Методическая работа по теме:
«Развитие всех видов памяти на уроках по спец-ти в духовых классах ДМШ и ДШИ»
Преподаватель МБУДО
«Чебоксарская детская школа
искусств № 1» Львовская
Наталия Владимировна.
Чебоксары 2020 год.
Содержание:
1. Введение.
2. Исследования памяти.
3. Классификации видов памяти.
4. Особенности развития музыкальной памяти.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
1.Введение.
Музыка протекает во времени, следовательно, восприятие мелодии и гармонических последовательностей возможно лишь при условии удерживания в памяти некоторой части отзвучавшего материала и сопоставления его со звучащими в каждый следующий момент. Только наличие хорошей музыкальной памяти позволят получить достаточно полное впечатление от слушаемого произведения. Таким образом, при обучении на духовых инструментах должна решаться задача по развитию музыкальной памяти, что, в свою очередь, приведет к качественному скачку в музыкальном развитии ученика. На начальном этапе обучения учащиеся испытывают трудности при запоминании произведений, однако при систематическом выучивании музыкального материала наизусть заметен значительный рост этой способности. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным. В первом случае это такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически и без особых усилий, без постановки специальных задач. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует сосредоточения внимания на всех деталях изучаемой пьесы.
2. Исследование памяти
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Ещё в 80-х годах прошлого столетия немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материалов. Классические исследования Г.Эббипгауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных психическими изменениями, и немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.
С развитием объективного исследования поведения животного область изучения памяти была существенно расширена. В конце 19 и в начале 20 вв. появились исследования известного американского психолога Торандайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло получаемые навыки. В первом десятилетии 20 века исследования этих процессов приобрели новую форму И.П.Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний, о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса «учения» у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л.С.Выготскому, который в конце 20-х годов впервые приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
И лишь последние 40 лет положение дел существенно изменилось. Появились исследования, которые показывали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими изменениями, и что следы памяти можно перенести биохимическим путем. Наконец, появились исследования, пытающиеся выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Однако ясно, что память – это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.
3.Классификации видов памяти.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1. От целей запоминания ( насколько прочно, хочет человек запомнить). Если цель – выучить , чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель-выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
1.1 Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратиться много сил и времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
1.2 Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, обонятельная, осязательная, эмоциональная;
Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7мин.), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, т.е. с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации, бывает двух типов: 1) с сознательным доступом (т.е. человек сам может вспомнить нужную информацию), 2) долговременная память закрытая (т.е. в естественных условиях человек не может извлечь информацию, а лишь при гипнозе).
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и переводит ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.
При игре на духовых инструментах задействованы и другие виды памяти:
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, мелодических оборотов, отдельных мотивов и интонаций, целых музыкальных произведений и т.д.
Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных, сложных движений. Она участвует в формировании двигательных навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что ребенок зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
4.Особенности развития музыкальной памяти .
Для успешного развития музыкальной памяти школьников, формирования, а также развития основных музыкальных способностей учащихся на уроках по специальности духовые инструменты педагогу необходимо учитывать психофизические особенности (в том числе - особенности развития музыкальной памяти) детей данного возраста.
Как отмечают многие психологи (М.В. Матюхина, К.П. Мальцева и др.), младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они становятся осознанными, устойчивыми и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
В младшем школьном возрасте, как и в любом другом, процессы развития памяти имеют свои особенности.
- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;
- вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Как отмечает автор, это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и, прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста чаще используют механическое запоминание изучаемого, прибегая к простейшему приему повторения. Как констатирует известный психолог Р.С. Немов, «в целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью». По мнению педагогов, как общеобразовательных предметов, так и музыкальных, постоянная практика механического запоминания материала может отрицательно сказаться на дальнейшей учебной деятельности в старших классах, где объемы запоминаемого материала потребуют от учащегося умения пользоваться мнемоническими приемами. Очевидно, что необходимо научить детей логическому, осмысленному запоминанию.
Именно в младшем школьном возрасте должно происходить интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) ребенок постепенно переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. Так в развитии памяти усиливается роль словесно-логического смыслового запоминания, возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать определенные приемы для запоминания.
Из логических способов осмысления музыкального материала наиболее легко дается детям группировка по фразам, что удается благодаря элементарному слуховому опыту и связанному с ним ладовому чувству. Без каких-либо особых инструкций они с легкостью отмечают конец музыкальных фраз условным знаком (хлопком в ладоши, поднятием руки). Однако, сделать то же самое в конце части или раздела большинство детей затрудняются.
Подведем некоторые итоги:
1. Музыкальная память формируется у детей в процессе музыкальной деятельности, различных ее видов.
2. Музыкальная память младших школьников имеет ряд особенностей:
- музыкальная память развивается параллельно с собственно музыкальным восприятием;
- формирование ритмической памяти у ребенка предшествует становлению мелодической памяти (труднее всего дети запоминают звуковысотные и ритмические отношения мелодии в их единстве);
- роль зрелищно-событийных впечатлений преобладает у детей по отношению к слуховым;
- в подавляющем большинстве дети рассматриваемого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки музыкального материала, поэтому процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован.
- из логических способов осмысления музыкального материала наиболее легко дается детям группировка по фразам.
- физиологические механизмы, действующие при пении стойко закрепляют воспроизведение, поэтому важным направлением развития музыкальной памяти является развитие двигательной (мышечной) памяти.
Эти особенности важно учитывать педагогу для эффективного развития музыкальной памяти детей при работе на духовых инструментах.
5. Заключение.
Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Память – это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Она составляет основу психической деятельности личности. Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, различающихся по способу и характеру психической деятельности и использующихся в процессе музыкальной деятельности. Компонентами музыкальной памяти служат образная память (слуховая, зрительная, двигательная, осязательная и др.), эмоциональная (включающая эмоциональную оценку явлений) и понятийно-логическая, связанная с восприятием логики музыкального образа. Деятельный подход к развитию музыкальной памяти является необходимым условием, благоприятствующим ее формированию. Музыкальная память у детей формируется в процессе музыкальной деятельности, различных ее видов. Учебная музыкально-исполнительская деятельность обладает огромным потенциалом для развития музыкальной памяти. Это обязывает педагога:
начинать работу по развитию памяти с первых шагов обучения;
планировать ход работы учеников – на любом этапе обучения – так, чтобы они постоянно имели новый материал для запоминания и, таким образом, непрерывно тренировали свою память. Для эффективного развития музыкальной памяти требуется сформировать позитивное отношение, интерес к музыкальной деятельности в целом и предметному содержанию уроков музыки в целом. Для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия. Прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи. Прочность запоминания обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. От способов преподавания зависит посильность, доступность для детей преподносимых им музыкальных знаний и умений, а также степень их усвоения.
6.Список литературы:
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М. : Академия, 2004. — 336 с.
2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. — М. : Академия, 2002. — 416 с.
4. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке / Н.А. Бергер – СПб. : Каро, 2004. – 368 с.
5. Кевишас, И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками / И. Кевишас // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 11. – М. : Музыка, 1976. – С. 48-52.
6. Маккинон, Л. Игра наизусть / Л. Маккинон. – Л. : Музыка, 1967. – 144 с.
7. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника / К.П. Мальцева // Психология младшего школьника / под ред. Е.И. Игнатьева. – М. : Изд-во Академии педагогич. наук, 1960. – С. 50-92.
8. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1983. – 224 с
9. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. - М. : Академия, 2001. - 232 с.
10. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. — М. : Академия, 2003. — 368 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.