Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа
Оценка 4.9

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
8 кл
04.03.2018
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа
Проектная работа. Настоящая работа имеет целью раскрыть особенности развития критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала. В задачи данной работы входит: 1. Изучить особенности критического мышления в рамках предмета «Иностранный язык»; 2. Выяснить роль учителя в формировании и развитии критического мышления для повышения эффективности усвоения лексического материала; 3. Исследовать существующие методы, техники и приёмы формирования и развития критического мышления; 4. Познакомить с практическим применением методов, техник и приёмов развития критического мышления при работе над лексическим материалом.Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа
Проектная работа Тихненко Н.А..docx
Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа Исполнитель:                                                                            учитель английского языка Тихненко Н.А. (МБОУ «ООШ № 3»  ЯНАО г.Губкинский) СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………… 3 Краткая характеристика критического мышления……………………... 5 Роль учителя в формировании и развитии критического мышления для повышения эффективности усвоения лексического материала…... 7 Методы, техники и приёмы формирования и развития критического  мышления………………………………………………………………….. 9  Практическое применение методов, техник и приёмов развития  критического мышления при работе над лексическим материалом…... 15 Список литературы……………………………………………………….. 19 2 Введение Динамичное развитие современного общества   обусловило возрастающую потребность   во   всесторонне   развитой   личности,   готовой   воспринимать, обрабатывать,   применять   и   самому   находить   актуальную   информацию. Современный   учащийся   должен   быть   способен   развиваться   и совершенствоваться самостоятельно. Данный факт нашёл своё отражение в современных   образовательных   нормативных   документах,   где   значительную роль   в   формировании   нового   типа   учебной   деятельности   отводят формированию универсальных учебных навыков. Учащиеся не только должны освоить   необходимый   материал,   овладеть   необходимыми   навыками   и умениями,   приобрести   ряд   компетенций,   но   и   быть   способными реализовывать   их   в   своей   практической   деятельности.   В   свете   данных изменений   можно   говорить   об   устойчивой   тенденции   гуманизации образования:   важнейшая   цель   современного   образования     и   одна   из приоритетных   задач   общества   и   государства   –   воспитание   нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Кроме того,  учащиеся   должны   овладеть   высшими   формами   мыслительной деятельности,в том числе и критическим мышлением, которое проявляется в способности   анализировать   информацию   с   позиций   логики   и   личностно ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Таким образом, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Настоящая   работа   имеет  целью  раскрыть   особенности   развития критического   мышления   на   уроках   иностранного   языка   как   средство повышения эффективности усвоения лексического материала. В задачи данной работы входит: 3 1. Изучить   особенности   критического   мышления   в   рамках   предмета «Иностранный язык»; 2. Выяснить   роль   учителя   в   формировании   и   развитии   критического мышления   для   повышения   эффективности   усвоения   лексического материала; 3. Исследовать существующие методы, техники и приёмы формирования и развития критического мышления; 4. Познакомить с практическим применением методов, техник и приёмов развития   критического   мышления   при   работе   над   лексическим материалом. 4 Краткая характеристика критического мышления Критическое   мышление   –   это   один   из   видов   интеллектуальной деятельности   человека,   который   характеризуется   высоким   уровнем восприятия,   понимания,   объективности   подхода   к   окружающему   его информационному   полю.  «Критическое   мышление   –   это   использование когнитивных   техник   или   стратегий,   которые   увеличивают   вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью,   ­   такой   тип   мышления,   к   которому   прибегают   при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений.   При   этом   думающий   использует   навыки,   которые   обоснованы   и эффективны   для   конкретной   ситуации   и   типа   решаемой   задачи».   [11,   10] Согласно Халперн, учащийся должен развить в себе ряд качеств для того, чтобы   пользоваться   своим   критическим   мышлением:   готовность   к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание и поиск компромиссных решений.  В   педагогике  «критическое   мышление   –   это   мышление   оценочное, рефлексивное,   развивающееся   путем   наложения   новой   информации   на жизненный   личный   опыт».   [3,   27]  Критическое   мышление   означает   не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов   с   тем,   чтобы   выносить   обоснованные   суждения   и   решения. Ориентация   на   критическое   мышление   предполагает,   что   ничто   не принимается как догма. Критическое мышление — это способность ставить новые   вопросы,   вырабатывать   разнообразные   аргументы,   принимать независимые продуманные решения. Критически мыслить могут все, но не все хотят  это  делать.  