Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка.
Дoшкольный возраст — это возраст становления эмоционально-волевой сферы личности и развитие таких регулятивных механизмов, как саморегуляция и самоконтроль.
Развитие личностных компетенций ребенка дошкольника через
сюжетноролевую игру.
Подготовила:
Воспитатель
МДОУ «Детский сад «Рдничок» г. Надыма»
Алябьева С.В.
Игра – такое короткое слово, и такое ёмкое понятие. Понятие настолько глобальное
и многоплановое, что на сегодня нет в науке единого определения данному явлению.
Игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка (Д.Б. Эльконин):
то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается
достижимым в игровой деятельности»; «как ведущая деятельность дошкольника,
порождающая детское сознание» (А.Н. Леонтьев).
Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка
как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности, а в
дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно
ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка.
В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро. На
сегодняшний день дети дошкольного возраста в общении со своими сверстниками и с
окружающими испытывают серьезные трудности. Эти дети не могут обратится за помощью
к взрослому, не умеют ответить должным образом если к ним обращается сверстник. Они
не могут поддержать разговор, не могут скоординировать и выразить свои мысли.
В сюжетноролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать
сообща,
оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма,
ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от
простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,
охватывающим практически все сферы действительности. Ребенок учится играть вместе с
другими детьми, а не рядом с ними. Он учится обходится без многочисленных атрибутов и
пользоваться игрушкамизаместителями. Начинает следовать правилам, какие сложные они
бы ни были.
Дoшкольный возраст — это возраст становления эмоциональноволевой сферы
личности и развитие таких регулятивных механизмов, как саморегуляция и самоконтроль.
В старшем дошкольном возрасте развитие способностей к личностной саморегуляции
определяется ходом развития игровой деятельности. В процесс саморегуляции личность
включается уже всеми своими специфическими процессами и свойствами. Этими
феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание
личности. Дети начинают сами регулировать свое поведение правилами.
Игра для детей это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение
своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в
системах «ребенокребенок», «ребеноквзрослый». Детских игр большое разнообразие и
особое место занимает сюжетноролевая игра, поскольку только она может включить в
себя имитацию чьихлибо действий. В сюжетноролевых играх можно проверить и уточнить
социальные знания, подготовиться к будущей жизни.
На первом этапе нами была изучена литература о роли сюжетноролевой игры в
развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло нам выстроить
собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность.
Мы изучили работы психологов и педагогов, отметили основные структурные
компоненты игры и особенности их развития. Знания, действия и общение, вот эти три
необходимых элемента которые обеспечат интересную игровую деятельность. Изучилимного методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и
определилась с темой сюжетноролевой игры «Торговоразвлекательный центр».
Жить в нашем миреодно удовольствие. Как раньше было неудобно покупать вещи и
продукты в разных магазинах. Сделать себе прическу и сходить в кинотеатр, которые
находятся в другом конце города. Теперь это все ушло в прошлый век. В нашем
современном мире одно только слово зачаровывает «торговоразвлекательный центр».
Здесь можно отлично развлечься, удачно скупиться, отдохнуть в кафе, посетить кинотеатр
и сходить в салон красоты. Одним словом, тут найдут себя занять и взрослые, и дети.
В начале любой работы необходимо поставить цель:
Формирование социальных компетенций ребенка дошкольного возраста.
Исходя из цели выделили задачи:
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в
игре.
Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира.
Развивать умение распределять роли.
Формировать навыки культурного поведения в общественных местах
Учить подбирать для игры разнообразные предметы.
Основные цели и задачи, которые мы выполняла при проведении сюжетно – ролевых
игр: развивать умения ребёнка играть свободно общаться мо мверстниками и взрослыми;
развивать сюжет игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать
чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям
знания об окружающем, способствовать развитию воображения.
В плане воспитательной работы уделяли большое внимание формированию
самостоятельной, более развёрнутой сюжетноролевой игры детей с разными игрушками и
атрибутами.
В группе для проведения сюжетноролевых игр была создана предметно
развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами
(многие из которых мы сделали сами). Однако для развития игры недостаточно только
хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных
знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей
игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали такие методы и приемы как;
проводимые экскурсии и целевые прогулки; тематические беседы; рассказы о профессиях;
чтение художественной литературы; просмотр мультфильмов и презентаций;
разнообразные дидактические игры;
дидактические и
театрализованные игры. Были привлечены и родители, которые в свою очередь тоже
проводили беседы с детьми и посещали разнообразные заведения такие как салоны
красоты, детские кафе, кинотеатры и т.д.. Оказание родителями помощи в оформлении
игровых уголков.
показ иллюстраций;
Все эти методы и приемы были направлены на взаимодействия с детьми, они
становили содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к
сюжетноролевой игре. Наша задача была направить детей на обогащение игровых
действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми
за работой продавца в магазине, повара, официанта, корреспондента, организовали целевые
прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра и кондуктора, как
вести себя на автобусной остановке и в общественном транспорте. Во время наблюдения
обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин.Знакомила детей с названиями блюд. Как действует официант. Впоследствии играя, дети
не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот. Официант вежливо
предлагал меню и т.д..
В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие
как «Магазин», «Кукла Катя в парикмахерской», «День рождения Степашки» и т. п.
Это игры с кукольными персонажами мы использовали как средство наглядного примера
какихлибо действий. Такие игры непродолжительны по времени и позволили нам создать
эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со
сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось тем
детям, которые не желали вступать в контакт.
Затем мы проводили игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками
и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»).
Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь нам удалось
побудить детей принять роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое,
направленное друг на друга, общение. Наша роль как воспитателей заключалась в показе
действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не
остановился, нельзя ехать без билета, нельзя взять товар, не заплатив за него). Особое
внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было
приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу справиться с данной
ситуацией; как поблагодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким
моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга, не перебивать
и быть терпеливыми.
На протяжении всей работы мы отметили активное включение детей в игру,
контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно
включаться в игру, развивать сюжет, выбирать сомостоятельно необходимые для игры
атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать
правилам и требованиям в игре. Кроме того, в повседневной жизни дети стали чаще
употреблять
как «здравствуйте», «до
свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более
доброжелательными.
такие
слова
речи
в
Более положительных результатов можно добиться, действуя в тесном контакте с
родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка.
Нами был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование,
консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников –«Создаем условия для
игры дома», «Как привить ребенку дисциплину», «Играйте вместе с детьми», «Роль
игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление
папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в
изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей
интереса к игровой деятельности детей.
Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором
все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные
способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и
представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с
каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают
формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.
Работа по развитию навыков общения средствами сюжетноролевой игры будет
продолжена и далее. Совместно с родителями будут организовываться родительские
собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителямпримеры игр направленных на развитие навыков общения доступных для детей
дошкольного, это своего рода домашние задание.
Список литературы:
1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с
взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. М.: ДетствоПресс, 2008. 384 с.
2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие СПб: Питер,
2008. 272 с.
3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский //
Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62 68.
4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.:
Просвещение, 1996. 160с.
5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.
6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников:
методическое пособие. М.: АйрисПресс, 2004. 112 с.
7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для
родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетноролевые игры для детей дошкольного возраста:
методическое пособие. РостовнаДону: Феникс, 2008. 251с.
9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 27 лет – М.:
Просвещение, 2010. – 96 с.
10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. 384с.
11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989.
239 с.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986. 144 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. М: Педагогика, 1975. 265 с.
14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду:
пособие для воспитателя. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2009. – 96с.
15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя.
М.: Гном, 1990. – 160 с.
16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского
сада. М.: Просвещение, 1982. – 128 с.