Развитие творческого потенциала детей с ограниченными
возможностями здоровья с помощью компьютерных технологий.
Уважаемые коллеги! В данном выступлении мною будет обозначена проблема развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в целях улучшения их социальной адаптации с использованием компьютерных технологий.
Проблема развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является одним из приоритетных направлений в нашем обществе. Не случайно в Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим условием важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение доступности качественного обучения, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-разви-вающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества образования, как общего, так и дополнительного.
Другим приоритетным важнейшим стратегическим направлением модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств инфор-мационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности, её творческого потенциала.
Кроме того, в настоящее время совершенно немыслимо проводить образовательную работу, обучение детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, да и вообще современную жизнь без информационных компьютерных технологий.
Сегодня на современном этапе развития образования, школа, формирует в детях с ОВЗ, к сожалению, в основном только ограниченные знания и умения, а важнейшее направление – развитие творческих способностей у детей с ограниченными возмож-ностями - остается на очень низком уровне, хотя, как известно, в каждом ребенке от рождения заложена потребность в творчестве. В чём же суть обозначенной проблемы? Дело в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья - являются особой группой, нуждающейся, прежде всего, в повышенном внимании и заботе со стороны образовательных организаций и требуют специфических подходов к условиям организации их обучения и развития их творческого потенциала.
При развитии творческой активности детей с ОВЗ необходимо учитывать, прежде всего, специфику дефекта каждого ребёнка, его развитие и возрастные особенности. Психологи утверждают, что при любом виде творчества дети с ОВЗ испытывают сос-тояние раскрепощённости, состояние успешности и комфорта, при котором они чувствуют и ощущают снижение их усталости и напряжения, и напротив, ощущают рост процессов восстановления их физических и духовных сил.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало технологий реабилитации и интеграции детей с проблемами в физическом и психическом развитии, образовательные организации, в том числе и дополнительного образования, по-прежнему испытывают серьезные затруднения в организации своей работы с детьми с ОВЗ. В то же время правильная организация образовательной деятельности является главной предпосылкой для развития познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного обучения и реабилитации детей обозначенной категории с помощью активной творческой деятельности.
Созидательная активная творческая деятельность поднимает ребенка на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя и предоставляет условия для самовыражения, саморазвития и самореализации ребенка.
На улучшение социальной адаптации, повышение социального статуса и развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья направлена работа Дома детского творчества, в частности ДЮТО «Медиа - творчество» по реализации одноимённой авторской многопрофильной программы «Медиа - творчество» по направлению «Создание мультимедиа композиций» в виде слайд шоу. Для реализации данного проекта были созданы необходимые педагогические условия способствующие развитию эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию его позитивных личностных качеств являющихся одной из основных целей коррекционного обучения и воспитания. На втором этаже рядом с актовым залом Вознесенской СОШ администрацией школы было выделено небольшое уютное помещение, оснащённое необходимым оборудованием. Педагог дополнительного образования, проводящий индивидуальные занятия с шестью детьми с ОВЗ имеет персональный ноутбук, оснащённый прикладным программным обеспечением.
Развитие творческого потенциала личности подразумевает проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как биологическому виду. Чтобы развить творческую личность, необходимо пробудить в ребенке потребность к созданию нового, нестереотипного продукта, научить делать самостоятельный выбор, принимать важные решения, нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.
Развивая творческий потенциал каждого обучающего, его становление, социальную адаптацию педагог стремиться добраться до глубин души каждого ребёнка и пробудить в нём проявление творческих качеств личности. Как известно творческий потенциал каждого человека характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими творческие задатки. К ним относят: потребность в новых идеях; способность замечать окружающий мир; умение полностью «погружаться» в проблему, отталкиваясь от реальности; умение представлять будущий проект или объект в новом виде. Личность считается творческой тогда, когда она обладает креативностью, как способом преобразования своей деятельности в творческий процесс. Существует семь признаков, задатков креативности – оригинальность, фантазия, эвристичность, чёткость, активность, чувствительность, сконцентрированность. Именно креативность является основным условием творческого саморазвития личности.
Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ осуществляется поэтапно.
1.Вначале определяется уровень творческого развития каждого обучающегося посредством психологических методов диагностики и бесед.
2. Определение готовности человека к осуществлению творческой деятельности, его мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно, и с которой он включается в творческий процесс, осуществляя эффективность выполнения творческого задания и стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе.
3. Создание определённых условий, которые будут способствовать творческому развитию и реализации творческих способностей личности обучающихся с ОВЗ.
4. Развитие творческих задатков человека, т.е. его контроль выполнения творческого проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создании благоприятных условий для её осуществления.
5. Завершающий этап - выявление соответствия результатов, полученных в про-цессе творческой деятельности, ранее запланированным.
Для того, чтобы человек достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми личностными качествами, а именно: творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый и настоящий опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью. Необходимым условием для развития творческого потенциала здорового человека и людей с ОВЗ является свобода. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, он должен быть связан лишь с интересами и желанием человека.
Получение детьми с ограниченными возможностями доступа к дополнительному образованию, творчеству рассматривается администрацией ДДТ и педагогом, как одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, их эффективную самореализацию в различные виды профессиональной и социальной деятельности. Таким образом, в связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на дополнительное образование и творческую деятельность также рассматриваются педагогическим коллективом Дома детского творчества как практическую реализацию одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
Успешному развитию творческого потенциала детей с ОВЗ способствуют современные информационные компьютерные технологии, которые предоставляют богатейшие воз-можности для развития творческого потенциала детей с ОВЗ. Используемая компьютерная технология программа Microsoft Pover Point позволяет создавать муль-тимедийные проекты в виде ярких слайд шоу, где наглядность материала повышает творческие процессы обучающихся, так как задействованы все каналы восприятия информации детьми – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Создание мультимедийных презентаций в виде слайд шоу позволяет представить внутренний мир обучающихся в реализации творческого проекта как систему ярких опорных образов, позволяющих развивать личностные качества детей с ОВЗ.
Наглядные образные опоры, образное мышление помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с задержкой психического развития: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий осуществляется в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся. Кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала.
Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьникам с ОВЗ. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей в мир природы, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и т.д. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия с использованием компьютерных технологий имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики рук.
Информационные технологии решают следующие задачи:
Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в школе, в дополнительном образовании, в творчестве детей с ОВЗ уже немыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активи-зировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать комму-никативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся актив-ными участниками образовательного и творческого процесса.
Таким образом, исходя из изложенного выше, можно сказать следующее, что реализация возможностей современных информационных компьютерных технологий расширяет спектр видов учебной и творческой деятельности детей с ОВЗ, позволяет совершенствовать существующие и открывать новые организационные формы и методы образования. Занятие с использованием современных информационных технологий в условиях дополнительного образования способствует решению ряда из основных задач коррекционного воспитания – развитие творческого потенциала, развитие индивидуаль-ности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Педагог дополнительного образования МБУ «Вознесенский ДДТ»,
Почётный работник сферы образования РФ А.Н.Забелин
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.