Поэтому  важно сформулировать  у учащихся следующие 5 умения и навыки: находить требующуюся информацию в разных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть; систематизировать информацию по заданным признакам; видоизменять объем,   умение   вычленять   главное; форму,     знаковую   систему   информации;   устанавливать   ассоциативные   и   практические   целесообразные   связи   между информационными сообщениями. И как итог –  критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. Мышление развивается в проблемной ситуации, когда учащийся формирует своё   представление   о   том,   что   происходит   с   предметом   изучения. Критическое   мышление   –   поиск   здравого   смысла   и   умение   отказаться   от собственных предубеждений, можно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что очень важно при решении проблем. Что же даёт развитие критического мышления учителю и учащемуся? Говоря об учителе, можно выделить следующее:  Эффективное применение сотрудничества на уроке;  Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик,   которые   способствуют   развитию   самостоятельности   в процессе обучения;  Уйти   от   теоретических   ситуаций   к   практическим,   повысив продуктивность урока. Учащийся с развитием критического мышления:  Лучше воспринимает информацию;  Повышает   интерес   к   изучаемому   материалу   и   эффективность усвояемого материала  Учиться работать в сотрудничестве с другими; 6 Роль учителя в формировании и развитии критического мышления для повышения эффективности усвоения лексического материала Помня   о   том,   что   центром   обучения   является   учащийся   целесообразно говорить о следующих ролях учителя:  Организатор  Помощник  Инструктор Организаторские   способности   учителя   в   ходе   создание   интерактивного речевого   взаимодействия   приобретают   большое   значение,   так   как эффективная   работа   каждого   участника   взаимодействия   зависит   от распределения ролей и учёта индивидуальных особенностей каждого.  Если учитель исполняет роль организатора, то учащиеся самостоятельно выбирают форму   взаимодействия   и   распределяют   роли.   Умение   быть   талантливым организатором   проявляется   в   способности   быть   таковым   незаметно   для учащихся, в формировании чувства самостоятельности у учащихся. Роль   помощника   означает,  прежде   всего,   что   учащимся   не   предлагается готового   решения   проблемы,   а   только   указывается   путь   её   решения.   В зависимости от вида сложности помощь учителя может быть разной: нехватка необходимой   информации   ­     указание   её   источника,   трудность   в формулировке   высказывания   –   выделение   тех   моментов,   на   которые   надо обратить   внимание   (речевые   ошибки   должны   исправляться   самими учащимися),   невозможность   выйти   из   трудного   положения   –   определение основных направлений. Роль сходная в своей основе с ролью помощника – это роль инструктора. Главная разница между ними  ­ это этапы, на которых учитель их принимает: 7 помощник   –   начальный   этап   формирования   и   тренировки   навыков, инструктор – этап совершенствования навыков (заключительный). Необходимо   отметить,   что   успешную   работу   учителя   обеспечивает сочетание всех вышеперечисленных ролей, которые помогают сделать процесс обучения более целостным и эффективным. Восприятие знаний в комфортных условиях – это основа к дальнейшему развитию учащихся.  Учитель должен быть готов к тому, что не только учащиеся выполняют свои роли, но и он сам. От качества исполнения ролей учителя зависит то, как учащиеся   будут   воспринимать   иностранный   язык, взаимодействовать на нём и общение на иностранном языке.   необходимость 8 Методы, техники и приёмы формирования и развития критического мышления Базовая   модель   технологии  «вызов   –   осмысление   содержания   – рефлексия»  отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников   от   поставленных   целей   к   результатам     освоения   новой   темы, тематического курса и даже всего школьного курса. На стадии «вызова» (evocation stage) предполагается вызвать у ребят знания или,   если   этих   знаний   мало,   помочь   сформулировать   вопросы   и предположения.  Мотивом   может   стать   обмен   противоречий   и   неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать   критики.   Никто   (ни   учитель,   ни   ученики)   не   отвергает   и   не поправляет   любые   высказанные   точки   зрения.   Даже   если   они   кажутся неправильными.   Таким   образом,   на   стадии   вызова   школьники   с   помощью вопросов и предположений сами формируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала. Когда   учащиеся   читают   текст,   слушают   объяснение   учителя,   смотрят фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется «осмысление   содержания»   (realization  of  meaning)..Учителя   осознанно уменьшают свою роль во время знакомства учащихся с новым материалом. Более того, предлагают дополнительные источники информации. На   стадии   «рефлексии»   (reflection)   учитель   и   ученики   возвращаются   к поставленным   в   начале   урока   вопросам   и   предположениям,   сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и 9 оценивание   новой   информации.   Некоторые   из   суждений   одноклассников могут   оказаться   вполне   приемлемыми,   и   ученик   принимает   их   как   свои собственные;   другие   суждения   могут   вызвать   потребность   в   дискуссии.   