Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

  • Педсоветы
  • docx
  • 16.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности»
Иконка файла материала 0002c456-90f949ce.docx
Развитие коммуникативных  способностей у детей старшего дошкольного возраста В   современных   условиях   развития   российского   общества   успех   каждого   человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Дошкольное   детство,   являясь   возрастом   первоначального   становления   личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека. В   настоящее   время,   по   мнению   Б.С.   Волкова   коммуникативные   способности, основанные   на   человеческих   отношениях,   связаны   с   дефицитом   воспитанности   доброты, культуры,   неустойчивыми   нравственными   критериями   в   воспитании   детей.   Отсутствие положительного   опыта   общения   детей   приводит   к   стихийному   возникновению   у   них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить   в   контакт,   выбрать   уместные   способы   общения   со   сверстниками,   проявлять вежливое,   доброжелательное   отношение     к   ним,   соблюдать   разговорный   этикет,   слушать партнера [1]. Ребенок,   который   мало   общается   со   сверстниками   и   не   принимается   ими   из­за неумения   организовать   общение,   чувствует   себя   уязвленным   и   отвергнутым,   что   может привести   к   снижению   самооценки,   возрастанию   робости   в   контактах,   замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущей жизни. Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев, М.И.   Лисина,   А.Г.   Арушанова,   В.С.   Мухина,   Т.А.   Федосеева,   В.С.   Селиванов,   Я.Л. Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина. Наши   современные   специалисты   в   области   общения   детей   со   взрослыми   и сверстниками ­ Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы развития коммуникативных способностей у дошкольников. На   сегодняшний   день   одним   их   ведущих   приоритетов   в   образовании   является коммуникативная направленность педагогического процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка,открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе   сотрудничества   с   взрослыми   и   сверстниками   и   соответствующим   возрасту   видам деятельности» [4]. Таким   образом,   в   современных   условиях   реформирования   системы   образования проблема   формирования   коммуникативных   способностей   выходит   на   уровень   актуальной социально­педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного   взаимодействия   с   взрослыми   и   сверстниками,   и   в   целом   –   успешность социальной адаптации детей. Коммуникативные   способности     ­   индивидуально   психологические   особенности личности,   обеспечивающие   эффективное   взаимодействие   и   адекватное   взаимопонимание между людьми в процессе общения  или выполнения совместной деятельности [2].  По   мнению   Л.В.   Чернецкой   коммуникативные   способности   включают   в   себя   три основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать [5]. Первая   составляющая   коммуникативных   способностей   –   это   «область   желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие  или недостаточное   развитие   потребности   в   общении   может   быть   связано   как   чисто   с физиологическими (нарушение функций головного мозга), так и, как бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды [5]. Вторая   составляющая   коммуникативных   способностей   ­   «область   знания» определяется   тем,   насколько   ребенок   имеет   представление   о   нормах   и   правилах эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты  [5]. Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья (поведенческая)   составляющая   коммуникативных   способностей   –   способность   к   общению «область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе внимание   собеседника,   доброжелательность,   аргументированность   общения,   умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться   к   собственному   мнению,   действиям,   высказываниям,   умение   слушать, эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации [5].Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей. В своей группе с детьми старшего дошкольного возраста  я  организую различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов для формирования у воспитанников коммуникативных способностей. В первую очередь это игры, так как общеизвестно, что ведущим видом деятельности детей   дошкольного   возраста   является   игра.   В   игре   происходит   формирование производственного   опыта   и   произвольного   поведения   ребенка,   его   самореализация   и социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.  В   игровой   деятельности   старших   дошкольников   основные   формы   развития коммуникативных способностей – это  сюжетные игры и игры с правилами. В сюжетных играх основным является развитие воображения и развитие способности к пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности.  Для   игр   с   правилами   (дидактических,   настольных,   подвижных)   основным   является развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.   Следует   особо   подчеркнуть   возможности   и   значение   подвижных   игр:   дети   учатся действовать   в   коллективе,   подчиняться   общим   требованиям.   Правила   игры   дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности, как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение в   целом.   Подвижная   игра   учит   искренности,   взаимопомощи,   товариществу.   Подчиняясь правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими людьми, усваивают модели социального поведения. Театрализованные   игры   (игры­драматизации   и   режиссерские   игры)   имеют   особое значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных условий   для   естественного   общения   с   взрослыми   и   сверстниками,   для   освоения выразительности   речи.   Они   влияют   на   социальное   развитие   ребенка   за   счет   осмысления нравственного   подтекста   литературного   произведения,   который   лежит   в   основе   их содержания,   так   и   за   счет   коллективного   характера   большинства   игр   детей,   что   создает благоприятные   условия   для   развития   чувства   партнерства,   для   освоения   способов позитивного взаимодействия.Использую воспитывающую  ситуацию, которая     представляет  собой педагогическое акцентирование   внимания   детей   на   какой­либо   коллизии,   противоречии,   конфликте, следствием   которых   является   анализ   способов   их   разрешения,   преодоления,   а   также непосредственного   включение   ребенка   в   нее.   Педагогическая   ситуация   может   быть   как естественной   (жизненной),   так   и   специально   созданной.   Она   имеет   диалоговый   характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач. Провожу беседы для   познавательно­речевого развития детей на основе литературных текстов   и   личного   и   коллективного   опыта   детей.   В   ходе   бесед   по   литературным произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к пониманию содержания разнообразных норм морали, усвоить представления о способах их проявления, установить элементарные связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях персонажей,   распознать   их   чувства   и   др.,   а   также   активизировать   свою   оценочную деятельность. Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы подразумевает   наличие   у   ребенка   определенного   социального   опыта   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми, а также базового кругозора. Дошкольники овладевают особым стилем   общения   во   время   игр­викторин,   не   отходят   от   познавательного   содержания,   по существу   контролируют   высказывания   и   действия   партнеров.   Участие   в   конкурсах продолжает развивать партнерское взаимодействие детей, способствует совершенствованию их   коммуникативных   умений.   Любой   конкурс   ­   это   социальная   ситуация,   которая   учит ребенка культуре победы и культуре проигрыша. Итак,   формирование   коммуникативных   способностей   у   старших   дошкольников   в образовательном   процессе   дошкольного   учреждения   осуществляется   в   различных   видах детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм и методов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту группу   навыков   составляют   общеизвестные   умения:   сотрудничать,   слушать   и   слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Список использованной литературы 1. Волков  Б.С., Волкова  Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] : практическое   пособие,   3­е   изд.   ­   СПб.:   Питер,   2008.   ­   272   с.:   ил.   ­   (Серия   «Детскому психологу»).2. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А. Бодалева. ­ М.: Когито­Центр, 2011. ­ 600 с. 3. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]: пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с. 4. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования.   Приказ   Министерства   образования   и   науки  Российской   Федерации (Минобрнауки   России)   от   17   октября   2013   г.   №   1155   г.   Москва   «Об   утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования» [электронный   ресурс]   –   режим   доступа:  http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk­standart­dok.html (дата обращения: 10.09.2014). 5. Чернецкая   Л.В.   Развитие   коммуникативных   способностей   у   дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. ­ Ростов н/Д.: Феникс, 2005. ­ 256 с.