Развитие познавательного интереса у учащихся среднего школьного возраста на уроках технологии
Баранникова И.М.
МОУ СОШ с. Лейпциг
В данной статье рассматривается вопрос о развитии познавательного интереса у учащихся среднего звена на уроках технологии. Представлены основные методы активизации познавательной деятельности у учащихся среднего звена на уроках технологии и методические приёмы формирования познавательного интереса в обучении у учащихся среднего звена на уроках технологии.
Ключевые слова: познавательный интерес, методы активации познавательной деятельности, методические приёмы формирования познавательного интереса
Проблема активизации познавательной деятельности у школьников на уроках технологии среднего звена является актуальной в наши дни. Занятия по технологии не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают этот предмет скучным. Воспитать у детей познавательный интерес к изучению труда, можно, если хорошо знать методику обучения на уроках технологии, систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. При этом необходимо учесть возрастные, психологические особенности детей. Уроки нетрадиционной формы приносит пользу, только когда им найдено точное место среди обычных, типовых уроков. Если все уроки будут проведены в одной и той же форме, то это утомительно, однообразно и для ученика и для учителя, а значит, урок получиться малопродуктивным. Поэтому главная задача учителя не принуждать к учению, а пробуждать интерес [1].
Проблеме изучения познавательного интереса всегда уделялось и уделяется большое внимание в психолого-педагогической литературе. Научный подход к проблеме познавательного интереса впервые осуществил Я.А. Коменский, который считал, что нужно, прежде всего, возбуждать у школьников серьезную любовь к предмету, доказывать его превосходство и приятность. Опираясь на стойкий познавательный интерес, школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их ум, сердце и руки (И.Г. Песталоцци). Значимость познавательного интереса осознавали такие классики западной педагогики А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, которые считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к познанию.
Большое внимание к теме познавательного интереса уделялось отечественными педагогами-исследователями. О том, что природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, что нужно вызвать у детей охоту к занятиям, любовь к учению, писал И.И. Бецкий. В обучении должны использоваться элементы занимательности, игры, не должно быть жалостного мучения, зубрежки и наказаний (Ф.И. Янкович). Интерес к учению должен быть связан с нравственным воспитанием (Н.И. Новиков), развивать у детей любопытство, приобщать их к знаниям. Весь процесс обучения должен раскрываться через призму интереса (А.И. Анастасиев). К.В. Ельницкий писал, что интерес является условием успешного обучения, помогает школьнику преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Это серьезный, самостоятельный труд. А.С. Макаренко большое значение в развитии интереса придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету. Познавательный интерес выступает в основном как средство обучения (Ю.К. Бабанский), как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности (В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев утверждают, что познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Существует достаточно много определений понятия познавательного интереса. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Познавательный интерес – это глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям, психологическую природу которого составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов [2].
С.И. Рубинштейн считал его сосредоточенностью на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающих стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения. Интерес носит избирательный характер (В.А. Крутецкий), и является активной познавательной направленностью человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанной обычно с положительно эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации и сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности (Д.А. Кикнадзе).
А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта и утверждает, что интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели. Интерес – это одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф. Беляев).
Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности учащегося на овладение знаний в той или иной предметной области.
Путь зарождения и развития интереса к знаниям всегда связан с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия. Он пролегает от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, далее к пробуждению научной любознательности и стойкой направленности личности на изучение предмета. На достаточно высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи уже прочным, устойчивым, преобладающим в кругу других мотивов, становится свойством личности, которое называется любознательностью или пытливостью.
Познавательная направленность учащегося носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления не представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда интерес будет носить случайный, поверхностный характер. Радченко Н.Е., Радченко М.Н считают, что ядром познавательного интереса является мыслительный процесс, а важнейший его элемент составляет волевое усилие.
В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства формирования и укрепления познавательного интереса:
а) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;
б) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;
в) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;
г) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
д) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;
е) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;
ж) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность.
Применяя на уроках технологии методы и приемы активизации деятельности школьников, активизируется познавательная деятельность учащихся: происходит вооружение знаниями, умениями и навыками; содействие воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развитие их познавательной силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявились и реализовались потенциальные возможности учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности.
Эффективность
обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в
познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.
Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих
возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной
деятельности. ( Т. И. Шамова в
книге «Активизация учения школьников»)
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень
(интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его
деятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.
В активном
восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение
учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и
интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного
учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал
занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует
развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное
содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного
процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний,
элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях
науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация
самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля
учащихся и т.п. Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса
к учению - важное средство повышения качества обучения.
Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 7 классе по теме «Ткани из химических волокон» - познавательный материал о нанотехнологиях в производстве тканей. В 8, 9 классах по теме «Мода, стиль» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию из истории и представлении людей о моде в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д. Занимательность присутствует по теме «Вышивка» (5-6-е классы), где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам музеев этнографии или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией. Популярной стала вышивка шелковыми лентами.
Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников. Например, сообщение о том, что чай как напиток был известен еще 3000 лет до нашей эры, а в России появился в 17 веке; кофе прописывали лекари как лекарство от «хандры и плохого настроения», шоколад получил свое имя от всемогущего ацтекского бога Чокоатль и его пили, в плитках шоколад появился в продаже 1659 году, «Чёрный как ночь, горячий, как огонь, чистый, как ангел, сладкий, как поцелуй любви» - эти слова являются яркой характеристикой свойств кофе, шелковое волокно производят куколки невзрачной на вид бабочки под названием Тутовый шелкопряд, сырьем для многих современных тканей служит газ, уголь и древесина и т.д.
Одним из приемов активизации деятельности является сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, свойств. Например, при определении свойств горячих напитков и связи этих свойств с веществами, содержащимися в чае, кофе и какао и их влияние на организм человека.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.
Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, игра по «Кулинарии» в 5 классе «Конкурс веселых поварят». Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Использование дидактических игр как в начале, так и в конце урока. Например, игра «Домашнее задание для друга» применялась в конце урока. Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу.
Перед практической работой - игра «Правильно расставь слова». Учитель пишет на доске несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при работе с ножницами. (Например, кольцами друг ножницы вперёд передавайте другу.) Учащиеся вписывают слова в рабочие тетради в нужном порядке, таким образом, повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы, какие ещё правила техники безопасности при работе с ножницами они знают. Например, чтобы повысить активность и внимание учащихся во время текущего опроса в 5-м классе, я использую простой прием. Задавая вопрос, бросаю мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает игрушку другой девочке, а если неверный, то возвращает ее мне.
Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении бутерброда «сэндвич», о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о первых швейных машинах и их изобретателях, в 6 классе – найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них и т.д.; истории возникновения одежды и т.д. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;
Новые
информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают
познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению
эффективности обучения.
Итак, развитие познавательных творческих способностей учащихся – цель
деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является
средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о
развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения.
Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна
строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой
цели – развития познавательных творческих способностей учащихся. Умелое
применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность
учащихся в учебном познании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А.К. Маркова. - М: Просвещение, 1999.
2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2008.
3. Соболева В.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии./Педагогический журнал "Коллеги" Интернет-портал "Детство-kz" http://collegy.ucoz.ru/publ/92-2-2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.