В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит,   что   они   смогли   достичь   поставленных   ими   же   целей   и   даже самостоятельно   сформулировать   новые   цели,   позволяющие   перекинуть мостик к следующей теме. Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Их достаточно много. Стадия «вызова» характеризуется следующими методическими приёмами:  «Мозговой штурм». Приём проводиться в три этапа в небольших группах   по   4­6   человек.   На   первом   этапе   создаётся   банк   идей.  Схема проведения такого вида деятельности не отличается большим разнообразием: каждый   ученик   получает   краткую   информацию   о   чём­либо.   Его   задача:   в определённый   период   времени   опросить   как   можно   большее   количество учащихся,   а   так   же   сообщить   каждому   свою   информацию.   Краткая информация, получаемая учащимися, может быть  обо всём, но чаще всего об актуальных событиях в стране и за рубежом. Кроме того, данный вид работы на уроке может основываться на основе какого­либо текста, заранее разбитого на несколько частей. В качестве контроля усвоения материала учитель может провести тестирование. На втором этапе – обсуждение идей и предложений ­ учащиеся делятся на несколько групп, каждому члену которых даётся своя информация,   затем   участники   разных   групп,   получивших   одинаковую информацию, собираются вместе и обсуждают, то, как им лучше представить эту информацию. Далее работа продолжается уже в своих группах, в ходе которой учащиеся полагаются друг на друга в плане эффективной передаче и 10 На   третьем   этапе   –выбор   наиболее воспроизведения   материала. перспективных   решений   с   точки   зрения   имеющихся   на   данный   момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.  Кластеры. Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление   в   определенном   порядке   в   виде   грозди,   т.е.   кластер­   это графический приём систематизации материала. Как вариант кластеров можно использовать концептную карту, с выделенными ключевыми понятиями или  Система   кластеров   охватывает   большое   количество ассоциаграмму. информации.   Кластеры   могут   быть   применены,   когда   систематизируется материал до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовком, а также при обобщении материала. Особенности применения подобного рода приёмов заключаются в том, что учащиеся самостоятельно выделяют   линии   сравнения,   личный   опыт,   свои   знания,   предположения   и систематизируют информацию. Верные   и   неверные   утверждения.  В   начале   урока   даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности. Инвентаризация. Учащиеся записывают (обычно на стадии вызова индивидуально или после  обсуждения в парах) известную им информацию по теме.   В   дальнейшем   соотносят   новую   информацию   с   уже   имеющейся   и    дополняют ее. «Тонкие» и «толстые» вопросы.  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов.   Далее   учитель   записывает   на   доске   ряд   вопросов   и   просит учащихся   (индивидуально   или   в   группах)   попробовать   на   них   ответить, 11 аргументируя   свои   предположения.   По   ходу   работы   с   таблицей   в   левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы,   найти учащимся   предлагается   прочитать   или   прослушать   текст, подтверждения  своим предположениям  и  ответы  на «тонкие» и «толстые» вопросы.   На   стадии   осмысления   содержания   прием   служит   для   активной фиксации   вопросов   по   ходу   чтения,   слушания;   при   рефлексии   –   для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить   еще   3­4   «тонких»   и   «толстых»   вопроса,   занести   их   в   таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.  На этапе реализации можно выделить следующие приёмы:    Выделение ключевых слов. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Зигзаг.  Прием   «Зигзаг»   требует  организации   работы   учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной   действительности,   чем   традиционное   обучение:   чаще   всего   мы принимаем   решения   в  процессе   общения   в   небольших   группах,  временных творческих   коллективах.   Эти   решения   принимаются   как   на   основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем­либо из группы.   Фишбоун.  Позволяет   обучающимся   через   наглядный систематизатор   выявить   и   обсудить   проблему.   В   «голове»   рыбы формулируется проблема, «косточки скелета» по одну сторону представляют 12 аргументы «за», по другую — «против». В «хвосте» рыбы формулируется вывод.  Идеал.  Расшифровывается   она   следующим   образом:   И   ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде),   Д ―   Есть Доберитесь   до   её   сути   (Сформулировать   её   в   виде   вопроса),   Е    А теперь за работу! (Выбрать из варианты решения! (Как можно больше), А  ― ― всех лучший вариант), Л   Логические выводы (Анализ проделанной работы) Приём   «4   угла».  Темы   окрашены   в   определённый   цвет   и  ― соотнесены с конкретным углом класса. Учащиеся выбирают тему, и таким образом происходит деление на группы. Далее идёт обсуждение конкретной темы, в ходе которого учащиеся должны подготовиться к ответам на вопросы по   своей   теме.   Темы   могут   предполагать   как   представление   фактов (например,   рассказ   о   жизни   известного   человека)   так   и   выражение собственного мнения (высказывание мнение о каком­либо произведении).  