РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Ребенок не рождается с готовой способностью к
мышлению. Первые мыслительные процессы возникают у него в результате познания
свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и
действия с ними. Следовательно, развитие восприятия и мышления находится в
тесном единстве. Первые проблески детского мышления носят практический,
действенный характер. Это наиболее ранняя форма мышления называется
наглядно-действенной и способствует формированию других, более сложных форм
наглядно-образного и словесно-логического мышления. При нормальном развитии
ребенка первые проявления наглядно-действенного мышления наблюдаются в конце
первого – в начале второго года жизни. В дошкольном возрасте ребенок способен
решать доступные для него практические задачи, во многих случаях он может
самостоятельно найти выход в той или иной проблемной ситуации. Однако для
совершенствования наглядно-действенного мышления даже у нормально развивающихся
детей необходима педагогическая организация деятельности, при которой успешно происходит
обучение способам ориентировки в окружающем, обобщение опыта действия с
предметами. Без специального обучения наглядно-действенное мышление у умственно
отсталых детей значительно отстает в развитии. В результате чего далеко не всем
детям к концу дошкольного периода доступно выполнение даже таких практических
задач, как перемещение предмета рукой, его использование или элементарное
изменение. Между тем дети с нормальным интеллектом легко решают эти задачи уже
в младшем дошкольном возрасте. Умственно отсталые дети часто не осознают
наличие проблемной ситуации, а если и понимают ее, то не связывают поиски
решения с необходимостью использования вспомогательных средств. Так, ложка,
ножницы, лопатка и др. созданы человеком как вспомогательные средства или
орудия, овладение которыми не всегда правильно осмысливается детьми. Когда они
с помощью взрослого применяют эти средства, то недостаточно еще обобщают
собственный опыт действия и не могут использовать его в решении новых задач в
отсутствие предмета. У детей с нарушением интеллекта отсутствует активный
поиск, они часто остаются равнодушными как к результату, так и к процессу
решения практических задач, даже в тех случаях, когда задача игровая. Умственно
отсталый дошкольник в отличие от нормально развивающегося сверстника
недостаточно ориентируется в пространстве, не использует прошлый опыт, не может
оценить свойства объекта и отношения между ними, испытывает ряд трудностей
моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у
детей-олигофренов весьма затруднена, они не отбрасывают ошибочные варианты и
повторяют одни и те же непродуктивные действия, т. е. фактически у них
отсутствуют подлинные пробы, в то время как метод проб и ошибок – основной в
решении новых наглядно-действенных задач. Предлагаемая система дидактических
игр и упражнений, разнообразных поручений дана в порядке нарастающей сложности,
что позволяет познакомить детей со способами предметных действий, помочь
осмыслить свою самостоятельную деятельность. Педагог должен научить детей выполнять
действия со вспомогательными предметами-орудиями. Индивидуальный опыт
складывается в результате самостоятельных действий и подражания взрослому при
словесном обобщении этих действий педагогом и ребенком. Необходимо стремиться
разбудить интерес к решению простейших мыслительных задач, активизировать
мыслительную деятельность ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.