Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному
полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только
активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с
собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры.
Целевыми ориентирами данной методики являются:
активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках
информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и
обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования
и самоорганизации.
Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность
отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся
главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают
услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.
Формы построения урока:
Групповая:
группы получают одно и то же задание;
группы получают разные задания
группы получают разные задания, но работают на общий результат;
Роль учителя состоит в том, чтобы не допустить отклонений от основных задач урока, акцентировать
внимание на главном в содержании занятия, при необходимости выдвигать проблемные вопросы, сталкивать
мнения, различные точки зрения, привлекать к обсуждению возможно большее число участников.
«Квадратичная». Класс делится на четверки, у каждого ученика номер, от первого до четвертого. Каждый
член группы должен разобраться со своей частью, а остальные помогут ему по очереди. Ученику нужно освоить
свое задание, выработать свое мнение, выразить себя ясно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и
слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учитель в основном
координирующая.
Игровая форма. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким
основным направлениям: цель перед учениками ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность
подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность
вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом.
Индивидуальная форма. Для этого каждому ученику учитель определяет индивидуальный образовательный
маршрут – это структурная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, как
способ индивидуального освоения одного из разделов программы, разбитые на небольшие блоки. Наряду с
посещением уроков по данной теме, ученик может заниматься и во внеурочное время. В ходе выполнения
индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Роль учителя
направляющая.
Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость
ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие
качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются,
укрепляются и становятся чертами личности человека.
Список литературы:
1. Клустер Д. Что такое критическое мышление. М.: ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.
2. Шакирова Д. М. Формирование критического мышления учащихся
и студентов в условиях модернизации образования. Казань, 2004. . —С.58.