Развитие мелкой моторики.
Исходя из положения о тесном взаимодействии артикуляционной и ручной моторики, в структуру логопедических занятий на 1 этапе включались упражнения на развития совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук. Их введение способствовало статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве, и в целом - подготовке детей к овладению техникой письма.
С этой целью использовались различные упражнения, которые проводились в игровой форме, использовались мини тренажеры для рук: резиновые кольца, массажные мячики d=40 мм, резиновые гимнастические мячи d=40 мм, мячики гимнастические d=120 мм, игольчатый мячик для массажа биологически активных точек и пружинное кольцо для прокатывания по пальцам (Суджок). Сложность их подбиралась в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. При использовании активной гимнастики вырабатывались: точность, ритмичность, перключаемость и сила движений. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены различные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на подготовительном этапе без речевого сопровождения.
Приведем примеры:
1.Разминка пальцев рук.
Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).
Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз).
Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз).
Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза).
Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.
2. Упражнения на расслабление.
“Погладим котенка” – плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх - вниз (влево – вправо) с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.
3. Упражнения на удержание позы кисти рук.
Упражнения для одной руки. “Зайчик” – Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак, рука опирается на локоть. “Пистолетик” – Указательный палец выпрямлен и направлен вперед, остальные пальцы сжаты в кулак. “Коза рогатая” – указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутых безымянном и среднем. “Кошка” – соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. “Кольцо” – рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны. “Гусь” – опереться указательным пальцем на большой, средний, безымянный и мизинец прижать друг к другу и к указательному.
Упражнения для двух рук. “Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать. “Корзинка” – ладони развернуть к себе, пальчики переплести, а локти развести в стороны, большие пальчики образуют ручку. “Бабочка” – Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях – “бабочка летит”.
4.Упражнения на переход позы кисти рук
из одной позиции в другую.
“Зайчик – Кольцо” (см. выше). Отрабатывается сначала одной рукой, затем другой, а в дальнейшем обеими руками вместе. “Кулачок – Ребро- Ладонь”: кисть руки, лежащая на столе сжимается в кулак; кисть руки разжимается, пальцы распрямляются , кисть кладется на ребро ладони; кисть руки кладется на стол ладонью вниз. “Ладонь – Кулак”: кисть руки кладется на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак; при одновременной работе двумя руками упражнение выполняется симметрично или асимметрично.
Обучение релаксации мышц рук, ног, туловища.
Одним из направлений в комплексном воздействии на детей со стертой формой дизартрии явилось обучение релаксации (расслаблению). Целью релаксации являлось снижение тонуса мышц и эмоционального напряжения.
В спокойной ласковой беседе и в доступной форме доносилось до сознания ребенка то, что от него требуется в дальнейшем. Детям объяснялись новые слова (кисть, предплечье) и понятия (расслабление, напряжение), значение которых им было неизвестно, но становилось понятным. Состояние расслабления становилось понятным, когда отвечали на вопрос: Какими становились ручки и ножки у надувной резиновой куклы, когда из нее выпускали часть воздуха? (вялыми, мягкими, расслабленными). Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине, натянутом луке.
Двигательные упражнения были направлены на дифференциацию напряжения и расслабления в мышцах. Упражнения по регулированию мышечного тонуса проходили в игровой форме.
Упражнения на расслабление мышц тела.
1. Предлагаем ребенку превратиться в деревянного Буратино, у которого не гнутся локти и колени, и каждый шаг его твердый и громкий. А теперь пусть он превратится в Пьеро, который сшит из ваты, и руки, и ноги его болтаются при ходьбе, даже голова висит, как подвешенная на ниточке.
2. Ребенок встает ровно, вытянув руки вверх, как твердая ледяная сосулька. Вот пригревает солнышко и сосулька становиться меньше: сначала сгибаются кисти рук, потом руки до локтя, руки падают вместе с головой, падает корпус (согнувшись в поясе), подгибаются колени, и вот растекается по полу лужа – ребенок лежит.
3. Предлагаем ребенку лечь и превратиться в тряпичную куклу. Если поднять руку или ногу куклы, то она падает под действием собственной тяжести, и не может ни сопротивляться, ни помогать вам.
5. Предлагаем превратиться ребенку в большой надувной шар (матрац): медленно вдыхая воздух животом, грудью всеми легкими, ребенок раздувается, а потом медленно выпускает весь воздух.
Упражнения для рук.
1. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.
2. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же — с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же — по одной паре пальцев.
3. «Краб». Показать ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложить ему имитировать их движения руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх-вниз (бросать руки в разных направлениях).
4. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец — на безымянный. Поза удерживается 10 — 20 с. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.
Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.
5. «Волшебная мельница^. Ребенок представляет, что его руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание — на ощущениях в разминаемых суставах:
1) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему — вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — ма-: ленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).
Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
7«Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к. груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».
Ноги
1. Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в и. п. То же — с другой ногой. Затем аналогично работают обе ноги одновременно.
2. И. п. то же. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая — вытягивается носочком вперед.
3. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).
4. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично — левой ногой; двумя ногами.
5. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем максимально согнуть в коленях.
6. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей), — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься снова на корточки. Другой вариант прыжков — в.перед.
Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры», или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного левую ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки Я ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.
1.. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внимание направлено на ощущения в разминаемом суставе:
и. п. — встать на одну ногу; вращать другой ногой от бедра сначала по часвой стрелке, потом против; сменить ногу;
и. п. то же; бедро другой поднято параллельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, описывать голенью (затем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;
и. п. то же; согнуть другую в колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье; описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда; описав 3 — 5 кругов, сменить направление на противоположное; сменить ногу;
и.п. то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая носком ноги круги и волны в горизонтальной (вертикальной) плоскости; после 3 — 5 раз поменять направление на противоположное; затем сменить ногу.
2. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с носков на пятки, затем — с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. После этого ребенок переходит к следующим движениям: левая нога начинает перекаты с пятки, а правая — с носка.
3. «Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариант упражнения — приседаем до тех пор, пока пятки не начнут отрываться от пола.
4. И. п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую ногу на 90° вправо, левая — в и. п. На выдохе согнуть правое колено до напряжения в левом бедре. На вдохе выпрямить колено. Повторить 3 раза; вернуться в и. п. Поменять ноги.
5. Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы параллельны друг другу. Весь вес тела — на правую ногу. На выдохе присесть на правой ноге и одновременно опустить пятку левой ноги на пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе подняться на правой ноге и одновременно оторвать левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги.
6. «Канатоходец». Ребенок имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, ищет равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, слева). Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.
В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мелкой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фактором. Он неизбежно должен активно применяться в психологической, дефектологической и логопедической практике: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая ! гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.