Рабочая тетрадь по развитию артикуляционной и мелкой моторики1111.doc
Рабочая тетрадь
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Составитель:
Кукушкина Ирина Николаевна
Учительлогопед МОУ СОШ № 22 г. Краснодар, 2016
Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке
артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются
нарушения произношения нескольких групп звуков, в связи с чем, необходимо
осваивать упражнения в полном объеме, что требует довольно длительного времени.
Чтобы разнообразить занятия подготовительного этапа была разработана тетрадь с
печатной основой. Тематика заданий связана с названиями упражнений, поэтому после
их выполнения легко перейти к артикуляционной гимнастике. Если тетрадь будет
использоваться для домашних заданий, то логопеду следует дописывать названия тех
упражнений, которые следует выполнить дополнительно. Кроме того в тетради имеется
таблица, которая является своеобразной памяткой для родителей. Занимаясь по
тетради, у ребенка будут развиваться также память, внимание, мышление, восприятие и
мелкая моторика.
Тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Примечание: чтобы тетрадь была удобной в использовании, при распечатке в
настройках принтера следует выбрать «печать книжкой» или «2 страницы на листе»,
после чего сложить их пополам или разрезать и сшить. Раскрась и выполни те упражнения, которые у тебя хорошо получаются. «Блинчик»
Рот открыт, широкий
язык
расслабленный
лежит на нижней губе.
«Лягушечка
хоботок» / «Улыбка
трубочка»
Попеременно
растягивать губы в
улыбки и вытягивать в
трубочку.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать
зубы.
сомкнутые
Удерживать
это
положение под счет от 1
до 5.
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Качели»
Рот широко открыт.
Передний и боковой
края широкого языка
поднять вверх, но не
касаться зубов.
Приоткрыть рот и
широким
передним
краем языка облизать
верхнюю губу, выполняя
языком движения сверху
вниз.
Рот открыт. Кончик
языка поднимать к
верхним и нижним
зубам.
«Кошка сердится»
«Часики»
«Иголочка»
Рот открыт. Кончик
языка упирается в
нижние зубы, спинка
языка поднята вверх.
Рот приоткрыт, губы в
улыбке. Кончик узкого
языка передвигать из
левого угла рта в
правый.
Рот открыть. Язык
высунуть далеко вперед,
сделать его узким. «Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
Присосать язык к
небу. Не отрывая языка
от
сильно
оттягивать вниз нижнюю
челюсть.
неба
Присосать язык к
нёбу, щелкнуть языком.
Приоткрыть
рот,
прижать широкий край
языка всей плоскостью к
нёбу,
открыть рот.
Удерживать
это
положение.
«Расческа»
«Футбол»
«Барабан»/ «Дятел»
Закусить язык зубами
и протаскивать его
сквозь зубы с усилием.
Рот приоткрыт, язык
упирается то в одну, то
в другую щеку.
Стучать
кончиком
языка за верхними
зубами многократно и
отчетливо,
произнося
звук д — д — д ...
1.
Нарисуй по образцу. Выполни арт.упр. «Лягушечкахоботок» и др. ________________ 2.
Сделай все часы одинаковыми. Выполни арт.упр. «Часики» и др. ________________
3.
До какого листочка доберется лягушка? Нарисуй ее путь, глядя на схему. Выполни
упр. «Лягушечкахоботок» и др. ______________________________________________ 4.
Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни упр. «Иголочка» и др.
_______________________________________________________________________ 5.
Какая из этих теней — тень слоника, который нарисован в рамочке?
Выполни упр. «Лягушечкахоботок» и др. ______________________________________ 6.
Что не подходит? Раскрась лишние часы. Выполни упр. «Часики» и др.
_________________________________________________________________________ 7. «Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. У
каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний,
средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и
безымянный, большой и средний.
Выполни упр. «Футбол» и др.______________________________________________ 8.
Помоги лягушке добраться до кувшинки. Выполни арт.упр. «Лягушечкахоботок» и др.
______________________________________________________________________ 9.
Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни арт.упр. «Лопата» и др.
_____________________________________________________________________ 10.
Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пуговицы...». Сколько
пуговиц ты пришил?
Выполни упр. «Иголочка» и др. ____________________________________________ 11.
Выполни упр. «Футбол» и др. _______________________________________________
Где настоящий футболист, а где Егорлюбитель?
Что неправильно сделал Егор — подскажите.
12.
Сделай все мячи одинаковыми, выполни арт.упр. «Футбол» и др. ________________ 13.
Раскрась картинку в соответствии с условными обозначениями. Выполни упр.
«Чашечка» и др. ____________________________________________________ 1 — красный
2 — синий
3 — желтый
4 — зеленый
5 —
коричневый
6 —
оранжевый 14.
В каждом ряду закрась предмет точно такой же,
как нарисован в квадрате. Выполни арт.упр. «Чашечка», «Футбол» и др.
_______________________________________________________________ 15.
Какая чашка лишняя? Раскрась ее. Выполни арт.упр. «Чашечка» и др.
___________________________________________________________________
16.
Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет. Выполни
арт.упр. «Чашечка» и др. _____________________________________________ 17.
Предложите ребёнку найти для каждой фигурки новое место и нарисовать её.
Выполните арт.упр. «Чашечка», «Гармошка», «Лопата», «Качели». 18.
Заштрихуй фигурки. Выполни упр. «Чашечка», «Грибок» и др.
__________________________________________________________________
19.
Раскрась две одинаковые картинки.
___________________________________________________________________ 20.
Дорисуй у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших —
по одной ручке с правой стороны.
Выполни упр. «Чашечка» и др. ________________________________________ 21.
Помоги маме сделать заготовки на зиму. Рисуем плоды в банках и
проговариваем: «Горох, горошек...». Что мы ещё заготовили?
Выполни арт.упр. «Вкусное варенье» и др. _____________________________ 22.
Закончи рисунки, выполни соответствующие арт.упр. 23.
В каждой строке два одинаковых рисунка. Один из них находится слева, найди
второй и обведи его простым карандашом.
Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________
24.
Найди закономерность в изображении предметов и обведи в кружок те
предметы, которыми нужно закончить ряд.
Выполни упр. «Барабан» и др. _______________________________________ 25.
Соедини точки по цифрам. Выполни упр. «Гармошка» и др.
___________________________________________________________________
26.
Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет. Выполни арт.упр. «Грибок»
и др. _____________________________________________________ 27.
Куда придёт ежик? Нарисуй его путь. В этом тебе поможет схема.
Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________ 28.
Нарисуй по образцу.
Выполни упр. «Дятел» («Барабан») и др. ________________________________ 29.
Нарисуй листочек на грибе, под грибом, над грибом, справа и слева от гриба,
за грибом. Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________ 30.
Найди отличия. Выполни упр. «Лягушкахоботок», «Грибок», «Гармошка» и др. Список литературы
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем
внимание. – М., 2004.
2. Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р’. – Мн.,
2003. – 16с.
3. Киселева Г. Книжкаучишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и
графических навыков у детей 46 лет. Вып.3. – М., 2007. – 57с.
4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – М., 2001. – 207с.
5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие
мелкой моторики. СПб, 2007. – 32с.
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.