Развитие логического мышления при изучении умножения и деления
Изучение умножения и деления является основой курса математики для 2-го класса. Занковская методика изучения этих действий строится так, чтобы овладение ими было сосредоточено вокруг определѐнных вопросов: связи умножения со сложением, переместительного и распределительного закона умножения, связи между умножением и делением.
Понимание связи между сложением и умножением существенно помогает построить систему знаний, вытекающих друг из друга, а также овладеть различными способами нахождения значения произведений. Знание переместительного закона умножения значительно сокращает количество случаев умножения, которые нужно запоминать. Понимание связи между умножением и делением даѐт возможность каждый случай умножения связать с соответствующими случаями деления. Это делает ненужным специальное запоминание случаев табличного деления. Основные положения об изучении сложения и вычитания, изложенные в соответствующем разделе методических рекомендаций для первого класса, сохраняются и для темы «умножение и деление».
Действие умножение вводится как особый случай сложения – сложения одинаковых чисел. Начало работы лучше связать с заданиями, в которых используются группы реальных предметов или их изображений.
1.Рассмотри
рисунок: - Что ты можешь сказать о количестве яблок на ветках?
- Как узнать, сколько яблок на всех ветках вместе? Запиши действие. (4+5+6).
2.Рассмотри рисунок:
-
Что можно сказать о количестве яблок на этих ветках?
- Сколько всего яблок на этих ветках? Запиши действие. (5+5+5).
- Сравни записанные выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
Запиши ещѐ две суммы, похожие на первую сумму, и две, похожие на вторую.
Сравнение выражений, соответствующих предложенным ситуациям, подведѐт детей к осознанию особенности суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Затем можно перейти к оперированию только суммами, состоящими из равных или неравных слагаемых. Результатом проводимых наблюдений является выделение сумм с одинаковыми слагаемыми в особую группу.
Умение выделять такие суммы можно считать основанием для перехода к изучению умножения. Установить этот момент помогут задания на классификацию. Например: на какие две группы можно разделить все эти суммы? Запишите каждую группу в отдельный столбик.
7+9+5 4+14+24+44 6+6
19+19+19 12+15+10
7+7+7+7+7 54+45
Таким образом, первый этап изучения новой темы включает знакомство с особыми суммами, их выделение в особую группу, введение определения действия умножения, формы записи этого действия. Дети узнают названия компонентов умножения, результаты выполненного действия. Овладевают умением заменять сложение умножением и выполнять обратную операцию.
Деление рассматривается как действие обратное умножению, когда по известному значению произведения и одному множителю нужно найти второй множитель. Общее направление работы с этим действием аналогично приѐмам работы с вычитанием. Дальнейшее изучение темы включает два основных вопроса: изучение табличного умножения и деления и изучение умножения и деления двузначных и трѐхзначных чисел на однозначное число (внетабличное умножение и деление). Табличное умножение и деление.
Составление таблицы умножения начинается с выделения из таблицы сложения сумм с одинаковыми слагаемыми. Таким образом, в отличие от общепринятого подхода к началу составления таблицы умножения, когда число 2 умножается на все однозначные числа, в данном случае дети знакомятся в первую очередь с умножением всех однозначных чисел на 2. Такой подход к составлению таблицы принципиально важен, так как он способствует осуществлению одного из основных положений системы – активному использованию ранее приобретѐнных детьми знаний при изучении нового материала, а также углубляет понимание связи между действиями. Так же как при составлении таблицы сложения, в работе по составлению таблицы умножения можно выделить несколько этапов:
- первый этап заключается в преобразованиях предложенных в заданиях выражений: последовательно составляются отдельные столбики таблицы умножения. Параллельно с этой работой дети знакомятся с переместительным законом умножения;
- на основании переместительного закона умножения дети выполняют сокращение составленной части таблицы до необходимого минимума;
- третий этап заключается в дальнейшем составлении таблицы умножения с использованием уже накопленного опыта, т. е. сокращение таблицы происходит при составлении каждого отдельного столбика. В таблицу вносятся только те строчки, необходимые для заучивания. Полученная краткая таблица записывается на отдельный листок, наклеивается на картон и используется в качестве справочного материала.
Параллельно с изучением умножения вводится и действие деления. Уже с первых шагов дети должны воспринимать деление как действие, связанное с умножением обратной зависимостью.
Этому способствует рассмотрение их на одном и том же материале. Такой вариант представлен в задании, где дети сначала получают отрезок одинаковой длины, а затем выполняют обратную операцию. Начерти отрезок 6 см. Начерти сумму двух таких отрезков. Запиши сумму числами. Каким ещѐ действием можно найти сумму? – 4 см и т. д.
