Развитие личности обучающихся и рост профессионального мастерства педагога как результат проектно-исследовательской деятельности
Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
27.03.2019
Работа с обучающимися над исследовательскими проектами влияет на профессиональное развитие педагога, которому необходимо постоянно повышать свою компетентность по данному предмету, а также владеть методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной работы. Проектно-исследовательской деятельности является важнейшим фактором формирования учебно- познавательной и творческой деятельности обучающихся.
Развитие личности обучающихся и рост профессионального мастерства педагога.docx
Развитие личности обучающихся и профессиональный рост
педагога как результат проектноисследовательской деятельности
Выступающий: заместитель директора по УВР Лаур Н.В.
Развитие учащегося, будущего специалиста — необходимость в
современном образовательном пространстве, однако этот процесс воспитания
неотделим от проектноисследовательской деятельности. Процесс подготовки
обучающегося к проектноисследовательской деятельности очень непростое и
трудоемкое занятие, которое заключается в его обучении научному поиску и
новым возможностям — важнейшая задача современного — действенного
образования. Решать проблемы проектноисследовательской деятельности
среди обучающихся может педагог, который сам находится в реальном
научном поиске, тогда его работа, при условии мотивированности ребенка,
может увлечь обучающихся самостоятельно, в ходе собственных творческих
исканий, заниматься данным видом деятельности.
Современному образованию нужен принципиально новый педагог —
педагогисследователь, владеющий методами организации и проведения
опытнопоисковой экспериментальной работы.
Сегодня вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на
вопрос: является ли проектноисследовательская деятельность фактором
профессионального развития педагогов и обучающегося? Организация данной
деятельности влияет на развитие личности педагога, позволяет создать
условия для реализации самообразования и потребности к саморазвитию.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата. Непременным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о
конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации
проекта, включая и рефлексию результатов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность,
связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Накопленный педагогический опыт показывает, что педагоги,
владеющие методами проектноисследовательской работы,
ведут
целенаправленную работу по развитию творческих способностей
обучающихся,
моделируют в учебновоспитательном процессе
самостоятельные работы с элементами исследования. Необходимо отметить, что в результате этой деятельности в настоящее
время увеличилось не только количество участников проектно
исследовательской деятельности, но и существенно изменилось качество
данных работ. Поэтому педагогу очень сложно подготовить достойную,
интересную работу, претендующую на призовые места.
Педагог, как руководитель исследовательского проекта должен
обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими
способностями.
Для того чтобы педагог стал руководителем исследовательской
деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен «прожить»
несколько ролей:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и
помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную
связь;
6. координатор всего исследовательского процесса;
7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию
полученных результатов.
Для разработки актуальной проектноисследовательской работы с
обучающимся, педагогу необходимо постоянно повышать свои знания по
данной теме. Обучение педагогов строиться на основе самостоятельной
деятельности:
самообразование – участие в вебинарах, вебсеминарах по темам:
«Формирование исследовательских умений младших школьников
средствами курса «Окружающий мир»;
«Роль и значение проектной деятельности для достижения нового
образовательного результата начального образования»;
школе»;
«Особенности содержания проектной деятельности в начальной
«Особенности исследовательского проекта в начальной школе»;
«Развитие исследовательских компетенций обучающихся на
примере изучения особенностей акватории Балтийского моря»;
Всероссийский интернетпедсовет «Практика проектной и
исследовательской работы в школе»;
«Методические инструменты формирования проектно
исследовательского мышления и УУД и особенности их использования при
реализации исследовательских проектов в начальной школе». представление своего педагогического опыта (ММО, конференция,
семинар).
Исследовательская деятельность для детей младшего и среднего
возраста организована с 2015г. в детском объединении «Глобус», в котором
занимались 13 человек; с 2017г. осуществлялось обучение детей младшего,
среднего и старшего школьного возраста в детских объединениях
«Экошкола», «Биология и экология вокруг нас», «Избранные вопросы
биологии», в которых занимались 66 обучающихся. Рост числа детей составил
80%.
Количество обучающихся, принявших участие в научнопрактических
конференциях, олимпиадах
Диаграмма 24
20152016
20162017
20172018
Количество исследовательских проектов обучающихся –
победителей научнопрактических конференций
0
20152016
0
20162017
0
20172018
Так же наблюдается рост числа педагогов, занимающиеся проектно
исследовательской деятельностью,
если 20152016 данным видом
деятельности занимался один педагог, то сейчас 6 человек ежегодно готовят.
Обучающиеся данных педагогов с проектноисследовательской
деятельностью выходят не только на муниципальные мероприятия, но и на
областные и всероссийские конкурсы.
Можно сделать вывод организация проектноисследовательской
деятельности способствует развитию социальноактивной личности, является
важнейшим фактором развития творческого сотрудничества педагога и
обучающихся, создания атмосферы духовной близости и сотворчества.
25
20
15
муниципальный
10
5
0
1
5
1
Диаграмма 25
25
20
15
муниципальный
10
1
5
0
1
5
25
16
15
областной
3
0
всероссийский международный
6
1
0
2
25
областной
1
всероссийский международный
7
8
3
0
Развитие личности обучающихся и рост профессионального мастерства педагога как результат проектно-исследовательской деятельности
Развитие личности обучающихся и рост профессионального мастерства педагога как результат проектно-исследовательской деятельности
Развитие личности обучающихся и рост профессионального мастерства педагога как результат проектно-исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.