Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
Взрослым
12.04.2018
Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому принцип ведомости, столь естественный ранее, в новых условиях всё чаще сочетается с принципом сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношений с детьми
доклад.docx
СЛОД № 20
Развитие коммуникативной
компетентности учащихся на уроках
русского языка и литературы
Учитель русского языка и
литературы Сулейменова Р.Н. Августовская конференция 2016г
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках
русского языка и литературы
Педагогический процесс – это взаимодействие между педагогом и
учащимися, это акт коммуникации, совершающийся на каждом уроке в
соответствии с тем планом, который заранее выстраивает учитель, а затем
реализует его вместе с учащимися. А значит, от того, каков характер
общения, может зависеть и результат педагогической работы. Почти все, кто
трудится в современной школе, отмечают: « С детьми стало сложнее
работать». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка,
нет, просто они стали другими, а вот методы нашей работы с ними порой
отстают от развивающейся педагогической действительности.
Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько
другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний
детьми. Поэтому принцип ведомости, столь естественный ранее, в новых
условиях всё чаще сочетается с принципом сотрудничества между детьми и
педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации
обучения, грамотно выстроенных взаимоотношений с детьми.
Эффективность современного урока во многом определяется умением
учителя налаживать и поддерживать коммуникативные связи с учащимися.
Учитель осуществляет свои педагогические идеи: в первую очередь, через
учащихся, и чем больше ему приходится общаться, выступать перед
аудиторией различных рода мероприятиях, мотивировать к учебной
деятельности учащихся тем эффективнее его воздействие на учеников.
Навыки публичной коммуникации, умение говорить с целевой аудиторией
приобретают всё большее значение в жизни общества.
Чтобы пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка и
литературы постоянно поддерживать его нужно избавиться от шаблонов,
трафаретов своей профессиональной деятельности, нужны нестандартные
формы уроков: экскурсии, вернисажи, репортажи, телепередачи с элементами игры. Понятно, что это требует значительного труда и творческих
поисков. Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился
охотно: так начал одну из своих педагогических статей Л.Н. Толстой.
Действительно, человек, увлеченный чемлибо, проявляет значительно больше
воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот,
который относится к делу без интереса и любви.
Современный урок не может быть сухим и однообразным. Он должен
будить творческую мысль учащихся, вызывать у них желание высказать свои
мысли и суждения. Поэтому учитель должен стараться разнообразить уроки и
использовать множество различных приёмов и методов. Содержательно,
необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся.
Нестандартные уроки необходимы для восприятия творческой, активной
личности, в которой так нуждается современное общество.
Чтобы вызвать у учащихся интерес к занятиям и к самому предмету,
добиться активности можно, если систематизировать дидактический
материал, используемый на уроках. Я хорошо понимаю, что раскрепоститься
учащимся могут только в игре, в этом состоянии они могут познавать творить.
Недаром В.А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Пример 1. Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху
вниз. В древности же многие народы писали справа на лево. Арабы, евреи,
персы пишут так и сейчас. Китайцы пишут свои иероглифы особым образом:
они рисуют тушью знаки вертикальным колонками сверху вниз, начиная с
правой стороны листа.
Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь
расшифровать эту таинственную надпись. Каков порядок чтения букв вы
изберете?
е п т е и р и н т
р к с и п п н в а
п о и н о а а е р и в р а в н м т б
р а п с а е и и о
Ответ: обратите внимание на правописание приставок при,пре.
Пример 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
а) Ж или Ш б) З или С
подру ука
поду окра
кру ка зама ка
су стаме
пря пово
рома
Пример 3. Запомнить слова с правильными ударениями помогают загадки.
а) Чтобы скорее в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека –
Специальный…(каталог)
б) Буквы – знаки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в установленном месте стоит,
И называется всё…(алфавит).
Пример 4. «Соберите » предложения, которые «рассыпались» на
словоформы. Установите между ними грамматические связи: а) Медленно, лес, багряный, убор, роняет.
(Лес медленно роняет багряный свой убор).
б) Роса, алмазами, распускающихся, на, блестит, цветах.
(Алмазами блестит роса на распускающихся цветах).
Подводя итог, можно сказать, что применение нетрадиционных методов
обучения на уроках русского языка и литературы развивает у учащихся
интерес к предмету, раскрывает их индивидуальные способности. Язык для
них становится способом познания окружающего мира, а реализация
собственной личности приносит учащимся настоящую радость.
Подчинение системы обучения целям активного пользования языком как
средством общения и приобщения к культуре, как средством самораскрытия
личности – настоятельная необходимость современного образования.
Поэтому в основе преподавания языка главным принципом изучения наряду с
традиционными становится коммуникативный: обеспечение речевого
компонента в структуре языковой личности, совершенствование умений и
навыков в использовании разной речевой деятельности (письма, чтение,
слушание, говорение), овладение культурой общения и культурой речевого
поведения. Слово (с его многозначностью, полифоничностью и целостностью)
и текст (культурное смысловое пространство) станут основными единицами
обучения. Что есть язык и каковы его возможности? Появляются первые
ассоциации, которые складываются в кластеры: Стилистическая
принадлежность Звуковой облик
СЛОВО
Морфемный состав Лексический состав
Грамматическое значение
Выявление функции языка:
мышления
Средство общения
познания культуры
Эссе «Портрет слова»
Эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной
композиции. В отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится
рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам
факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора,
раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве,
литературе. В эссе отражается оригинальный, порой парадоксальный взгляд
на предмет, интересные мысли, не претендующие на исчерпывающую
трактовку предмета. Работы старшеклассников дают возможность выявить
основные принципы содержания эссе.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.