Рабочая тетрадь
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Составитель:
Кукушкина Ирина Николаевна
Учительлогопед МОУ СОШ № 22г. Краснодар, 2016
Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке
артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются
нарушения произношения нескольких групп звуков, в связи с чем, необходимо
осваивать упражнения в полном объеме, что требует довольно длительного времени.
Чтобы разнообразить занятия подготовительного этапа была разработана тетрадь с
печатной основой. Тематика заданий связана с названиями упражнений, поэтому после
их выполнения легко перейти к артикуляционной гимнастике. Если тетрадь будет
использоваться для домашних заданий, то логопеду следует дописывать названия тех
упражнений, которые следует выполнить дополнительно. Кроме того в тетради имеется
таблица, которая является своеобразной памяткой для родителей. Занимаясь по
тетради, у ребенка будут развиваться также память, внимание, мышление, восприятие и
мелкая моторика.
Тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Примечание: чтобы тетрадь была удобной в использовании, при распечатке в
настройках принтера следует выбрать «печать книжкой» или «2 страницы на листе»,
после чего сложить их пополам или разрезать и сшить.Раскрась и выполни те упражнения, которые у тебя хорошо получаются.«Блинчик»
Рот открыт, широкий
язык
расслабленный
лежит на нижней губе.
«Лягушечка
хоботок» / «Улыбка
трубочка»
Попеременно
растягивать губы в
улыбки и вытягивать в
трубочку.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать
зубы.
сомкнутые
Удерживать
это
положение под счет от 1
до 5.
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
«Качели»
Рот широко открыт.
Передний и боковой
края широкого языка
поднять вверх, но не
касаться зубов.
Приоткрыть рот и
широким
передним
краем языка облизать
верхнюю губу, выполняя
языком движения сверху
вниз.
Рот открыт. Кончик
языка поднимать к
верхним и нижним
зубам.
«Кошка сердится»
«Часики»
«Иголочка»
Рот открыт. Кончик
языка упирается в
нижние зубы, спинка
языка поднята вверх.
Рот приоткрыт, губы в
улыбке. Кончик узкого
языка передвигать из
левого угла рта в
правый.
Рот открыть. Язык
высунуть далеко вперед,
сделать его узким.«Гармошка»
«Грибок»
«Лошадка»
Присосать язык к
небу. Не отрывая языка
от
сильно
оттягивать вниз нижнюю
челюсть.
неба
Присосать язык к
нёбу, щелкнуть языком.
Приоткрыть
рот,
прижать широкий край
языка всей плоскостью к
нёбу,
открыть рот.
Удерживать
это
положение.
«Расческа»
«Футбол»
«Барабан»/ «Дятел»
Закусить язык зубами
и протаскивать его
сквозь зубы с усилием.
Рот приоткрыт, язык
упирается то в одну, то
в другую щеку.
Стучать
кончиком
языка за верхними
зубами многократно и
отчетливо,
произнося
звук д — д — д ...
1.
Нарисуй по образцу. Выполни арт.упр. «Лягушечкахоботок» и др. ________________2.
Сделай все часы одинаковыми. Выполни арт.упр. «Часики» и др. ________________
3.
До какого листочка доберется лягушка? Нарисуй ее путь, глядя на схему. Выполни
упр. «Лягушечкахоботок» и др. ______________________________________________4.
Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни упр. «Иголочка» и др.
_______________________________________________________________________5.
Какая из этих теней — тень слоника, который нарисован в рамочке?
Выполни упр. «Лягушечкахоботок» и др. ______________________________________6.
Что не подходит? Раскрась лишние часы. Выполни упр. «Часики» и др.
_________________________________________________________________________7.«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. У
каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний,
средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и
безымянный, большой и средний.
Выполни упр. «Футбол» и др.______________________________________________8.
Помоги лягушке добраться до кувшинки. Выполни арт.упр. «Лягушечкахоботок» и др.
______________________________________________________________________9.
Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни арт.упр. «Лопата» и др.
_____________________________________________________________________10.
Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пуговицы...». Сколько
пуговиц ты пришил?
Выполни упр. «Иголочка» и др. ____________________________________________11.
Выполни упр. «Футбол» и др. _______________________________________________
Где настоящий футболист, а где Егорлюбитель?
Что неправильно сделал Егор — подскажите.
12.
Сделай все мячи одинаковыми, выполни арт.упр. «Футбол» и др. ________________13.
Раскрась картинку в соответствии с условными обозначениями. Выполни упр.
«Чашечка» и др. ____________________________________________________1 — красный
2 — синий
3 — желтый
4 — зеленый
5 —
коричневый
6 —
оранжевый14.
В каждом ряду закрась предмет точно такой же,
как нарисован в квадрате. Выполни арт.упр. «Чашечка», «Футбол» и др.
_______________________________________________________________15.
Какая чашка лишняя? Раскрась ее. Выполни арт.упр. «Чашечка» и др.
___________________________________________________________________
16.
Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет. Выполни
арт.упр. «Чашечка» и др. _____________________________________________17.
Предложите ребёнку найти для каждой фигурки новое место и нарисовать её.
Выполните арт.упр. «Чашечка», «Гармошка», «Лопата», «Качели».18.
Заштрихуй фигурки. Выполни упр. «Чашечка», «Грибок» и др.
__________________________________________________________________
19.
Раскрась две одинаковые картинки.
___________________________________________________________________20.
Дорисуй у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших —
по одной ручке с правой стороны.
Выполни упр. «Чашечка» и др. ________________________________________21.
Помоги маме сделать заготовки на зиму. Рисуем плоды в банках и
проговариваем: «Горох, горошек...». Что мы ещё заготовили?
Выполни арт.упр. «Вкусное варенье» и др. _____________________________22.
Закончи рисунки, выполни соответствующие арт.упр.23.
В каждой строке два одинаковых рисунка. Один из них находится слева, найди
второй и обведи его простым карандашом.
Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________
24.
Найди закономерность в изображении предметов и обведи в кружок те
предметы, которыми нужно закончить ряд.
Выполни упр. «Барабан» и др. _______________________________________25.
Соедини точки по цифрам. Выполни упр. «Гармошка» и др.
___________________________________________________________________
26.
Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет. Выполни арт.упр. «Грибок»
и др. _____________________________________________________27.
Куда придёт ежик? Нарисуй его путь. В этом тебе поможет схема.
Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________28.
Нарисуй по образцу.
Выполни упр. «Дятел» («Барабан») и др. ________________________________29.
Нарисуй листочек на грибе, под грибом, над грибом, справа и слева от гриба,
за грибом. Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________30.
Найди отличия. Выполни упр. «Лягушкахоботок», «Грибок», «Гармошка» и др.Список литературы
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем
внимание. – М., 2004.
2. Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р’. – Мн.,
2003. – 16с.
3. Киселева Г. Книжкаучишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и
графических навыков у детей 46 лет. Вып.3. – М., 2007. – 57с.
4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – М., 2001. – 207с.
5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие
мелкой моторики. СПб, 2007. – 32с.