Развитие личностных компетенций ребенка дошкольника через сюжетно-ролевую игру.

  • Семинары
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в активной деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. Дoшкольный возраст — это возраст становления эмоционально-волевой сферы личности и развитие таких регулятивных механизмов, как саморегуляция и самоконтроль.
Иконка файла материала Развитие личностных компетенций ребенка дошкольника через сюжетно-ролевую игру.docx
Развитие личностных компетенций ребенка дошкольника через сюжетно­ролевую игру. Подготовила:  Воспитатель  МДОУ «Детский сад «Рдничок» г. Надыма» Алябьева С.В. Игра – такое короткое слово, и такое ёмкое понятие. Понятие настолько глобальное и многоплановое, что на сегодня нет в науке единого определения данному явлению.  Игра выступает как своеобразная «зона ближайшего развития» ребенка (Д.Б. Эльконин): то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым   в   игровой   деятельности»;   «как   ведущая   деятельность   дошкольника, порождающая детское сознание» (А.Н. Леонтьев). Главным в период дошкольного детства является формирование и развитие ребёнка как   личности.   Личностные   качества   формируются   в   активной   деятельности,   а   в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно­ ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро. На сегодняшний   день   дети   дошкольного   возраста   в   общении   со   своими   сверстниками   и   с окружающими испытывают серьезные трудности. Эти дети не могут обратится за помощью к взрослому, не умеют ответить должным образом если к ним обращается сверстник. Они не могут поддержать разговор, не могут скоординировать и выразить свои мысли. В сюжетно­ролевой   игре   эффективно   воспитывается   умение   жить   и   действовать сообща,   оказывать   помощь   друг   другу, развивается чувство   коллективизма, ответственности   за   свои   действия.   В   процессе развития игры   ребенок   переходит   от простых,   элементарных,   готовых сюжетов   к   сложным,  самостоятельно   придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Ребенок учится играть вместе с другими детьми, а не рядом с ними. Он учится обходится без многочисленных атрибутов и пользоваться игрушками­заместителями. Начинает следовать правилам, какие сложные они бы ни были. Дoшкольный   возраст   —   это   возраст   становления   эмоционально­волевой   сферы личности и развитие таких регулятивных механизмов, как саморегуляция и самоконтроль. В   старшем   дошкольном   возрасте   развитие   способностей   к   личностной   саморегуляции определяется ходом развития игровой деятельности. В процесс саморегуляции личность включается   уже   всеми   своими   специфическими   процессами   и   свойствами.   Этими феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание личности. Дети начинают сами регулировать свое поведение правилами. Игра для детей ­это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и   самооздоровление   себя   через   игру,   и   координация   взаимоотношений   в системах «ребенок­ребенок», «ребенок­взрослый».   Детских   игр   большое   разнообразие   и особое место занимает сюжетно­ролевая игра, поскольку только она может включить в себя имитацию чьих­либо действий. В сюжетно­ролевых играх можно проверить и уточнить социальные знания, подготовиться к будущей жизни. На первом этапе нами была изучена литература о роли сюжетно­ролевой игры в развитии  навыков  общения  у детей  дошкольного возраста,  что  помогло  нам выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность.  Мы   изучили   работы   психологов   и   педагогов,   отметили  основные   структурные компоненты игры и особенности их развития. Знания, действия и общение, вот эти три необходимых   элемента   которые   обеспечат   интересную   игровую   деятельность.  Изучилимного   методической   литературы,   как   организовать   правильно   игровую   деятельность   и определилась с темой сюжетно­ролевой игры «Торгово­развлекательный центр». Жить в нашем мире­одно удовольствие. Как раньше было неудобно покупать вещи и продукты  в разных  магазинах.  Сделать  себе  прическу  и  сходить в  кинотеатр,  которые находятся   в   другом   конце   города.   Теперь   это   все   ушло   в   прошлый   век.   В   нашем современном   мире   одно   только   слово   зачаровывает   «торгово­развлекательный   центр». Здесь можно отлично развлечься, удачно скупиться, отдохнуть в кафе, посетить кинотеатр и сходить в салон красоты. Одним словом, тут найдут себя занять и взрослые, и дети. В начале любой работы необходимо поставить цель: Формирование социальных компетенций ребенка дошкольного возраста. Исходя из цели выделили задачи: ­ Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. ­ Умение поддерживать беседу. ­ Совершенствовать диалогическую форму речи. ­ Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре. ­Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира. ­ Развивать умение распределять роли. ­ Формировать навыки культурного поведения в общественных местах ­ Учить подбирать для игры разнообразные предметы. Основные цели и задачи, которые мы выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть  свободно общаться мо мверстниками и взрослыми; развивать   сюжет   игры,   приучать детей  соблюдать   во   время   игры   правила,   воспитывать чувство   доброжелательности.   Для   того   чтобы игра   развивалась необходимо   дать   детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. В   плане   воспитательной работы уделяли   большое   внимание   формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно­ролевой игры детей с разными игрушками и атрибутами.  В   группе   для   проведения сюжетно­ролевых   игр   была   создана   предметно­ развивающая   среда,  которая   наполнена   всеми   необходимыми   игрушками   и   атрибутами (многие  из  которых  мы  сделали  сами).  Однако для развития игры  недостаточно  только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.   Обогащению   игровых  сюжетов способствовали   такие   методы   и   приемы   как; проводимые экскурсии и целевые прогулки; тематические беседы; рассказы о профессиях; чтение   художественной   литературы;   просмотр   мультфильмов   и   презентаций; разнообразные   дидактические   игры;   дидактические   и театрализованные   игры.   