Преподаватель музыкального колледжа им.Курмангазы отделения «фортепиано» Добровольская Н.В.
«Развитие личности учащегося в классе специального фортепиано»
В послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев раскрывает стратегию «Казахстан 2050» на новом этапе развития Казахстана в 50-ти важнейших направлениях нашей внутренней и внешней политики, так в области образования государственная политика должна быть направлена на обеспечение международных стандартов образования и профессиональной переподготовки, соответствующих динамике и перспективам развития рынка труда.
Главной задачей образования на данном этапе является предоставление качественных услуг в системе образования и подготовке специалистов на уровне мировых стандартов. Все это требует от педагога музыкального колледжа профессиональных знаний и умений, высокого мастерства, большой эрудиции культуры, преданности своему делу, постоянной работы над собой. В закон об образовании «обозначены основные задачи системы образования – это создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональной становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. Таким образом, организация и проведение учебного процесса должны способствовать осуществлению этой цели.
Всестороннее развитие личности учащегося предполагает возможность и целесообразность развития способностей в процессе обучения и воспитания.
Как же происходит развитие человеческой личности?
Подлинное развитие человека состоит в усвоении им социального опыта, культуры видов различной деятельности, форм общения, накопленных человечеством.
В процессе усвоения этого богатейшего опыта при помощи преподавателей у учащегося в процессе обучения развивается высшая форма психики, присущая только человеку – его сознание и самосознание, происходит его формирование как члена общества, как личности.
При этом педагог в учебном процессе должен опираться на 1) Возрастные (типологически) и индивидуальные особенности учащегося.
Другое требование к организации учебного процесса, вытекающее из принципов развития, можно установить, рассматривая вопрос об источниках развития данного ученика – это его стремление и потребности с одной стороны и возможностью их удовлетворения с другой стороны.
Учебный процесс следует организовывать таким образом, чтобы учащийся всегда испытывал необходимость в преодолении посильных трудностей, и чтобы постоянно возникала потребность в овладении новыми знаниями , способами, умениями и навыками под руководством опытного педагога. При этом « педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день в развитии учащегося. Только тогда она в процессе обучения сможет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. (Л.С.Выготский)
Всестороннее развитие с точки зрения психологии означает максимально возможное развитие всех психических сил и личностных качеств человека способностей и интересов, склонностей познавательных процессов (восприятия, мышления памяти, воображения, волевых качеств и т.д.)
При этом важно создать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность наиболее полно реализовать свои способности.
Для развития творческой личности учащегося имеет большое значение активная форма приобретения знаний. Еще Платон и «диалогах» вспоминает, что Сократ не объяснял ничего ученику, но ставил ему наводящие вопросы, отвечая на которые, тот постигал истину: оказывалось, что он уже знает то, чему его стараются научить. Приобретения знаний несомненно является наиболее творческой и результативной: включает аппарат самостоятельного мышления. Знания укладываются в систему, опирается на исполнительский опыт.
Учащегося необходимо всесторонне готовить к его будущей деятельности, что предполагает воспитание необходимости, важности работы с детьми, их родителями. Для этого нужно дать будущему специалисту необходимый минимум знаний для его работы, научить пользоваться справочным материалом. Для организации педагогической подготовки мы придерживаемся двух основополагающих принципов: это изучение курса методики на всем протяжении с практикой, а в самой практике – соблюдение наблюдательских её форм с самостоятельным проведением уроков и методическим анализом работы учащегося в конце урока преподавателем-консультантом. К числу необходимых форм работы, направленных на совершенствование педагогической подготовки выпускников, можно отнести практическое освоение ими школьного репертуара. Такие занятия, существенно дополняя курс методики и педагогической практики, позволяют будущим специалистам лучше изучить репертуар ДМШ, наиболее часто используемый в практике музыкальных школ, свободнее ориентироваться в педагогическом репертуаре, приобрести опыт ее исполнения больше узнать о композиторах, написавших данные произведения, лучшее разобраться в трудностях изучаемых пьес. Одной из форм передачи знаний в колледже является урок по специальности. Он объединяет в себе познавательную, развивающую и воспитательную функцию и основывается на принципах дидактики.
Каждый урок пополняет знания ученика как в области способов работы над музыкальным произведением, техническими приемами так и в вопросах трактовки. На каждом уроке у педагога должно быть время для небольшой беседы по развитию эрудиции духовности, это могут быть задания уч-ся что-то почитать и потом послушать суждения ученика, педагог высказывает свое мнение.
Важно чтобы активность педагога стимулировала работу учащегося. Если учащийся пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить ученика самого находить и ставить пред собой исполнительские задачи.
Работа педагога, помогающего ученику развиваться в профессионала-музыканта, является своеобразным диалектическим процессом, который с одной стороны определяется стремлением к сохранению его личности, его неповторимой индивидуальности, а с другой стороны подчиняться необходимости, привить ему общие принципиальные установки которые способствовали бы естественному развитию его индивидуальности. Для того, чтобы воспитать полноценного музыканта – исполнителя, не достаточно научить его определенным музыкальным закономерностям, умен. Быстро «передвигать» пальцы по клавиатуре. Надо действительно в первую очередь разносторонне воспитывать учащегося и прививать любовь к музыке, трудолюбие, это не возможно без развития самостоятельности и расширения кругозора. Часто приходится сталкиваться с учащимися, которые не проявляют никакого желания читать о музыке, композиторах, об исполняемых произведениях, слушать музыку в различных исполнениях. Благодаря тому, что в учебных планах колледжа введены предметы ансамблевого исполнительства, концертмейстерской (аккомпаниаторской) практики, читки с листа, учащийся знакомится с переложениями инструментальной, оперной симфонической музыки, вокальными произведениями.
Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно читать (ничто не развивает так воображение как чтение) хорошо разбираться в литературе поэзии, живописи, хореографии. Тот, кто разбираться в литературе, кто знаком с творчеством великих художников, тот совершенно иначе относится к занятиям музыкой и соответственно иначе ее исполняет.
Жаль, что наши учащиеся не слышат оперу в оперном театре, хотя сейчас частично это можно восполнить просмотром видео - записей на дисках.
Важно посещение концертов, симфонического, духового, русского и казахского народных оркестров, хора прослушивание в их исполнении лучших образцов мировой и национальной классики служит огромным толчком в их музыкальном развитии. Важную роль в обучении играет прослушивание грамзаписи. Полезно сравнивать различные интерпретации одного и того же произведения И.С Баха в исполнении С.Рихтера, Т.Николаевой, Т.Гульдом, М.Юдиной; Ф.Шопена – в исполнении К.Игумнова, Т.Нейгауза, Ж.Аубакировой; Л.Бетховена – С.Рихтера , Э.Гиллельса, А.Шнабеля и т.д.
При прослушивании записи только в одном исполнении учащийся старается подражать ему, а прослушав его в нескольких исполнениях, начинает анализировать формировать свой вкус и привязанности.
В процессе обучения важно научить учащегося самостоятельно работать, при постоянном контроле слуха. Очень часто учащийся плохо слышит свае исполнение и не может проанализировать его. В этом случае полезным будет запись на видеокамеру и прослушивание, просмотр исполнения как бы со стороны. Это поможет выявить все недостатки и устранить их, будет развивать умение слушать свою игру.
Работая с учащимися, воспитывая их волю, характер, развивая его во всех планах, приучая к трудолюбию, расширяя его кругозор, педагог должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому ученику. Только учитывая все эти факторы в развитии, воспитании и обучении, можно добиться требуемых результатов – подготовить специалиста – музыканта, соответствующего высокому уровню международного стандарта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.