Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Преподавание вокала в эстрадном искусстве (340)
Дисциплина: Традиционные и инновационные методы работы преподавателя эстрадного пения
Практическое задание 2, Модуль 2. Традиционные методы работы преподавателя эстрадного пения
Выполнил:
слушатель Репринцева Елена Анатольевна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
Цели:
уметь: использовать профориентационные возможности занятий по эстрадному пению (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам); готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся к занятиям по эстрадному пению;
владеть: определение педагогических целей и задач, планирование занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение эстрадного пения (области дополнительного образования); разработка дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) по эстрадному пению и учебно-методических материалов для их реализации.
Задание: 1. Разработайте урок по развитию вокально-эстрадных навыков для младшей группы эстрадного коллектива. Тип урока – урок изучения нового материала. Письменно обоснуйте выбор используемых методов/приемов/средств обучения.
Тема: Развитие вокально-эстрадных навыков для младшей группы: овладение приёмами пения на staccato и legato.
Цель: поддержка обучения и развития творческих способностей детей через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
• обучать правильному дыханию, звуковедению, фразировке, звукообразованию;
• овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
высокой вокальной позиции, певческой дикции, артикуляции; формировать навыки пения staccato и legato. Развивающие:
• развивать индивидуальные, творческие способности детей;
• развивать интерес и любовь к музыкальному искусству (к эстрадной, народной песне, классической музыке);
• развивать эстетический и художественный вкус;
• развивать музыкальный слух, артистизм; развитие умения анализировать, сопоставлять.
Воспитательные:
• воспитывать общую и музыкальную культуру детей;
• прививать навыки дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности.
Тип урока: Изучения нового материала.
Методы:
• практический;
• словесный метод; демонстрационный.
Используемые образовательные технологии:
Личностно - ориентированные подходы:
• оценивание роста конкретной личности. Здоровьесберегающие технологии.
Игровые технологии:
• расширение кругозора,
• развитие познавательной деятельности,
• формирование отдельных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ):
• Использование фонограмм (-) и (+). Использование аудио- и видео- материалов.
Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала:
• Кабинет вокала.
• Фортепиано.
• Ноутбук с выходом в интернет.
• Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
• Электроаппаратура (аудио - колонки).
• Зеркало. Записи аудио, видео, формат MP3.
Литература, используемая на уроке:
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
2. Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н.
Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.
Принципы работы:
• Принцип личностного подхода, добровольности и взаимоуважения.
• Принцип творческого развития, успешности.
• Принцип доступности, последовательности изложения материала и овладения мастерством от простого к сложному.
• Принцип сохранение здоровья ребенка: соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья.
I. Организационный этап (5 мин.) II. Основная часть (35 мин.):
1. Создание эмоционального настроя. Актуализация знаний (2 мин.);
2. Разминка (3 мин.);
3. Формирование и закрепление вокальных навыков (15 мин.);
4. Работа над репертуаром на отработку полученных навыков (15 мин.).
III. Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин.)
I. Организационный этап:
а) приветствие;
б) вступительная часть: сообщение темы урока и его задач.
II. Основная часть (35 мин.):
1. Создание эмоционального настроя. Актуализация знаний.
Вспомнить и повторить чем занимались на прошлом занятии.
2. Разминка.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе: упражнения «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки), «Насос», «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
• Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.
• "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.
• Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.
• Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.
• Использование интонационно-фонопедических упражнений на развитие силы звука, расширениюе диапазона, постановку основных вокальных навыков (метод развития голосового аппарата В.В. Емельянова).
Задачи разминки: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание обучающихся.
3. Формирование и закрепление вокальных навыков. Освоение приёмов пения на staccato и legato.
Первый вокальный навык – «певческая установка»: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо.
Распевание: упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков (певческое дыхание и опору звука, высокую вокальную позицию, точное интонирование, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, артикуляционные навыки).
Задачи разминки: сформировать правильное вокальное дыхание, поставить звук на опору; отработать навыки пения staccato и legato, выявить у обучающихся осознанное понимание отличий staccatо от legato.
Методы:
• Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, ощущаем округлость мягкого неба (как будто баюкаем), распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.
• Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги с продолжительным ровным, спокойным выдохом на последнем звуке.
• Упражнение на чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.
• Объяснение термина и освоение приёма пения на «legato» по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка». Объяснение термина и освоение приёма пения на staccato (с использованием вокальных упражнений на гласный звук и слог).
• Использование метода «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя вокальные упражнения с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и пр.)
4. Работа над репертуаром:
• Работа над музыкальной фразой, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
• Работа над динамикой произведения (нюансировка).
• Работа над формированием исполнительских навыков, учитывая многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого, замедления и ускорения, различные виды фермат).
• Работа над осмыслением художественного образа и сценическим воплощением произведения. Художественное исполнение репертуара.
Задача: развитие артистизма, исполнительских навыков, эмоционального исполнение произведения.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вывод по проделанной работе на уроке: все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).
Задание:
2. Разработайте урок по развитию вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива, включив в него работу по оцениванию учебных достижений учащихся. Письменно обоснуйте выбор используемых методов/приемов/средств обучения.
Тема урока: Развитие вокально-эстрадных навыков для старшей группы театрального коллектива.
Цель: Формирование артистического комплекса, включающего практические умения, знания и навыки, необходимые для работы артиста-вокалиста.
Использование в сценической работе артиста-вокалиста разноплановых выразительных средств.
Задачи:
Обучающие:
• выработка навыков пения в речевой позиции;
• выработка навыков пения в разной динамике; координировать дыхание с движением вовремя пения; обучить приёмам самоконтроля.
Развивающие:
• развить умение анализировать содержание произведения; обосновать связь артикуляции и дыхания.
• Знакомство с различными вокальными стилями и исполнителями.. Воспитательные:
• воспитать эстетический вкус обучающихся;
• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
• воспитать артистическую смелость и самостоятельность сформировать умение держаться на сцене.
Тип урока: подведение итогов за определённый период обучения (применение на практике знаний и умений).
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (рассказ, объяснение, диалог)
• эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для учащегося слов, определения вокальных приемов). метод импровизации;
• метод драматизации.
Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала:
• Кабинет вокала.
• Фортепиано.
• Ноутбук с выходом в интернет.
• Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
• Электроаппаратура. (аудио - колонки).
• Зеркало.
• Записи аудио, видео, формат MP3.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Петрова Л.П. «Сценическая речь», М., Искусство 1981 г.
«Сценическая речь» под редакцией Козляниновой И.П., М., 1976 г. Э. М. Чарели «Культура речи» Свердловск 1989 г.
З.В. Савкова «Техника звучащего слова». Учебное пособие Санкт-Петербург 1997 г.
Кнебель, М. О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель. – Москва : РАТИ– ГИТИС, 2009. – 160 с.
Ласкавая, Е. «Сценическая речь» (электронная версия).
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Работа над вокально-эстрадными навыками.
IV. Работа над музыкальными произведениями. V. Итоги занятия.
I. Организационный момент: приветствие; положительный настрой на занятие; проверка готовности к занятию обучающихся; сообщение темы занятия, постановка цели.
II. Актуализация знаний обучающихся: повторение пройденного материала.
III. Работа над вокально-эстрадными навыками.
упражнения на дыхание во время движения: упражнения по методу дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, основанные на технике синхронности движений и резкого вдоха.
Для певца, использующего танец, необходимо умение быстро переходить от одного вида дыхания к другому. Правильно поставленное дыхание необходимо также во время постановки этюдов и музыкальных импровизаций.
Правильное певческое дыхание не отличается от природного, правильного физиологического. Вдох должен происходить во время музыкальных и текстовых пауз, выдох - соответствовать длине интервала, силе и характеру звука. упражнения на раскрытие неиспользуемого объёма лёгких.
Наклонившись вперёд, опустив руки до пола после «выдоха» начать поворот туловища по кругу – вправо, назад, влево, вперёд. В обратную сторону. В это время происходит процесс «вдох-выдох» в разных комбинациях.
