Развитие критического мышления на уроке музыки
Мыларщикова С.В., руководитель ШМО художественно-прикладных дисциплин «Гармония», учитель музыки, МБОУ СОШ №27, г. Озерск / Development of critical thinking on music lessons Mylarschikova S.V., Head of methodical department of music teachers, music teacher, school № 27, Ozersk
Я постоянно стремлюсь перейти от традиционной педагогики к педагогике прогрессивной, удовлетворяющей потребностям моих учеников и моего общества, поэтому всегда ищу новые пути для организации наших занятий. Представляю Вашему вниманию мастер-класс под названием «Развитие критического мышления на уроке музыки», в рамках которого продемонстрирую использование метода «синквейн», или проще, метода контроля и самоконтроля. Цель проведения мастер-класса: теоретическое и практическое рассмотрение возможностей использования метода «синквейн» на уроках музыки как средства развития критического мышления учащихся.
Для начала, давайте определимся, что такое непосредственно метод. Этимология понятия метод восходит к греческому слову metodos, что означает «путь к чему-либо». Метод – это способ, который позволяет достичь намеченной цели. Нужно отметить, что приёмы входят в состав метода в качестве его элементов и определяют глубину его осуществления. В образовательном процессе метод играет важную роль, а именно является связующим звеном на пути от постановки цели к достижению желаемого или не желаемого результата.
Сущность процесса образования заключается не только лишь в передаче учителем информации ученику. Здесь одну из глобальных позиций занимают такие явления как контроль и самоконтроль. Контроль осуществляется педагогом, тогда как самоконтроль – самим учеником. При этом, с моей точки зрения, учитель также развивается и проводит контроль над собой, над своей профессиональной деятельностью и развитием. Итак, дадим определения контроля и самоконтроля. Контроль - это наблюдение с целью проверки. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Самоконтроль есть сознательное контролирование своих действий, мыслей, эмоций. Наличие самоконтроля позволяет человеку избегать ошибок и критических ситуаций. Этот навык чрезвычайно полезен для эффективных коммуникаций.
Нужно сказать, что эти навыки необходимо развивать, чему и служит метод «синквейн». Но специфика вопроса такова, что данный метод направлен на развитие у детей способности мыслить критически. Что же такое критическое мышление? Давайте расставим все точки над «i». Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, явление это должно быть одинаково понятно всем.
Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя. Думаю, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. Другой вид «некритического» мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, связан с пониманием. Третий вид мышления, к которому не подходит определение «критическое», – это творческое или интуитивное мышление.
Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются. Запоминание же фактов и понимание идей являются необходимыми предварительными условиями для критического мышления, однако сами они, даже в своей совокупности, критического мышления не составляют.
Итак, критическое мышление это:
Во-первых, мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное; то есть всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Мыслить критически можно в любом возрасте: даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний.
Это было лирическое отступление. Вернемся конкретно к методу «синквейн» и использованию его непосредственно на уроке музыки. Итак, метод «синквейн» - это один из методов развития критического мышления, который помогает доказательно и логично строить свои высказывания о музыке; заключается в переводе мелодии того или иного музыкального произведения на язык слов.
Я предлагаю проводить тестирование учащихся на уроке, после изложения учителем базового материала, что и будет непосредственно контролем: представляется возможность проследить уровень участия и освоения материала каждого из учеников.
Целью использования метода контроля и самоконтроля на уроке музыки является развитие навыков учащимися умения выявлять смыслы и основную идею музыкального произведения и выражать их словами.
Основным средством данного метода являются языковые инструменты, то есть слова, словосочетания, предложения.
Приемы этого метода совпадают с алгоритмом определенных действий, а именно:
¨ сформулировать основную мысль звучащего произведения (не более 2 слов)
¨ дополнить характеристику выделенной мысли глаголами (2 слова)
¨ охарактеризовать ее с помощью прилагательных (3 слова)
¨ выразить собственное отношение к основной идее произведения (1 предложение)
¨ сделать вывод-итог, акцентировав ценностно-смысловое значение произведения (1 слово)
Продемонстрирую использование метода «синквейн» путем работы со всем известным произведением Моцарта – Симфонией №40, изучение которого обязательно входит в школьную программу.
Шаг 1. Прослушивание I части Симфонии №40.
Шаг 2. Учитель излагает материал по I части симфонии.
Симфония № 40 Моцарта - вторая из написанных летом 1788 года симфония соль-минор. Она была закончена в конце июля и была предназначена для исполнения в большой авторской «академии», на которую была объявлена подписка. Но подписка не дала необходимых средств, все расстроилось. Возможно, что в каком-нибудь из частных домов богатых любителей музыки она и была исполнена, но сведений об этом не сохранилось, и дата ее мировой премьеры неизвестна. В отличие от предшествующей, светлой, радостной, играющей в триаде роль своеобразной интродукции, соль-минорная симфония — трепетная, словно выросшая из арии Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» с ее непосредственным, живым юношеским чувством — гениальная предвестница многих романтических страниц музыки XIX века, начиная с Неоконченной симфонии Шуберта. Симфония написана для скромного состава оркестра. В ней — ставшие традиционными четыре части, однако отсутствует обычное для симфоний того времени медленное вступление.
Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой, словно чуть-чуть задыхающейся мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна упомянутой арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.
Шаг 3. Учитель дает детям задание составить синквейн.
Шаг 4. Обсуждение и утверждение наиболее верного варианта.
В.А. Моцарт. Симфония №40. Часть I
1. Суета.
2. Двигаться, стремиться.
3. Легкая, нежная, трепетная.
4. Ни сна, ни отдыха.
5. Чувства (любовь).
Шаг 5. Ученикам предлагается разбиться на группы и, используя составленный синквейн, провести определенного рода работу с ним
1 группа – создать рекламу для СМИ
2 группа – написать телеграмму
3 группа – написать сочинение-экспромт
На данном этапе я советую включить изучаемое произведение вновь в целях стимулирования у детей выполняемой деятельности.
Шаг 6. Представление группами результатов их работы с синквейном.
Шаг 7. Подведение итогов учителем.
Итак, что же дает применение метода контроля и самоконтроля?
Для ученика:
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение критически мыслить
- умение ответственно относиться к собственному образованию
- умение работать в сотрудничестве с другими
- повышение качества образования учеников
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
- постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения
Для учителя это:
- умение создать в классе атмосферу открытости, сотрудничества и самостоятельности
- обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний
- обучение на основе критического, аналитического, логического мышления
- стать профессионалами, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
- формирование инновационных потребностей
Используя в своей практике метод «синквейн», педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей. Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Так учение из рутинной работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу. Собирая данные, анализируя, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на поставленные вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.