Развитие ИКТ - компетентности педагога СПО в условиях образовательной организации на основе требований профессионального стандарта
Оценка 4.6

Развитие ИКТ - компетентности педагога СПО в условиях образовательной организации на основе требований профессионального стандарта

Оценка 4.6
Семинары
docx
администрации
07.02.2022
Развитие ИКТ - компетентности педагога СПО в условиях образовательной организации на основе требований профессионального стандарта
основой для развития педагога является профессиональная ИКТ-компетентность, которая даёт возможность каждому преподавателю найти свои способы и пути решения поставленных задач.
Доклад.docx

Развитие ИКТ - компетентности педагога СПО в условиях образовательной организации на основе требований профессионального стандарта

 

Пурышева Наталья Ивановна,

Методист  ГБПОУ «ЗТПТ»

В образовании, на современном этапе, происходит внедрение информа­ционных коммуникационных технологий (ИКТ), что в свою очередь требует от  преподавателей СПО  сформированности ИКТ-компетентности, показывающей педа­гогическое мастерство. Преподаватель должен понимать концепции, лежащие в основе информационных технологий, иметь навыки использования основного про­граммного обеспечения и компьютерного оборудования, имеющегося в учебном учреждении. Все это необходимо для того, чтобы преподаватель мог решать проблемы, возникающие при работе с компьютерной техникой и со­ставлять проект для подходящей технологической инфраструктуры. Преподаватель в учреждениях среднего профессионального образования должен достичь такого уровня , который позволяет принять решение, позволяющее решать  проблему с применением определенной технологии. Он должен знать все возможности данной технологии для  решения  той или иной задачи. Педагог должен обладать определенными качествами: знаниями, мастерством, опытом.

На современном этапе основой для развития педагога является профессиональная ИКТ-компетентность, которая даёт возможность каждому преподавателю найти свои способы и пути решения поставленных задач.

Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

В проекте профессионального  стандарта педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования в трудовых функциях организации учебной деятельности обучающихся должен владеть ИКТ – компетенциями, а именно:

·         Общепользовательская ИКТ-компетентность.

·         Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

·        Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Хочется  подробнее остановиться на них.

К общепользовательским компонентам относятся:

1.      «Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ».

Это умение работать и обращаться с техническими средствами обучения (в данном случае, со средствами ИКТ: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор; средства, образующие АРМ педагога – принтер, сканер, документ-камера; средства обеспечивающие проведение эксперимента – цифровые микроскопы, цифровые лаборатории).

2.      «Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).»

Это закреплено в Федеральном  законе  РФ от 27 июля 2006 г.  N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3.      «Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе».

    Зачем нужна данная компетенция педагогу?

·      эта компетенция заключается в умении вести фото- и видеосъемку объектов и процессов окружающего мира;

·      объекты и процессы по изучаемому предмету целесообразно фиксировать на фото или видео для подготовки дидактических материалов к уроку;

·      создание собственного портфолио педагога и помощь в создании портфолио обучающегося;

·      создание собственных сайтов, их иллюстрирование и ведение летописи событий.

4.      «Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками)».

В деятельности педагога коммуникативный компонент состоит в следующем:

·        необходимость формирования и развития коммуникативных компетенций требует от педагога в условиях ФГОС обеспечения коммуникаций обучающихся со своими сверстниками, в том числе, со сверстниками из других учебных учреждений, городов, стран посредством средств телекоммуникаций;

·        участие в педагогических сетевых сообществах;

·        использование технологий дистанционного обучения: кейсовые технологии, сетевые технологии, ТВ-технология.

  В сетевых педагогических сообществах педагоги имеют возможность:

·        получить доступ к необходимой им информации или узнать у коллег сетевые адреса, по которым ее можно найти;

·        проконсультироваться с коллегами по любым вопросам организации образовательного процесса;

·        обменяться накопленным опытом, дидактическими материалами, банками заданий, электронными ресурсами и т.п.;

·        организовать и согласовать совместную работу над проблемами совершенствования образовательного процесса и/или организацию совместной сетевой работы своих учеников.

Примеры сетевых сообществ:

  • http://pedsovet.org («Педсовет»);
  • http://socobraz.ru («СоцОбраз»);
  • http://metodisty.ru («Методисты»);
  • https://edugalaxy.intel.ru («Образовательная галактика Intel»);
  • http://www.digital-edu.ru (Портал «Цифровое образование») и др.

Другая разновидность ИКТ - компетенций общепедагогический компонент.

1.      Это умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии (в том числе при необходимости информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы (ЭОР и ЭИР) и т. д.) с учетом  

- специфики образовательных программ СПО и(или) ДПП, требований ФГОС СПО (для  программ СПО);

            - особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;

 - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,

2.      Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это возможно и необходимо)

Предметно-педагогический компонент предполагает: заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения  по запросам уполномоченных должностных лиц;

Пути достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности лежат в знании:

  • федерального государственного образовательного стандарта;
  • локальных актов;
  • в регулярном повышения квалификации;
  • аттестации педагогического  работника;
  • самообразование педагога.

