Развитие и саморазвитие педагогического мастерства
1. Теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы.
2. Важные критерии успешности педагогической деятельности.
3. Факторы, влияющие на успешность работы учителя.
4. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагогов.
5. Педагог нового века.
2
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
К.Д.Ушинский
«Учитель способен воспитывать и образовывать, только в том случае, если продолжает работать над своим собственным воспитанием и образованием.» (А. Дистервег)
Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
(Лизинский В.М.)
Саморазвитие педагогического мастерства
3
Теоретические аспекты самообразования
«Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира»
ЮНЕСКО, 1984 год
273-ФЗ от 01.09.2013 г. Глава 5 Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Теоретические аспекты самообразования
Самовоспитание и саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Знание своих личностных особенностей (экстраверсия-интроверсия, нейротизм), некоторых черт характера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабильность, социальная дистанция), уровня развития организаторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовоспитания.
Теоретические аспекты самообразования
6
Теоретические аспекты самообразования
«САМООБРАЗОВАНИЕ –целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни.
В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
7
Основные направления для самообразования
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби
8
Источники получения знаний для саморазвития
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
интернет;
видео, аудио;
семинары и конференции;
мастер — классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия
9
Педагогические качества
способность делать учебный материал доступным для понимания;
творческое применение методов обучения;
волевое влияние на учеников;
способность организовать детский коллектив;
интерес к детям;
яркость речи, такт, связь с жизнью, требовательность
10
Составляющие процесса самообразования педагога
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
11
Составляющие педагогического мастерства
мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной и внеурочной деятельности;
мастерство передачи знаний и навыков;
мастерство формирования опыта деятельности;
мастерство владения педагогической технологией
12
Виды деятельности для самообразования
чтение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогических технологиях;
решение задач, упражнений, тестов повышенной сложности по своему предмету;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных педагогических методик в процессе вебинаров;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков с самоанализом;
организация внеурочной деятельности по предмету;
изучение компьютерных технологий;
проведение тематических экскурсий по предмету;
ведение здорового образа жизни
1. В рамках самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
3. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности.
4. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
5. Учитель обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.
Результативность процесса самообразования
14
Результаты саморазвития
повышение качества преподавания предмета;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения; доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов;
педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
17
Критерии педагогического мастерства:
Педагогические критерии успешности учителя:
Уровень обученности учеников.
Уровень сформированности общеучебных ЗУН.
Состояние исследовательской работы, самообразование.
Повышение квалификации.
Самоанализ, рефлексии.
Психологические критерии успешности учителя:
Умение вызвать интерес, повысить мотивацию.
Сознательное обучение ученика.
Взаимоотношения «учитель-ученик».
Учет индивидуальных особенностей ученика.
Личностные критерии успешности учителя:
Эмоциональность
Выразительность речи
Творчество
Лидерские качеств
Требовательность, дисциплинированность
21
Учитель 21 века
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности
Высокий рейтинг педагога среди детей и родителей.
Общественное признание.
Наличие наград и других поощрений.
Регулярность и систематичность повышения квалификации.
Высокий уровень межличностных отношений в детском и педагогическом сообществе.
Постоянное стремление к самосовершенствованию и открытость для новых знаний.
Желание «идти в ногу со временем».
Показатели продвижения к образу педагога 21 века
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам , так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать , пока сам работает над своим воспитанием»
Адольф Вильгельм Дистервег
Заключение
Библиографический список
24
1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал «Эйдос». 2007.- http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm
2. Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации// Методист.-2002.№5.-с.6-8
3. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. - М.: УЦ «Перспектива». 1998
4. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования// Завуч .№4. 2001
5. Ривкин Е.Ю. Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя. Управление современной школой. Завуч №1. 2010
6. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации// Стандарты и мониторинг в образовании. №4.1999
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.