Развитие ИКТ - компетентности педагога СПО в условиях образовательной организации на основе требований профессионального стандарта
Пурышева Наталья Ивановна,
Методист ГБПОУ «ЗТПТ»
В образовании, на современном этапе, происходит внедрение информационных коммуникационных технологий (ИКТ), что в свою очередь требует от преподавателей СПО сформированности ИКТ-компетентности, показывающей педагогическое мастерство. Преподаватель должен понимать концепции, лежащие в основе информационных технологий, иметь навыки использования основного программного обеспечения и компьютерного оборудования, имеющегося в учебном учреждении. Все это необходимо для того, чтобы преподаватель мог решать проблемы, возникающие при работе с компьютерной техникой и составлять проект для подходящей технологической инфраструктуры. Преподаватель в учреждениях среднего профессионального образования должен достичь такого уровня , который позволяет принять решение, позволяющее решать проблему с применением определенной технологии. Он должен знать все возможности данной технологии для решения той или иной задачи. Педагог должен обладать определенными качествами: знаниями, мастерством, опытом.
На современном этапе основой для развития педагога является профессиональная ИКТ-компетентность, которая даёт возможность каждому преподавателю найти свои способы и пути решения поставленных задач.
Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
В проекте профессионального стандарта педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования в трудовых функциях организации учебной деятельности обучающихся должен владеть ИКТ – компетенциями, а именно:
· Общепользовательская ИКТ-компетентность.
· Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
· Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Хочется подробнее остановиться на них.
К общепользовательским компонентам относятся:
1. «Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ».
Это умение работать и обращаться с техническими средствами обучения (в данном случае, со средствами ИКТ: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор; средства, образующие АРМ педагога – принтер, сканер, документ-камера; средства обеспечивающие проведение эксперимента – цифровые микроскопы, цифровые лаборатории).
2. «Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).»
Это закреплено в Федеральном законе РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. «Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе».
Зачем нужна данная компетенция педагогу?
· эта компетенция заключается в умении вести фото- и видеосъемку объектов и процессов окружающего мира;
· объекты и процессы по изучаемому предмету целесообразно фиксировать на фото или видео для подготовки дидактических материалов к уроку;
· создание собственного портфолио педагога и помощь в создании портфолио обучающегося;
· создание собственных сайтов, их иллюстрирование и ведение летописи событий.
4. «Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками)».
В деятельности педагога коммуникативный компонент состоит в следующем:
· необходимость формирования и развития коммуникативных компетенций требует от педагога в условиях ФГОС обеспечения коммуникаций обучающихся со своими сверстниками, в том числе, со сверстниками из других учебных учреждений, городов, стран посредством средств телекоммуникаций;
· участие в педагогических сетевых сообществах;
· использование технологий дистанционного обучения: кейсовые технологии, сетевые технологии, ТВ-технология.
В сетевых педагогических сообществах педагоги имеют возможность:
· получить доступ к необходимой им информации или узнать у коллег сетевые адреса, по которым ее можно найти;
· проконсультироваться с коллегами по любым вопросам организации образовательного процесса;
· обменяться накопленным опытом, дидактическими материалами, банками заданий, электронными ресурсами и т.п.;
· организовать и согласовать совместную работу над проблемами совершенствования образовательного процесса и/или организацию совместной сетевой работы своих учеников.
Примеры сетевых сообществ:
Другая разновидность ИКТ - компетенций общепедагогический компонент.
1. Это умение применять современные технические средства обучения и образовательные технологии (в том числе при необходимости информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы (ЭОР и ЭИР) и т. д.) с учетом
- специфики образовательных программ СПО и(или) ДПП, требований ФГОС СПО (для программ СПО);
- особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- задач занятия (цикла занятий), вида занятия;
- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
2. Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это возможно и необходимо)
Предметно-педагогический компонент предполагает: заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц;
Пути достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности лежат в знании:
Основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, умеющий прогнозировать результаты своей деятельности, моделирующий образовательный процесс, который управляет развитием собственной профессиональной компетентности, педагог является гарантом достижений поставленных целей.
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать преподавателя и мастера производственного обучения, которые на достаточно высоком уровне осуществляют свою педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигают стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Профессиональная компетентность содержит следующие основные составляющие:
· интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
· коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми,
· информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
· регулятивная (рефлексивная) компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, к стрессам.
На мой взгляд, наиболее важной в наш информационный век является информационная компетентность преподавателя, потому что на её основе формируются все остальные.