 

 

 

 

 

               Основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности, моделирующий образовательный процесс, который управляет развитием собственной профессиональной компетентности, педагог является гарантом достижений поставленных целей.

        Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать преподавателя и мастера производственного обучения, которые на достаточно высоком уровне осуществляют  свою педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигают стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Профессиональная компетентность содержит следующие основные составляющие:

·         интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

·         коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми,

·         информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах. 

·         регулятивная (рефлексивная) компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, к стрессам.

 

        На мой взгляд, наиболее важной в наш информационный век является информационная компетентность преподавателя, потому что на её основе формируются все остальные.

            Рассматривая понятие информационной компетентности преподавателя, можно отметить разные подходы.

Первый связан с формированием понятия информационная компетентность в соответствии с цепочкой понятий: компьютерные технологии (информационно-коммуникационные технологии) → информационная компетентность. Основной смысл понятия информационная компетентность идет от технического компонента, акцент ставится на умении использовать технические средства для организации хранения, обработки и передачи информации при выделении данного процесса в деятельности преподавателя.

Второй  определяет информационную компетентность преподавателя в контексте информационного подхода, где исходным является термин информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности преподавателя.

         Какие необходимы механизмы для того, чтобы можно было организовывать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной (в том числе информационной) компетентности? Это:

·         Совершенствование материально-технической базы.

·         Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

·         Работа в ЦМК, творческих группах, педагогических мастерских, мастер-классах, предметных неделях.

·         Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях. 

·         Участие в различных конкурсах педагогического мастерства,  в исследовательских проектах, создании собственных публикаций. 

·         Обобщение и распространение опыта. 

·         Аттестация.

·          Творческий отчет.

·           Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. 

·         Самообразование. 

·         Разработка системы стимулирования деятельности преподавателя. 

 

        Кратко остановлюсь на каждом из вышеперечисленных механизмов, которые действительно способствуют развитию профессиональной (информационной) компетентности и приведу примеры использования их педагогами нашего лицея.

       За последний год улучшилось материально-техническое обеспечение лицея, а именно: приобретена и установлена интерактивная доска в методкабинете, компьютеры в кабинете информатики.
В настоящее время педагогам можно проходить курсы повышения квалификации в дистанционном режиме. Разнообразная тематика данной формы повышения квалификации позволяет преподавателю выбрать интересующую его тему курсов, повысить свой профессионализм. Нам необходимо стремиться работать в этом направлении. 
          Многие педагоги принимают участие в работе МЦК,  которые на протяжении многих лет успешно планируют и осуществляют деятельность по повышению профессиональной компетентности. Выполняемая ими работа заключается в выполнении программ, анализе контрольных работ, руководстве предметной неделей, выдвижении идей, подготовки мероприятий, отчетов и др. Данная работа не проходит для них даром. Занимаясь этой деятельностью, педагоги повышают свой профессиональный уровень.
       Ценность педсоветов, семинаров, методических дней, недель открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности обучающихся, коллег, успех окрыляют, вдохновляют и подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Порой  трудно задействовать педагогов, но большинство из них стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда. 
        Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы профессионального мастерства. Преподаватель общеобразовательных дисциплин, мастер производственного обучения  приняли участие и отмечены дипломами в республиканском  конкурсе «Лучший педагог года -2018», показав высокий уровень информационной компетентности.
    Следующим механизмом повышения профессиональной компетенции является обобщение, распространение, трансляция своего педагогического опыта. Транслируют свой опыт все педагоги через участие в работе МЦК, ТУМО, в том числе дистанционных.

        В 2018/2019 учебном году аттестацию прошли 3 педагога из них: 1 чел. на высшую категорию, 1 чел на 12 тарифный разряд и 1 чел. на соответствие занимаемой должности.  
Большую роль в повышении профессиональной компетенции играет и использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. На сегодняшний день педагоги лицея стремятся использовать ИКТ, развивающие технологии, проблемные методы обучения, проектно-исследовательскую деятельность. Но материально- техническая база, к сожалению, не позволяет выполнению этой задачи в полном объёме, поэтому наша цель стремиться к пополнению технической базы кабинетов лицея.

       Говоря о развитии профессиональной компетентности преподавателя, особое внимание хочу уделить самообразованию. Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком.  Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков. Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
просмотр телепередач, чтение прессы, знакомство с педагогической и методической литературой, регулярное использование информации из Интернета, посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег. Систематическое повышение квалификации. Изучение современных психологических и педагогических методик. В нашем лицее самообразованием занимаются все педагоги по утвержденным планам. Осуществляется отчет о выполнении планов самообразования на конец учебного года.

           Современный преподаватель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, что стимулирует совершенствование профессиональных компетенций.

        Ещё в XIX веке Адольф Дистервег сказал; "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”.

На этом всё. Благодарю за внимание!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие ИКТ - компетентности педагога

Развитие ИКТ - компетентности педагога

Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками)»

Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками)»

Основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в…

Основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в…

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий

Осуществляется отчет о выполнении планов самообразования на конец учебного года

Осуществляется отчет о выполнении планов самообразования на конец учебного года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022