Были   привлечены   и   родители,   которые   в   свою   очередь   тоже проводили   беседы   с   детьми   и   посещали   разнообразные   заведения   такие   как   салоны красоты, детские кафе, кинотеатры и т.д.. Оказание родителями помощи в оформлении игровых уголков.   показ   иллюстраций;   Все   эти   методы   и   приемы   были   направлены   на   взаимодействия   с   детьми,   они становили   содержанием   предварительной работы,  которая   подготавливала детей   к сюжетно­ролевой   игре.  Наша   задача   была   направить детей на   обогащение   игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой продавца в магазине, повара, официанта, корреспондента, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра и кондуктора, как вести себя на автобусной остановке и в общественном транспорте. Во время наблюдения обращала   внимание детей   на   то,  что   повар   приготовил   вкусный   завтрак,   обед,   ужин.Знакомила детей с названиями блюд.  Как действует официант. Впоследствии  играя, дети не   просто   ставили   кастрюли   на   плиту,   а «варили» суп,   компот.   Официант   вежливо предлагал меню и т.д..  В   начале   были   выбраны   более   простые   по   содержанию   игры   такие как «Магазин», «Кукла Катя в парикмахерской», «День рождения Степашки»  и т. п. Это игры с кукольными персонажами мы использовали как средство наглядного примера каких­либо действий. Такие игры непродолжительны по времени и позволили нам создать эмоциональный   настрой   в   группе,   вызвать   желание   у детей вступать   в   контакт   со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось тем детям, которые не желали вступать в контакт. Затем мы проводили игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь нам удалось побудить  детей  принять  роли   на  себя,  таким   образом,  дети  были  включены   в  прямое, направленное друг на друга, общение. Наша роль как воспитателей заключалась в показе действий,   эмоций,   объяснении   правил   (нельзя   выходить   из   автобуса,   если   он   не остановился, нельзя ехать без билета, нельзя взять товар, не заплатив за него). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу справиться с данной ситуацией;  как поблагодарить за оказанную услугу.  Так  же уделялось  внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга, не перебивать и быть терпеливыми. На   протяжении   всей работы мы  отметили   активное   включение детей   в   игру, контакты   стали   более   продолжительными   и   устойчивыми,   дети   начали   самостоятельно включаться   в   игру, развивать   сюжет,   выбирать   сомостоятельно   необходимые   для   игры атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам   и   требованиям   в   игре.   Кроме   того,   в   повседневной  жизни  дети   стали   чаще употреблять как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»,   отношения   со   сверстниками   стали   более доброжелательными. такие слова речи       в     Более положительных результатов  можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями,   обогащение   их   знаниями   об   особенностях   игровой   деятельности   ребенка. Нами   был разработан план   взаимодействия   с   родителями,   включающий   анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников  –«Создаем условия для игры  дома», «Как привить  ребенку дисциплину»,  «Играйте вместе  с детьми»,  «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок   передвижек,   привлечение   к   участию   в   досугах   и  развлечениях,   помощь   в изготовлении   атрибутов   для   игр.   Вся   эта работа   способствовала   развитию у   родителей интереса к игровой деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет  индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений,   что   необходимо   для   дальнейшей   эффективной работы воспитателя   с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать   у детей позитивное   отношение   к   миру,   добрые   взаимоотношения   со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО. Работа   по   развитию   навыков   общения   средствами   сюжетно­ролевой   игры   будет продолжена   и   далее.   Совместно   с   родителями   будут   организовываться   родительские собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителямпримеры   игр   направленных   на развитие   навыков   общения   доступных   для   детей дошкольного, это своего рода домашние задание. Список литературы: 1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с  взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. ­ М.: Детство­Пресс, 2008. ­ 384 с. 2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: учебное пособие ­ СПб: Питер,  2008. ­ 272 с. 3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский //  Вопросы психологии. ­ 1966. № 6. С. 62 ­ 68. 4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. ­ М.:  Просвещение, 1996. ­ 160с. 5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с. 6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников:  методическое пособие. ­ М.: Айрис­Пресс, 2004. ­ 112 с. 7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для  родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. 8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно­ролевые игры для детей дошкольного возраста:  методическое пособие. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2008. ­ 251с. 9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2­7 лет – М.:  Просвещение, 2010. – 96 с. 10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. ­ 384с. 11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками ­М.: Педагогика, 1989. ­ 239 с. 12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения ­ М.: Педагогика, 1986.­ 144 с. 13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. ­ М: Педагогика, 1975. ­ 265 с. 14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду:  пособие для воспитателя. ­ М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 2009. – 96с. 15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. ­ М.: Гном, 1990. – 160 с. 16. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского  сада. ­ М.: Просвещение, 1982. – 128 с.