Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Все классы
16.06.2019
На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности»
0002c456-90f949ce.docx
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях развития российского общества успех каждого человека
зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста
и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию,
принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности
ребенка, чрезвычайно важный период развития человека.
В настоящее время, по мнению Б.С. Волкова коммуникативные способности,
основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты,
культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие
положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них
негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют
вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять
вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать
партнера [1].
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими изза
неумения организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может
привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости,
формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем
будет у него в будущей жизни.
Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей» детей дошкольного
возраста занимались наши отечественные педагоги и психологи, такие как: А.А. Леонтьев,
М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, В.С. Мухина, Т.А. Федосеева, В.С. Селиванов, Я.Л.
Коломенский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина.
Наши современные специалисты в области общения детей со взрослыми и
сверстниками Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова рассматривали формы и методы
развития коммуникативных способностей у дошкольников.
На сегодняшний день одним их ведущих приоритетов в образовании является
коммуникативная направленность педагогического процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в
требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
трактует, что программа должна быть направлена на: «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития… на
основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности» [4].
Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования
проблема формирования коммуникативных способностей выходит на уровень актуальной
социальнопедагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность
межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, и в целом – успешность
социальной адаптации детей.
Коммуникативные способности
индивидуально психологические особенности
личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание
между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности [2].
По мнению Л.В. Чернецкой коммуникативные способности включают в себя три
основных составляющих, на которых они основываются и без которых не могут существовать
[5].
Первая составляющая коммуникативных способностей – это «область желания»,
включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступить в
контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или
недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с
физиологическими (нарушение функций головного мозга), так и, как бывает гораздо чаще, с
психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем
связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды [5].
Вторая составляющая коммуникативных способностей «область знания»
определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах
эффективного общения. Это знание формируется также в ходе взаимодействия с взрослыми,
которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком,
как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты [5].
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья
(поведенческая) составляющая коммуникативных способностей – способность к общению
«область умений». Она включает в себя умение адресовать сообщение и привлечь к себе
внимание собеседника, доброжелательность, аргументированность общения, умение
заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично
относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать,
эмоционально сопереживать, а также разрешать конфликтные ситуации [5]. Только при наличии всех трех гармонично развитых составляющих можно говорить о
наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.
В своей группе с детьми старшего дошкольного возраста я организую различные виды
детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов для формирования у
воспитанников коммуникативных способностей.
В первую очередь это игры, так как общеизвестно, что ведущим видом деятельности
детей дошкольного возраста является игра. В игре происходит формирование
производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и
социализация (то есть вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной
культуре – культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают
развиваться организаторские умения и навыки.
В игровой деятельности старших дошкольников основные формы развития
коммуникативных способностей – это сюжетные игры и игры с правилами.
В сюжетных играх основным является развитие воображения и развитие способности к
пониманию другого, ориентация в смыслах человеческой деятельности.
Для игр с правилами (дидактических, настольных, подвижных) основным является
развитие нормативной регуляции, мотивации достижения, стремления к волевому усилию.
Следует особо подчеркнуть возможности и значение подвижных игр: дети учатся
действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети
воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует такие качества личности,
как воля, самообладание, выдержка, умение контролировать свои поступки и свое поведение
в целом. Подвижная игра учит искренности, взаимопомощи, товариществу. Подчиняясь
правилам игры, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать,
помогать друг другу. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с другими
людьми, усваивают модели социального поведения.
Театрализованные игры (игрыдраматизации и режиссерские игры) имеют особое
значение для формирования коммуникативных способностей за счет создания благоприятных
условий для естественного общения с взрослыми и сверстниками, для освоения
выразительности речи. Они влияют на социальное развитие ребенка за счет осмысления
нравственного подтекста литературного произведения, который лежит в основе их
содержания, так и за счет коллективного характера большинства игр детей, что создает
благоприятные условия для развития чувства партнерства, для освоения способов
позитивного взаимодействия. Использую воспитывающую ситуацию, которая представляет собой педагогическое
акцентирование внимания детей на какойлибо коллизии, противоречии, конфликте,
следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также
непосредственного включение ребенка в нее. Педагогическая ситуация может быть как
естественной (жизненной), так и специально созданной. Она имеет диалоговый характер,
определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Провожу беседы для познавательноречевого развития детей на основе литературных
текстов и личного и коллективного опыта детей. В ходе бесед по литературным
произведениям дети получают возможность на основе конкретных поступков героев прийти к
пониманию содержания разнообразных норм морали, усвоить представления о способах их
проявления, установить элементарные связи и зависимости в поведении и взаимоотношениях
персонажей, распознать их чувства и др., а также активизировать свою оценочную
деятельность.
Использование в старшем дошкольном возрасте таких форм как викторины и конкурсы
подразумевает наличие у ребенка определенного социального опыта взаимодействия со
сверстниками и взрослыми, а также базового кругозора. Дошкольники овладевают особым
стилем общения во время игрвикторин, не отходят от познавательного содержания, по
существу контролируют высказывания и действия партнеров. Участие в конкурсах
продолжает развивать партнерское взаимодействие детей, способствует совершенствованию
их коммуникативных умений. Любой конкурс это социальная ситуация, которая учит
ребенка культуре победы и культуре проигрыша.
Итак, формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в
образовательном процессе дошкольного учреждения осуществляется в различных видах
детской деятельности во взаимосвязи разнообразных форм и методов.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. Эту
группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать,
воспринимать и понимать информацию, говорить самому.
Список использованной литературы
1.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] :
практическое пособие, 3е изд. СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил. (Серия «Детскому
психологу»). 2.
Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А.
Бодалева. М.: КогитоЦентр, 2011. 600 с.
3.
Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст]:
пособие для педагогов / [Ю. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др.; науч. рук. А. Г.
Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2012. – 205 с.
4.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
(дата обращения: 10.09.2014).
5.
Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников
[Текст] / Л. В. Чернецкая. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 256 с.
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.