных аспектах

Данные таблицы подтверждают целесообразность использования различных активных методов и приемов, способствующих развитию читательской грамотности , рассматривая текст в разных аспектах

ПОПС- формулы. На первом этапе учащиеся объединились в группы по интересу, проявленному к высказываниям известных людей, выражающим определенную жизненную позицию в отношении толерантности

ПОПС- формулы. На первом этапе учащиеся объединились в группы по интересу, проявленному к высказываниям известных людей, выражающим определенную жизненную позицию в отношении толерантности

По предварительным итогам работы за 1 четверть мы увидели рост осознанного чтения и исследовательских умений в формировании навыков функциональной грамотности среди учащихся аутентичных классов

По предварительным итогам работы за 1 четверть мы увидели рост осознанного чтения и исследовательских умений в формировании навыков функциональной грамотности среди учащихся аутентичных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2024