развитие мелкой маторики

  • docx
  • 07.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие мелкой моторики.docx

                                      Развитие мелкой моторики.

                Исходя из положения о тесном взаимодействии артикуляционной и ручной моторики, в структуру логопедических занятий на 1 этапе включались упражнения   на развития совершенствования тонкой моторики кисти и пальцев рук. Их введение способствовало статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве, и в целом - подготовке детей к овладению техникой письма.

                С этой целью использовались  различные упражнения, которые проводились в игровой форме, использовались мини тренажеры для рук: резиновые кольца, массажные мячики d=40 мм,  резиновые гимнастические мячи d=40 мм, мячики гимнастические d=120 мм, игольчатый мячик для массажа биологически активных точек и пружинное кольцо для прокатывания по пальцам (Суджок). Сложность их подбиралась в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. При использовании активной гимнастики вырабатывались: точность, ритмичность, перключаемость и сила  движений. В специальной литературе (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, М.В.Ипполитова, О.С.Бот) имеется описание приемов  для развития и совершенствования  моторики пальцев рук  у детей с нарушениями речи, приведены различные игры и упражнения. Указанные авторы предлагают логопедам проводить   их на подготовительном этапе без речевого сопровождения.

                Приведем примеры:

                                             1.Разминка пальцев рук.

               Сжимание и разжимание большого мяча между ладонями и в пальцах рук, а так же при вращении мяча (повторит 4 раза).

Сжимание массажного мяча между ладонями (пальцы обеих рук сцеплены в замок) и  разжимание мяча ладонями, не расцепляя пальцев рук (повторить 5 раз). Затем пальцы разжимаются, и мяч вращается между ладонями круговыми и прямыми движениями (повторить 5 раз). 

Сжимание резиновых колец сначала одной рукой, потом другой и разжимание под счет” раз, два” (повторить 5 раз). 

Сжимание и разжимание гимнастических мячей двумя руками, локти которых стоят на столе при следующем положении пальцев: мячи лежат на больших пальцах правой и левой руки и прижимаются сверху остальными пальцами (повторить 4 раза).

Прокатывание игольчатого мяча по ладоням и тыльной стороне руки по очереди. Прокатывание пружинного кольца по пальцам правой (левой) руки по счет.

                                          2. Упражнения на расслабление.

                “Погладим котенка” – плавные движения рук, имитирующие соответствующие действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз). “Веселые маляры” – синхронные движения кистей рук вверх  - вниз (влево – вправо)  с одновременным подключением кистевого замка. “Курочка пьет воду” – локти опираются  на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замка. “Качаем лодку” – пальцы сложены вместе, плавные движения рук в горизонтальном направлении. “Стряхни воду” – потрясти кистями рук, как бы стряхивая капельки воды.

                            3. Упражнения на удержание позы кисти рук.

               Упражнения для одной руки. “Зайчик” – Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак, рука опирается на локоть. “Пистолетик” – Указательный палец выпрямлен и направлен вперед, остальные пальцы сжаты в кулак. “Коза рогатая” – указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутых безымянном и среднем.  “Кошка” – соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. “Кольцо” – рука опирается на локоть, большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны. “Гусь” – опереться указательным пальцем на большой, средний, безымянный и мизинец прижать друг к другу и к указательному.

               Упражнения для двух рук. “Человечек” – указательный и средний палец “бегают” по столу. “Слоненок” – средний палец выставлен вперед, указательный и безымянный “идут” по столу, большой палец лежит на мизинце. “Елка” – ладони развернуть от себя, пальчики пропустить между собой (пальцы расположены под углом друг к другу), пальчики выставить вперед, локти к телу не прижимать. “Корзинка” – ладони развернуть к себе, пальчики переплести, а локти развести в стороны, большие пальчики образуют ручку. “Бабочка” – Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях – “бабочка летит”.

                             4.Упражнения на переход позы кисти рук

                                            из  одной позиции в другую.

                “Зайчик – Кольцо” (см. выше). Отрабатывается сначала одной рукой, затем другой, а в дальнейшем обеими руками вместе. “Кулачок – Ребро- Ладонь”: кисть руки, лежащая на столе сжимается в кулак; кисть руки разжимается, пальцы распрямляются , кисть кладется на ребро ладони; кисть руки кладется  на стол ладонью вниз. “Ладонь – Кулак”: кисть руки кладется на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак; при одновременной работе двумя руками упражнение выполняется симметрично или асимметрично.

                         Обучение релаксации мышц  рук, ног, туловища.

