Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин
Оценка 4.7

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
28.05.2019
Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин
Сознание детей способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях
статья.docx
Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках… через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В.А.Сухомлинский Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и компьютерах? Как заставить душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни? Сознание детей способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира, эвристичности. И этот процесс безостановочно течет как в домашних условиях, так и в школе. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, нестандартное видение мира, это шаг в неизвестность и отступление от определенных норм. Часто ли мы нашим детям даем возможность отступить от них? Скорее всего, в ответах учеников мы пытаемся услышать норматив, заведомо спланированный в нашем сознании. По данным ЮНЕСКО только два процента отличников – творческие дети. И это не случайно, т.к. зачастую отличники лишь пытаются угадать наши требования, не проявляя при этом особых творческих усилий в решении поставленных задач. На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные - креативные решения. Креативность ( «to create» – создавать) предполагает «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Креативность - это способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее. Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска новых путей его формирования. Одним из направлений, создающих опыт творческой деятельности являются предметы художественно- эстетических дисциплин общеобразовательных школ (литература, музыка, ИЗО, хореография, театр). Для того чтобы дети могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. В таком случае задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развивать творческие способности каждого ребенка. То есть раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умения управлять процессами творчества: фантазированием, импровизацией, исполнительством. Творчество детей на уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. Уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий (наполненные собственным содержанием) способствуют развитию креативности детей. При этом важно соблюдать следующие условия: Учитель музыки должен стать творческим лидером, истинным творцом, понимающим высокое художественное назначение уроков музыки; Стержнем каждого урока музыки должны стать свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на креативность. На уроке музыки и во внеурочных занятиях школьники участвуют в различных видах деятельности: слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, инструментальную), музыкально-ритмическую деятельность, творческие дидактические игры, драматизацию, основы элементарной музыкальной грамоты. На фоне данных видов деятельности мною применяются следующие виды творчества: 1. Развитие художественно-образного мышления в процессе музыкальной деятельности. В ходе работы учащиеся знакомятся с богатейшим миром звуков живой и неживой Природы, немузыкальные и музыкальные звуки. Младшим школьникам предлагается определить источник звука, а именно: городские звуки (например, звуки машин, сирен, заводов), голоса природы (шум дождя, прибоя, водопада, грома, пение птиц), а затем озвучить предложенный материал любым способом (инструментами, голосом, подручными предметами). В процессе озвучивания, анализа звуковой действительности у младших школьников происходит развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воссоздания звуковых образов. Этот вид творчества прослеживается во всех последующих. 2.Коллективное музицирование В ходе знакомства со звуками музыкальных инструментов у учащихся уже идет процесс накопления полученных знаний, умений и навыков. Школьники знакомятся со звуковысотными и незвуковысотными музыкальными инструментами. В урок музыки вводится новый вид деятельности – коллективное музицирование. Учащиеся исполняют на элементарных музыкальных инструментах произведения Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество. Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся. Творческая атмосфера присутствует во всех видах деятельности учащихся на уроке, начиная с музыкального приветствия. Важно отметить, что уроки начинаются разными музыкальными приветствиями, которые могут быть основаны, в зависимости от целей и темы урока на вокальной, инструментальной, ритмической, пластической импровизации. Ведь приветствие как радуга может быть разноцветным. (Приветствие на разных языках мира, с движением, с использованием инструментов и т.д.). 3. Пластические импровизации. «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д.Д.Шостакович. В процессе слушания учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластические импровизации. «Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движении. Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.  Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;  Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;  Кульминационные точки- руки вытянуты над головой и т.д. 4.В ходе анализа музыкальных произведений происходит развитие тембрального, гармонического, ладового, регистрового, цветного слуха, а также развитие творческого мышления, т.к. ученик выступает в роли композитора, режиссера, актера, дирижера, певца, художника и даже мастера по изготовлению музыкальных инструментов (например, учащимся может быть предложено изготовить модель музыкального инструмента. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по- новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла и является важной составляющей развития креативного мыщления. 5. Творчество в домашних заданиях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими. Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой («Группа Битлз", «П.И.Чайковский»; «Рэп»; и другие). Предлагая школьникам выполнить дома творческое задание, всегда говорю о том, что здорово бы подключить к этому и своих родственников (родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек). Ведь мы знаем, что совместное творчество более продуктивно и эмоционально окрашено. Кроме того, это замечательная возможность провести время вместе, которого в наши дни так не хватает. 6.Импровизация, как вид художественного творчества. Очередным этапом развития творческих способностей школьников является введение в урок музыки нового вида деятельности – музыкальной импровизации Так на этапе создания импровизации школьникам предлагается путем звукового анализа выбрать музыкальные инструменты, которые могли бы озвучить: радостное солнце, грозовую тучу, труженика дятла, пение птиц, разноцветную радугу и т.п. Выбрав соответствующие музыкальные инструменты, учащиеся должны найти на них звуки, которые могли бы передать эти образы. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Также полученные умения и навыки дети используют, выступая в роли драматурга, сочиняя сказочную историю, например про вредную Бабу-Ягу. Обобщив фантазии и желания детей, предлагаю ребятам свой вариант сказки, в ходе которого все вместе озвучиваем эту историю разными прикладными звуками (шипим, кряхтим, скрипим, хлопаем и поем «противным» голосом). Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных действий. Поэтому главная задача современного учителя музыки - средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у школьников не только интеллект, но и душу. С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развить вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее. Главное для учителя должно быть то, что дети уносят с собой после занятия музыкой, - это ощущение радости, счастья от собственного творчества. От собственного преодоления приобретается вера в себя, уверенность в своих силах, воспитывается целостная творческая личность.

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин

Развитие креативного мышления на уроках художественно-эстетических дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2019