Развитие артикуляционной моторики

  • Домашняя работа
  • Образовательные программы
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Рабочая тетрадь по развитию артикуляционной и мелкой моторики1111.doc
Рабочая тетрадь Развитие артикуляционной и мелкой моторики Составитель: Кукушкина Ирина Николаевна Учитель­логопед МОУ СОШ № 22г. Краснодар, 2016 Артикуляционная гимнастика – это неотъемлемая часть работы по подготовке артикуляционного аппарата ребенка к постановке звуков. У многих детей отмечаются нарушения   произношения   нескольких   групп   звуков,   в   связи   с   чем,     необходимо осваивать упражнения в полном объеме, что требует довольно длительного времени. Чтобы   разнообразить   занятия   подготовительного   этапа   была   разработана   тетрадь   с печатной основой. Тематика заданий связана с названиями упражнений, поэтому после их   выполнения   легко   перейти   к   артикуляционной   гимнастике.   Если   тетрадь   будет использоваться для домашних заданий, то логопеду следует дописывать названия тех упражнений, которые следует выполнить дополнительно. Кроме того в тетради имеется таблица,   которая   является   своеобразной   памяткой   для   родителей.   Занимаясь   по тетради, у ребенка будут развиваться также память, внимание, мышление, восприятие и мелкая моторика. Тетрадь предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Примечание:   чтобы   тетрадь   была   удобной   в   использовании,  при   распечатке   в настройках принтера следует выбрать «печать книжкой» или «2 страницы на листе», после чего сложить их пополам или разрезать и сшить.Раскрась и выполни те упражнения, которые у тебя хорошо получаются.«Блинчик» Рот   открыт,   широкий язык расслабленный лежит на нижней губе.   «Лягушечка­ хоботок» / «Улыбка­ трубочка» Попеременно растягивать   губы   в улыбки   и   вытягивать   в трубочку. «Заборчик»   Улыбнуться,   показать зубы. сомкнутые Удерживать это положение под счет от 1 до 5.   «Чашечка» «Вкусное варенье» «Качели» Рот   широко   открыт. Передний   и   боковой края   широкого   языка поднять   вверх,   но   не касаться зубов. Приоткрыть   рот   и широким   передним краем   языка   облизать верхнюю губу, выполняя языком движения сверху вниз. Рот   открыт.   Кончик языка   поднимать   к верхним   и   нижним зубам. «Кошка сердится» «Часики» «Иголочка» Рот   открыт.   Кончик языка   упирается   в нижние   зубы,   спинка языка поднята вверх. Рот приоткрыт, губы в улыбке.   Кончик   узкого языка   передвигать   из левого   угла   рта   в правый. Рот   открыть.   Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.«Гармошка» «Грибок» «Лошадка» Присосать   язык   к небу. Не отрывая языка от сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. неба     Присосать   язык   к нёбу, щелкнуть языком.   Приоткрыть рот, прижать   широкий   край языка всей плоскостью к нёбу,   открыть   рот. Удерживать это положение.   «Расческа» «Футбол» «Барабан»/ «Дятел» Закусить язык зубами и   протаскивать   его сквозь зубы с усилием. Рот   приоткрыт,   язык упирается то в одну, то в другую щеку. Стучать   кончиком языка   за   верхними зубами   многократно   и отчетливо,   произнося звук д — д — д ... 1. Нарисуй по образцу. Выполни арт.упр. «Лягушечка­хоботок» и др. ________________2. Сделай все часы одинаковыми. Выполни арт.упр. «Часики» и др. ________________ 3. До какого листочка доберется лягушка? Нарисуй ее путь, глядя на схему. Выполни  упр. «Лягушечка­хоботок» и др. ______________________________________________4. Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни упр. «Иголочка» и др. _______________________________________________________________________5. Какая из этих теней — тень слоника, который нарисован в рамочке? Выполни упр. «Лягушечка­хоботок» и др. ______________________________________6. Что не подходит? Раскрась лишние часы. Выполни упр. «Часики» и др. _________________________________________________________________________7.