6+6=12 6 · 2=12
4+4+4=12 4 · 3=12
3+3+3+3=12 3 · 4=12
2+2+2+2+2+2=12 2 · 6=12
1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12 1 · 12=12
- Начерти отрезок 12 см. Раздели его пополам. И т. д.
Знакомя учащихся с действием деления, мы стараемся представить его с разных точек зрения: рассматривать случаи деления на равные части, деления по содержанию, кратное сравнение чисел. Осознание связи между умножением и делением даѐт возможность значительно разгрузить память детей, избавив их от специального запоминания результатов деления в пределах таблицы умножения.
Так же как и при изучении сложения и вычитания большое значение для осознания взаимосвязи между умножением и делением имеет решение простейших уравнений (а · х = в, х · а
= в, а : х = в, а : а = в).
Внетабличное умножение и деление на однозначное число.
Расположение материала в программе 2 класса позволяет изучать эту тему одновременно на множестве и 2-значных и 3-значных чисел. Используется возможность выполнения действия не со всем числом в целом, а с отдельными его частями (т. е. замена числа суммой нескольких слагаемых на основе таблицы умножения).
На примере выполнения умножения круглых десятков и сотен на однозначные числа начинает формироваться понимание использования таблицы умножения для получения значения произведений внетабличных случаев. Объединение этих двух линий работы даѐт выход к знакомству с умножением любых чисел на однозначное число. На этом этапе дети начинают выполнять умножение не более чем однозначных чисел на 3-значные. Однако можно попытаться предложить ученикам выполнить умножение на однозначное число и чисел, имеющих большее число разрядов. Такой выход за пределы изученного множества чисел является наиболее эффективным способом установления осознанности и глубины понимания изученного материала. На первом этапе изучения, как умножения, так и деления на однозначное число дети обязательно выполняют подробную запись:
147 · 3 = (100+40+7) ·3 = 100 · 3 + 40 · 3 + 7 · 3 = 300+120+21 = 441
Только тогда, когда такая запись будет выполняться вполне сознательно всеми учащимися класса, учитель знакомит их с записью в столбик.
При изучении умножения не следует выстраивать различные случаи по трудности. Лучше использовать другой принцип построения материала: разобрать общие подходы к выполнению действий без дифференцирования по степени трудности предлагаемых произведений, а затем проводить сравнение различных частных случаев для выявления степени их сложности.
(Например, случаи без перехода через разряд и с переходом; с одним переходом через разряд и с 2 переходами; с нулями в многозначном множителе и без нулей и т. д.).
Изучение деления строится в той же логике, что и умножение. Однако здесь важно выделить ещѐ одну дополнительную линию наблюдения за процессом выполнения действий: случаи выделения в делимом разрядных и удобных слагаемых.
Среди большого количества учебников математики для начальных классов выбор, к сожалению, не всегда делается в пользу «развивающих» учебников. Упрѐки по отношению к «развивающим» учебникам, в основном, сводятся к тому, что эти учебники содержат недостаточное количество упражнений, направленных на формирование вычислительных навыков. Говоря об этом, большинство учителей сетует на отсутствие «столбиков примеров», обычно рассматриваемых как определѐнный вид заданий, в процессе выполнения которых у детей формируются вычислительные навыки.
Формирование прочных навыков в условиях развивающего обучения имеет свои особенности, которые надо учитывать при анализе «развивающих» учебников и в процессе подготовки и проведения уроков по ним. Среди этих особенностей можно назвать нацеленность на формирование обобщѐнных способов действий, самостоятельный поиск новых способов действий и отказ от однообразных тренировочных упражнений. Однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению алгоритма вычислительного приѐма, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым способом, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок. Предлагаю систему таких упражнений данной темы.
1. Выбери те выражения, в которых многозначное число умножается на однозначное:
2 · 3 203 · 3 213 · 1 23 · 10 2130 · 3
23 · 3 2345 · 2 213 · 0 23 · 11 213 · 9
213 · 3 3 · 2543 29 · 9 213 · 10 213 · 6
- Значения каких выражений ты можешь найти? - Замени, где можно, умножение сложением и найди значение выражений. (Некоторые учащиеся могут решить большинство выражений, используя замену произведения суммой, опираясь на распределительное свойство умножения, правило умножения числа на 0, 1, 10). После этого предлагается следующее задание.
|
213 213 |
|
- Можно ли утверждать, что обе записи верны? |
|
213 х 5 |
|
- Что обозначают числа в каждом выражении? |
|
х 213 1.065 |
|
Далее алгоритм письменного умножения несколько раз |
|
213 |
|
прозвучит на уроке при выполнении следующего задания. |
|
213 1.065 |
|
(Можно использовать и работу в парах и фронтальную). |
2. Сравни записи:
3. Объясни, как выполнено умножение:
321 203 234 234 7981 2056 80409 5002 8567 55555 х 2 х 3 х 4 х 7 х 8 х 4 х 3 х 6 х 9 х 5 642 609 936 1638 63848 8224 241227 30012 77103 277775 Особенности записи компонентов «в столбик» при умножении и сложении рассматривается в задании 4.