Рассматривая понятие информационной компетентности преподавателя, можно отметить разные подходы.
Первый связан с формированием понятия информационная компетентность в соответствии с цепочкой понятий: компьютерные технологии (информационно-коммуникационные технологии) → информационная компетентность. Основной смысл понятия информационная компетентность идет от технического компонента, акцент ставится на умении использовать технические средства для организации хранения, обработки и передачи информации при выделении данного процесса в деятельности преподавателя.
Второй определяет информационную компетентность преподавателя в контексте информационного подхода, где исходным является термин информация и рассматривается процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности преподавателя.
Какие необходимы механизмы для того, чтобы можно было организовывать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной (в том числе информационной) компетентности? Это:
· Совершенствование материально-технической базы.
· Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
· Работа в ЦМК, творческих группах, педагогических мастерских, мастер-классах, предметных неделях.
· Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
· Участие в различных конкурсах педагогического мастерства, в исследовательских проектах, создании собственных публикаций.
· Обобщение и распространение опыта.
· Аттестация.
· Творческий отчет.
· Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
· Самообразование.
· Разработка системы стимулирования деятельности преподавателя.
Кратко остановлюсь на каждом из вышеперечисленных механизмов, которые действительно способствуют развитию профессиональной (информационной) компетентности и приведу примеры использования их педагогами нашего лицея.
За
последний год улучшилось материально-техническое обеспечение лицея, а именно:
приобретена и установлена интерактивная доска в методкабинете, компьютеры в
кабинете информатики.
В настоящее время педагогам можно проходить курсы повышения квалификации в
дистанционном режиме. Разнообразная тематика данной формы повышения
квалификации позволяет преподавателю выбрать интересующую его тему курсов,
повысить свой профессионализм. Нам необходимо стремиться работать в этом
направлении.
Многие педагоги принимают участие в работе МЦК, которые на протяжении
многих лет успешно планируют и осуществляют деятельность по повышению
профессиональной компетентности. Выполняемая ими работа заключается в
выполнении программ, анализе контрольных работ, руководстве предметной неделей,
выдвижении идей, подготовки мероприятий, отчетов и др. Данная работа не
проходит для них даром. Занимаясь этой деятельностью, педагоги повышают свой
профессиональный уровень.
Ценность педсоветов, семинаров, методических дней, недель открытых
уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою
приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других,
обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок
или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако
проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное
мероприятие, урок, слова благодарности обучающихся, коллег, успех окрыляют,
вдохновляют и подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Порой трудно
задействовать педагогов, но большинство из них стремятся постоянно повышать
свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме,
представлять итоги своего труда.
Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы
профессионального мастерства. Преподаватель общеобразовательных дисциплин, мастер
производственного обучения приняли участие и отмечены дипломами в республиканском
конкурсе «Лучший педагог года -2018», показав высокий уровень информационной
компетентности.
Следующим механизмом повышения профессиональной компетенции является
обобщение, распространение, трансляция своего педагогического
опыта. Транслируют свой опыт все педагоги через участие в работе МЦК, ТУМО,
в том числе дистанционных.
В
2018/2019 учебном году аттестацию прошли 3 педагога из них: 1 чел. на высшую
категорию, 1 чел на 12 тарифный разряд и 1 чел. на соответствие занимаемой
должности.
Большую роль в повышении профессиональной компетенции играет и использование
современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. На
сегодняшний день педагоги лицея стремятся использовать ИКТ, развивающие
технологии, проблемные методы обучения, проектно-исследовательскую
деятельность. Но материально- техническая база, к сожалению, не позволяет
выполнению этой задачи в полном объёме, поэтому наша цель стремиться к
пополнению технической базы кабинетов лицея.
Говоря о
развитии профессиональной компетентности преподавателя, особое внимание хочу
уделить самообразованию. Самообразование осуществляется добровольно,
сознательно, планируется, управляется и контролируется самим
человеком. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
просмотр телепередач, чтение прессы, знакомство с педагогической и
методической литературой, регулярное использование информации из
Интернета, посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков
коллег. Систематическое повышение квалификации. Изучение современных
психологических и педагогических методик. В нашем лицее самообразованием
занимаются все педагоги по утвержденным планам. Осуществляется отчет о
выполнении планов самообразования на конец учебного года.
Современный преподаватель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, что стимулирует совершенствование профессиональных компетенций.
Ещё в XIX веке Адольф Дистервег сказал; "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”.
На этом всё. Благодарю за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.