«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. У  каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний,  средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и  безымянный, большой и средний. Выполни упр. «Футбол» и др.______________________________________________8. Помоги лягушке добраться до кувшинки. Выполни арт.упр. «Лягушечка­хоботок» и др. ______________________________________________________________________9. Что сначала, что потом? Пронумеруй картинки. Выполни арт.упр. «Лопата» и др. _____________________________________________________________________10. Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пуговицы...». Сколько  пуговиц ты пришил?  Выполни упр. «Иголочка»  и др. ____________________________________________11.  Выполни упр. «Футбол» и др. _______________________________________________ Где настоящий футболист, а где Егор­любитель?  Что неправильно сделал Егор — подскажите. 12. Сделай все мячи одинаковыми, выполни арт.упр. «Футбол» и др. ________________13. Раскрась картинку в соответствии с условными обозначениями. Выполни упр.  «Чашечка» и др. ____________________________________________________1 — красный 2 — синий 3 — желтый 4 — зеленый 5 —  коричневый 6 —  оранжевый14. В каждом ряду закрась предмет точно такой же, как нарисован в квадрате. Выполни арт.упр. «Чашечка», «Футбол» и др. _______________________________________________________________15. Какая чашка лишняя? Раскрась ее. Выполни арт.упр. «Чашечка» и др. ___________________________________________________________________ 16.  Одного предмета нет. На полку поставь подходящий предмет. Выполни  арт.упр. «Чашечка» и др. _____________________________________________17. Предложите ребёнку найти для каждой фигурки новое место и нарисовать её.  Выполните арт.упр. «Чашечка», «Гармошка», «Лопата», «Качели».18. Заштрихуй фигурки. Выполни упр. «Чашечка», «Грибок» и др. __________________________________________________________________ 19. Раскрась две одинаковые картинки. ___________________________________________________________________20. Дорисуй у маленьких чашек по одной ручке с левой стороны, а у больших —­  по одной ручке с правой стороны. Выполни упр. «Чашечка» и др. ________________________________________21. Помоги маме сделать заготовки на зиму. Рисуем плоды в банках и  проговариваем: «Горох, горошек...». Что мы ещё заготовили? Выполни арт.упр. «Вкусное варенье» и др. _____________________________22. Закончи рисунки, выполни соответствующие арт.упр.23. В каждой строке два одинаковых рисунка. Один из них находится слева, найди второй и обведи его простым карандашом.  Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________ 24. Найди закономерность в изображении предметов и обведи в кружок те  предметы, которыми нужно закончить ряд. Выполни упр. «Барабан» и др. _______________________________________25. Соедини точки по цифрам. Выполни упр. «Гармошка» и др. ___________________________________________________________________ 26. Раскрась одинаковые предметы в одинаковый цвет. Выполни арт.упр. «Грибок» и др. _____________________________________________________27. Куда придёт ежик? Нарисуй его путь. В этом тебе поможет схема. Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________________28. Нарисуй по образцу. Выполни упр. «Дятел» («Барабан») и др. ________________________________29. Нарисуй листочек на грибе, под грибом, над грибом, справа и слева от гриба,  за грибом. Выполни упр. «Грибок» и др. _______________________________30. Найди отличия. Выполни упр. «Лягушка­хоботок», «Грибок», «Гармошка» и др.Список литературы 1. Гаврина   С.Е.,   Кутявина   Н.Л.,   Топоркова   И.Г.,   Щербинина   С.В.   Развиваем внимание. – М., 2004. 2. Гальская   Н.В.  Тетрадь   для   закрепления   произношения   звуков   Р,  Р’. –  Мн., 2003. – 16с. 3. Киселева Г. Книжка­учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4­6 лет. Вып.3. – М., 2007. – 57с. 4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – М., 2001. – 207с.  5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. ­ СПб, 2007. – 32с.

Посмотрите также