               Одним из направлений в комплексном воздействии на детей со стертой формой дизартрии явилось обучение релаксации (расслаблению). Целью релаксации являлось снижение тонуса мышц и эмоционального напряжения.

                В спокойной ласковой беседе и в доступной форме доносилось до сознания ребенка то, что от него требуется в дальнейшем. Детям объяснялись новые слова (кисть, предплечье) и понятия (расслабление, напряжение), значение которых им было неизвестно, но становилось понятным. Состояние расслабления становилось понятным, когда отвечали на вопрос: Какими становились ручки и ножки у надувной резиновой куклы, когда из нее выпускали часть воздуха? (вялыми, мягкими, расслабленными). Состояние напряжения дети могут увидеть в сжатой пружине, натянутом луке.

                Двигательные упражнения были направлены на дифференциацию напряжения и расслабления в мышцах. Упражнения по регулированию мышечного тонуса проходили в игровой форме.

                          Упражнения на расслабление мышц тела.

                1. Предлагаем ребенку превратиться в деревянного Буратино, у которого не гнутся локти и колени, и каждый шаг его твердый и громкий. А теперь пусть он превратится в Пьеро, который сшит из ваты, и руки, и  ноги его болтаются при ходьбе, даже голова висит, как подвешенная на ниточке.

                2. Ребенок встает ровно, вытянув руки вверх, как твердая ледяная сосулька. Вот пригревает солнышко и сосулька становиться меньше: сначала сгибаются кисти рук, потом руки до локтя, руки падают вместе с головой, падает корпус (согнувшись в поясе), подгибаются колени, и вот растекается по полу лужа – ребенок лежит.

                3. Предлагаем ребенку лечь и превратиться в тряпичную куклу. Если поднять руку или ногу куклы, то она падает под действием собственной тяжести, и не может ни сопротивляться, ни помогать вам.       

 5. Предлагаем превратиться ребенку в большой надувной шар (матрац): медленно вдыхая воздух животом, грудью всеми легкими, ребенок раздувается, а потом медленно выпускает весь воздух.

                                Упражнения для рук.

1. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

2. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

3. «Краб». Показать ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложить ему имитировать их движения руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх-вниз (бросать руки в разных направлениях).

4. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10 20 с. После выполнения правой рукой то же левой, а затем двумя руками одновременно.

 

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем в противоположные.

5. «Волшебная мельница^. Ребенок представляет, что его руки это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание на ощущениях в разминаемых суставах:

1) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая вперед, левая назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);

3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы ма-: ленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).

Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом от него, при двуручном упражнении друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

7«Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к. груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».

Ноги

1. Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в и. п. То же с другой ногой. Затем аналогично работают обе ноги одновременно.

2. И. п. то же. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая вытягивается носочком вперед.

3. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

4. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично левой ногой; двумя ногами.

5. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, ребенок представляет, что его стопы гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем к нему. После этого одна ползет от ребенка, а другая к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем максимально согнуть в коленях.

6. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между  коленей), как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься снова на корточки. Другой вариант прыжков в.перед.

Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым  мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры», или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного левую ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки Я ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

1.. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внимание направлено на ощущения в разминаемом суставе:

и. п. встать на одну ногу; вращать другой ногой от бедра сначала по часвой стрелке, потом против; сменить ногу;

и. п. то же; бедро другой поднято параллельно полу, колено согнуто; жестко фиксируя это положение, описывать голенью (затем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;

и. п. то же; согнуть другую в колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье; описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда; описав 3 5 кругов, сменить направление на противоположное; сменить ногу;

и.п. то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая носком ноги круги и волны в горизонтальной (вертикальной) плоскости; после 3 5 раз поменять направление на противоположное; затем сменить ногу.

2. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с носков на пятки, затем с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. После этого ребенок переходит к следующим движениям: левая нога начинает перекаты с пятки, а правая с носка.

3. «Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариант упражнения приседаем до тех пор, пока пятки не начнут отрываться от пола.

4. И. п. ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую ногу на 90° вправо, левая в и. п. На выдохе согнуть правое колено до напряжения в левом бедре. На вдохе выпрямить колено. Повторить 3 раза; вернуться в и. п. Поменять ноги.

5. Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы параллельны друг другу. Весь вес тела на правую ногу. На выдохе присесть на правой ноге и одновременно опустить пятку левой ноги на пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе подняться на правой ноге и одновременно оторвать левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги.

6. «Канатоходец». Ребенок имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, ищет равновесия. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, слева). Цель канатоходца удержаться, несмотря на препятствие.

В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мелкой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фактором. Он неизбежно должен активно применяться в психологической, дефектологической и логопедической практике: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая ! гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п.