Диаманта.  Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  ­ понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. На стадии рефлексии наиболее эффективными считаются:  Достраивание   кластера   из   ключевых   слов.  Учащиеся возвращаются   к   кластеру,   который   они   составляли   в   начале   урока. 13 Заключительный   этап   работы   с   кластером   –   закрепление   пройденного материала.  Организация  устных  и письменных  круглых  столов. С помощью круглого   стола   учитель   умело   включает   учащихся   в   значимые   для   них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое   понимание   обсуждаемого   вопроса,   с   использованием   необходимого лексического материала. Написание творческих работ, эссе.  Эссе – это вид изложения в простой   и   доступной   форме,   удобной   автору,   который   применяется   для оценки   способности   учащегося   рассуждать   на   заданную   тему.   Форма изложения   мыслей   в   эссе   достаточно   свободная,   поэтому   у   учащихся практически не возникает трудностей с его построением. Основное условие к форме при написании эссе – это чёткое выражение трёх частей: введение, основная   часть   и   заключение.   Такая   некоторая   свобода   способствует реализации   цели   обучении   написания   эссе.   Цель   эссе   состоит   в   развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных   мыслей.   Эссе   –   это   представление   учащегося   о   какой­либо проблеме   в   свободной   форме   и   с   уникальным   содержанием. Аргументированное   эссе   –   это   форма   эссе,   в   котором   не   только   даётся информация,   но   также   выражаются   несколько   точек   зрения,   т.е.   «за»   и «против»,   по   спорному   вопросу.   При   написании   аргументированного   эссе учащийся должен постараться убедить в правильности своей позиции, более того, убедить принять её как самую верную. Учащийся в своём эссе не только должен думать об освещении своей точки зрения с самой выгодной позиции, но   представить   все   аргументы   так,   чтобы   они   эффективно   доказывали правильность выбранной позиции автора. 14 Практическое применение методов, техник и приёмов развития критического мышления при работе над лексическим материалом 8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. В данной работе хотелось осветить применяемые мной методы, приёмы и техники   развития   критического   мышления   как   средство   повышения эффективности   усвоения   лексического   материала   на   примере   8   класса   по УМК «Английский язык» Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. В своей работе я часто применяю:  Концептуальное   колесо.   Данный   УМК   имеет   специальный   раздел «Discussing  the  Topic», который содержит дополнительную информацию по изучаемой теме. Помня о том, что в рамках приёма «концептуальное колесо» учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», я использую данный раздел для определения вектора направления деятельности учащихся.   Круги   по   воде.  Опорным   словом   к   этому   приему   может   стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются   существительные   (глаголы,   прилагательные,   устойчивые словосочетания)   к   изучаемой   теме.   По   сути,   это   небольшое   исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. По окончании 15 составления   такой   «таблицы»   идёт   сравнение   и   объединение   с   целью обобщения   информации.   Итоговая   информация   служит   опорой   для составления   собственного   монологического   высказывания   или   для производства проекта.   Совместный поиск.  При изучении любой темы, при работе с любым типом текста необходимо задействовать не только ум, но и чувства учащихся, поскольку действительное присвоение знания без этого невозможно. Поэтому использование   вопросов   о   возникающих   чувствах   справляется   с   данной задачей.   Опорный   вопрос   или   ряд   вопросов   задается   создателями   УМК   в разделе   «Discussing  the  Text»,   однако   они   же   могут   породить   множество новых вопросов, иногда не связанных друг с другом логическими связями. Отправной вопрос задает направление будущей дискуссии. У учащихся есть время   для   записи   своих   мыслей.   Примером   отправного   вопроса     может служить следующее задание:  A  lot  of  people  could  call  Malcolm  “a  swot”.  A dictionary says that “a swot is a student who works extremely hard and takes little interest   in   other   things   apart   from   his   or   her   studies”.   Do   you   think   it   is   a compliment to be called a swot?  Перекрёстная   дискуссия.  Перекрёстная   дискуссия   помогает учащимся,   с   одной   стороны,   избежать   однозначного   толкования   событий, поступков   и   характеров   героев,   а   с   другой   —   научиться   уважать   чужое мнение.   Вопрос,   предлагаемый   для   перекрёстной   дискуссии,   должен   быть стержневым для изучаемой темы, т. е. поиск аргументов для ответа должен предполагать   использование   всего   спектра   информации,   конструирования причинно­следственных связей между основными понятиями темы. Например, авторы  УМК  дают  следующую  тему  для  обсуждения:  Money is like a sixth sense without  which   you  cannot  make a  complete  use  of  the  other five (W.S. Maugham).  