4. Чем похожи и чем отличаются записи? Все ли записи выполнены верно?
213
213 +213 213 213 213 213 210 х 3 213 х 3 х 3 х 6 х 6 х 6 639 639 216 243 1278 1278 1260
5. Выполни умножение «в столбик»:
|
479 значение |
479 |
478 |
478 |
|
Сравни выражения верхнего ряда. На сколько |
|
х 6 |
х 5 |
х 4 |
х 3 |
|
первого выражения больше значения второго? |
|
|
|
|
|
|
На сколько значение четвертого выражения меньше |
|
2874 |
2874 |
2875 |
2875 |
|
значения третьего? |
|
х 2 |
х 3 |
х 4 |
х 5 |
|
|
Это задание позволяет не только совершенствовать вычислительные умения, но и содержит дополнительное указание сравнить значения некоторых выражений. При этом одни учащиеся будут из большого результата вычитать меньший, а другие, опираясь на смысл действия умножения, дадут ответ без вычислений. Отличительной особенностью этого и следующих заданий является то, что каждое из этих заданий дополняется различными вопросами, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся и устанавливают связь между содержательным аспектом обучения и формированием вычислительных умений.
6. Вставь цифры в «окошки» так, чтобы запись была верной:
6082 2030□ 147306 69□47 701□
х 7 х 4 х □ х □ х 4
42□7□ 8□□28 5□92□4 4□5429 280□4
Для каждого выражения есть два способа постановки цифр. Найди оба способа. (Это важно для последнего столбика. Последней цифрой 1-го множителя может быть 1 или 6).
7.Найди значение выражений:
387 · 2 596 · 4 789 · 3 1298 · 5 7657 · 4
Догадайся, как, используя полученные результаты, найти значения следующих выражений, не выполняя действия умножения:
387 · 4 596 · 3 789 · 9 1298 · 10 7657 · 6
387 · 6 596 · 2 789 · 6 1298 · 15 7657 · 2
Проверь результаты с помощью действия умножения.
(789 · 3 + 789 · 3 или 789 · 9 - 789 · 3; 7657 · 6 - 7657 · 4 или 7657 · 4 – 7657 – 7657) 8.Найди ошибки в вычислениях:
8594 40567 8004 6387 5009 х 5 х 8 х 9 х 4 х 9
40550 325536 7236 2548 45881
8352 2003 2345 84395 978 х 7 х 9 х 3 х 7 х 8
58464 18007 9255 589765 7374 9.Вычисли:
1023 · 2 2013 · 2 Сравни столбики. Что у них общего? Составь такой же столбик, 1032 · 2 2031 · 2 используя цифры 3. 0, 2, 1 так, чтобы в первом множителе было 1203 · 2 2103 · 2 3 тысячи.
1230 · 2 2130 · 2
1302 · 2 2301 · 2
1320 · 2 2310 · 2
10.Догадайся, как, не вычисляя значений произведений, выбрать из чисел, записанных справа, правильные ответы?
12.678 · 3 45.030
101.230 · 3 5.056
1.495 · 4 38.034 Проверь себя, выполнив умножение столбиком.
7.495 · 4 5.980
1.013 · 5 303.690
9.006 · 5 28.980 (29.980)
При выполнении 10-го задания учащиеся знакомятся с некоторыми способами «прикидки» результата.
Итак, процесс выполнения каждого задания, который направляется специальными вопросами, нацелен на развитие мыслительных операций. Развивающую функцию имеет не только каждое задание в отдельности, но и вся система в целом. Задания располагаются в определѐнной последовательности и связаны между собой. Имеет место постепенное усложнение заданий и повышение уровня самостоятельности учащихся в процессе их выполнения. Все задания рассматривают разные аспекты изучаемого вычислительного приѐма во взаимосвязи с ранее усвоенными знаниями, умениями и навыками и обеспечивают осознанное усвоение алгоритма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.