1. «вдох» до наклона набок – «выдох» до наклона назад, «вдох» - наклон набок,
«выдох» - наклон вперёд (затем меняется направление движения и чередование «выдох» - «вдох»);
2. «вдох» до наклона назад – «выдох» до наклона вперёд (меняется направление движение и чередование «вдох» - «выдох»;
3. «вдох» во время всего вращения до наклона вперёд – «выдох» в статичном положении при наклоне вперёд;
4. круг слева – «вдох», круг справа – «выдох» (смена направления движения). При исполнении этого упражнения:
- тренируются все варианты дыхания, возникающие в процессе сценического действия. Так же оно способствует снятию мышечного и психического зажима. - чередуются динамическое, статическое и парадоксальное дыхание, - чередуются разные ритмы дыхания, увеличивается объём лёгких.
упражнения на воспитание устойчивости дыхания, не зависящего или мало зависящего от физической нагрузки, постоянного ритма дыхания при сохранении его глубины и физиологичности.
Во время исполнения этих упражнений учащийся должен читать или петь (материал должен быть лёгким для исполнения). Комбинации могут быть самыми разными, сочетающие разные скорости и силу движения, а также разные тексты и комбинации распеваемых гласных и слогов.
Упражнения динамические - бег (на месте, галоп), прыжки (на месте, на одной ноге, в высоту, в длину), приседания и подъёмы (на куб или стул); упражнения из интенсивной гимнастики, акробатики: упражнения на пресс (поднимание рук и ног, дотягивание до ног, круги и ножницы).
В динамических упражнениях текст произносится в разных вариантах: медленно, с нормальным ритмом, шёпотом, вслух, но без крика.
То же при пении, например: исходное положение – лёжа на полу. Поднимая ноги, пропевать вокализ «и», опуская ноги – вокализ «и» (шёпотом, вслух, чередуя). То же при исходном положении сидя на стуле и других вариантах. Постепенно добавлять логической и эмоциональной нагрузки текста.
• упражнения на быстрое восстановление ритма дыхания.
Е если ритм всё-таки потерян, певец должен уметь быстро восстановить его.
Этот навык воспитывается теми же самыми упражнениями, но учащийся произносит текст или поёт после того, как интенсивная нагрузка нарушила ритм дыхания, то есть, после окончания упражнения.
• упражнения на эмоционально-художественные задачи.
Пение определённой распевки с разными эмоциями, например: капризно, старчески, энергично, нежно, зловеще, колыбельно, празднично, твёрдо, мягко, ласково, смеясь, плача, хитро, сердито, игриво, запыхавшись, шутливо, стыдливо, трепетно, боязливо и т. д. IV. Работа над музыкальными произведениями.
При работе над музыкальными произведениями формой оценивания учебных достижений учащихся является теоретический анализ и исполнение изучаемых музыкальных произведений в концертной форме, с выполнением всех поставленных технических задач.
При анализе произведения учащийся должен уметь:
1. Определить форму исполняемого произведения.
2. Определить жанр произведения.
3. Объяснить выбор стиля исполнения.
4. Исходя из формы произведения, выстроить драматургию своего номера. 5. Объяснить выбранные средства выразительности для создания художественного образа (артикуляция, фразировка, динамика, темп, ритм, использование вокальных приёмов).
V. Итоги занятия: Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.
Оценивание результатов обучения
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля, проведения практических занятий в виде тренингов, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельных работ в форме показа, во время контрольного урока.
Оценка 5 (отлично) выставляется, если учащийся в ходе зачётного урока показал:
– отличное исполнение всех упражнений тренинга, четкое знание терминологии; создал в исполняемом произведении сценически-верный образ.
Оценка 4 (хорошо) выставляется, если учащийся в ходе зачётного урока показал:
– хорошее исполнение упражнений тренинга, четкое знание терминологии; создал в исполняемом произведении достаточно органичный сценический образ.
Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется, если учащийся в ходе зачётного урока показал:
– посредственное исполнение упражнений тренинга, нечеткое знание терминологии; создал в исполняемом произведении недостаточно органичный сценически образ.
Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется, если учащийся в ходе зачётного урока показал:
– неудовлетворительно исполнение упражнений тренинга, незнание терминологии; не создал в исполняемом произведении органичный сценически образ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.