На   первом   этапе   учащиеся   разбиваются   на   пары   и   составляют аргументы «за» и «против». Затем две пары соединяются для сравнения своих результатов и формулирования совместного вывода, который они фиксируют 16 письменно на отдельном листе бумаги маркером. Данный лист вывешивается на доску, чтобы другие могли с ним ознакомиться. Группа даёт комментарии, приводя   цитаты   из   текста,   примеры   из   личного   опыта   и   отвечает   на возникающие   вопросы.   В   процессе   перекрёстной   дискуссии   каждый   из   её участников должен прийти к какому­либо выводу. Поэтому после полемики предусматривается индивидуальная работа, чтобы учащиеся могли ещё раз тщательно просмотреть и оценить аргументы и контраргументы и дать свой, личный ответ на основной вопрос дискуссии.  “Плюс – минус – интересно(?)”. Данный прием используется на стадии осмысления.   В   графу   “+”   записываются   все   факты,   элементы   текста   уже известные ученику или вызвавшие у него положительные эмоции. В графу  “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Этот прием я использую и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется,   и   оценивается.   В   конце   работы   можно   провести обсуждение   спорных   вопросов.   Это   один   из   приемов   активной   работы   с текстом.   «Дерево   предсказаний»    –    этот   прием   помогает   строить предположения   по   поводу   развития   сюжетной   линии   рассказа   или повествования.   Правила   работы   с   данным   приемом   таковы:   возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся   по   двум   основным   направлениям   –   «возможно»   и   «вероятно»,   и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того   или   иного   мнения.   «Дерево   предсказаний»   я   использую     на   стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста,   прогнозирования   событий   в   специальном   разделе   данного   УМК «Discussing the Topic». 17  Взаимоопрос.  Один из способов работы в парах. Я использую его на стадии   «осмысления».  Технология   применения:   два   ученика   читают   текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков и применима для данного УМК.  «З­Х­У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации   и   логико­смыслового   структурирования   материала.   Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Этот способ я часто использую для определения учащимися темы урока. 1 шаг: Предлагаю текст. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».  2   шаг:  По   ходу   знакомства   с   текстом   или   же   в   процессе   обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».  3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.  Дополнительно   можно   предложить   детям   еще   2   графы   –   «источники информации», «что осталось не раскрыто».   Перепутанные логические цепочки. Часто используемый метод при обучении лексики и работе с текстом. В   а   р   и   а   н   т   «а»:  Модификация   приема   «Ключевые   термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально   «перепутанной»   логической   последовательности.   После знакомства   с   текстом,   на   стадии   «рефлексии»   учащимся   предлагается восстановить нарушенную последовательность.   В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5­6 событий из текста (как правило, историко­хронологического или естественно ­научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно­следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя   к  более  или   менее   единому   решению,  учитель  предлагает   ученикам познакомиться   с   исходным   текстом   и   определить:   верны   ли   были   их предположения.   Форма   способствует   развитию   внимания   и   логического 18 мышления.   Более   применима   при   изучении   информативно­содержательных текстов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Афанасьева   О.В.   Михеева   И.В.   Английский   язык.  VIII  класс:   учеб.   для общеобразоват. учреждений шк. с углубл. изучением англ. яз.. ­ 7 изд.  ­ М.: Просвещение, 2010. ­ 303 с.  2. Васильева О.С., Демченко Е.А., Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии – 2001 ­ №2. – С.74­85 3. Заир­Бек   С.   И.  Развитие   критического   мышления   на   уроке:   пособие   для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир­ Бек, И. В. Муштавинская. — 2­е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. 4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.­метод. пособие/И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2009.­ 144с. 5. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2009. – 144с.  6. Соловова Е.Н. Чтение в составе универсальных учебных действий: позиции ФГОС   и   традиционной   методики   обучения   иностранным   языкам.//ИЯШ   – 2014 ­ №4. – С.2­15 19 7. Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// ИЯШ ­ 2006.­ № 1. – С.30­33 8. Сысоев П.В. Индивидуальная траектория обучения: что это такое? //ИЯШ  ­ 2014 ­ №3.  – С.2­12 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.   Утверждён   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. http://standart.edu.ru/ 10.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273­Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/ 11.Халперн  Д. Психология критического мышления. – Спб: Питер, 2000. – 512с. 20

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык» Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка как средство повышения эффективного усвоения лексического материала (8 класс. УМК «Английский язык»  Афанасьева О.В., Михеева И.В.) Проектная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018