Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
химия
8 кл—11 кл
18.10.2018
Аннотация:
В своей работе я столкнулась с низкой мотивацией к обучению у большой части учащихся. Учащиеся, не умеющие четко построить ответ, с низким уровнем осознанного чтения, не могут отследить причинно-следственные связи, применить знания на практике и, как следствие, низкая мотивация к учению. Поэтому мною выбраны технологии, способные активизировать познавательную деятельность учащихся, помочь в развитии логического мышления, формировании умственной активности школьников.
Химия - прикладная наука. Поэтому основной в моей работе, стала технология проектной деятельности. Применение данных технологий позволило мне повысить интерес к изучению химии.Аннотация:
В своей работе я столкнулась с низкой мотивацией к обучению у большой части учащихся. Учащиеся, не умеющие четко построить ответ, с низким уровнем осознанного чтения, не могут отследить причинно-следственные связи, применить знания на практике и, как следствие, низкая мотивация к учению. Поэтому мною выбраны технологии, способные активизировать познавательную деятельность учащихся, помочь в развитии логического мышления, формировании умственной активности школьников.
Химия - прикладная наука. Поэтому основной в моей работе, стала технология проектной деятельности. Применение данных технологий позволило мне повысить интерес к изучению химии.
ПЕдагогические чтения Егорова Г.Н. МОУ СОШ 26.doc
Егорова Галина Николаевна
учитель химии МОУ "СОШ № 26" г. Воркуты
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной
программы по химии через проектную деятельность
Аннотация:
В своей работе я столкнулась с низкой мотивацией к обучению у большой
части учащихся. Учащиеся, не умеющие четко построить ответ, с низким
уровнем осознанного чтения, не могут отследить причинноследственные связи,
применить знания на практике и, как следствие, низкая мотивация к учению.
Поэтому мною выбраны технологии, способные активизировать познавательную
деятельность учащихся, помочь в развитии логического мышления,
формировании умственной активности школьников.
Химия прикладная наука. Поэтому основной в моей работе, стала
технология проектной деятельности. Применение данных технологий позволило
мне повысить интерес к изучению химии.
In my work, I faced a low motivation to learn from a large part of the students.
Students who do not know how to build a clear answer, with a low level of informed
reading, cannot track the causeeffect relationships, apply knowledge in practice and,
as a consequence, low motivation for learning. Therefore, I have chosen technologies
that can activate cognitive activity of students, help in the development of logical
schoolchildren.
thinking,
activity of
mental
the
formation of
Chemistry is applied science. Therefore, the main thing in my work was the
technology of project activity. The application of these technologies allowed me to
increase interest in studying chemistry. Так как основой современного образования является развитие ребенка как
компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности:
учеба, познание, коммуникация, профессиональнотрудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поэтому основным направлением своей
профессиональной деятельности считаю создание условий для успешного
формирование личности ученика, его способности адаптироваться в
современном информационном пространстве.
В своей работе, я столкнулась с низкой мотивацией к обучению у большой
части учащихся.
Учащиеся, не умеющие четко построить ответ, с низким уровнем
осознанного чтения, не могли отследить причинноследственные связи, плохо
владели навыками счета. Кроме того, очень явной стала проблема заучивания
формул, знаков, применения законов химии на практике решения задач и
составления уравнений реакции.
Особенно ярко это проявляется в 8 классе, когда переходим на отработку
навыков составлять формулы веществ, составление уравнений химических
реакций. Дети стали жаловаться, что не могут запомнить алгоритм составления
формулы, расстановки коэффициентов. Я понимала, что жесткие методы ничего
не дадут. Для решения этой проблемы я выбрала семь направлений:
1. Создание «Ситуации успеха»: хвалить ребенка за каждое правильно
выполненное действие, не ругать за неправильный ответ, а объяснять в чем
ошибка. Ни один ответ ребенка не должен остаться без внимания.
2. Изучение материала, по мере возможности, перевести в практическую
плоскость: с помощью мини исследований самим проверять правильность
химических законов, тогда законы запоминаются легче.
3. Привлечение ЭОР: красивая картинка запомнится лучше рисунка на доске, а
видеоролик запомнится лучше, чем нудный текст. 4. Решение химических задачи с неординарным условием. Если задача
начинается, например, фразой «Вам нужно сварить компот.....», то она не только
поднимает настроение, а пробуждает в учениках интерес к задаче, тогда и
формулы запоминаются проще. Небольшой список таких задач привожу в
приложении.
5. Объяснение нового материала провожу в режиме диалога, позволяя ребятам
результат
активно включаться в процесс,
эксперимента, давая им возможность предложить новые пути изучения
предугадывая,
например,
проведения эксперимента, создавая на уроках ситуацию партнерства.
6. Изучение химических явлений производила на жизненных примерах, давая
возможность подростку «включить» жизненный опыт, показать роль химии в
жизни.
7. Подбор заданий для каждого класса с учетом уровня развития учеников.
Эти направления нарабатывались годами, путем проб и ошибок. Нужна была
технология, способная помочь в решении проблем.
Химия прикладная наука. Поэтому основной в моей работе, стала
технология проектной деятельности. Применение данных технологий в урочной
и внеурочной деятельности, позволило мне повысить интерес к изучению химии,
а также развить метапредметные связи.
Внеурочная деятельность учителя – это специально организованная
работа, которая позволяет решать огромное количество задач, не всегда
«вписывающихся» в рамки урока. Работу по во внеурочной деятельности,
провожу согласно программе работы, которая базируется на принципах
доступности, вариативности, учете возрастных особенностей, научности,
наглядности, свободы выбора. Учет данных принципов работы позволяет
достигать поддержания интереса учащихся к изучению предмета, привлекать к
участию во внеурочной деятельности, осуществлять работу с детьми, имеющими
разный уровень интереса к изучению химии. Организации внеурочной работы с учащимися по химии на основании
принципов систематичности, научности, доступности, вариативности и свободе
выбора позволяет обеспечить высокий процент охвата учащихся внеурочной
деятельностью.
Проведение факультативных занятий способствует расширению знаний
учащихся, повышению их химической грамотности. Большой потенциал
формирования личности и знаний учащихся по предмету имеет проектная
деятельность, поэтому это направление в моей работе является очень значимым.
С 20142016 учебного года, в рамках внеурочной деятельности, веду
метапредметные курсы: "Экология Коми края", "Краеведение", "Экология
Республика Коми", "Экологические проблемы Республики Коми и пути их
решения". Данные курсы позволили расширить круг учащихся, проявляющих
интерес к изучению предмета химии и выполнения различных проектов.
Но, в своей работе я столкнулась с тем, что большинство обучающихся
практически не умеют работать с информацией: проводить аналогию,
классифицировать, обобщать информацию; не могут отследить причинно
следственные связи; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной
статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку.
Для выявления способности к обучению у обучающихся 8 класса, с 2014
года я провожу первичную диагностику. Для этого использую: «Краткий
ориентировочный тест» В.Н.Бузин (это адаптированный тест А.С.Отиса Э.Ф.
Вандерликоа).
Это миниисследования показывают, что развитие мыслительных спо
собностей школьников это актуальная проблема, которую необходимо решать.
Использование технологии проектной деятельности позволило решить и эту
проблему.
Основы этой технологии я вижу в следующем:
не объем знаний или количество информации является целью образования, а
то, как ученик умеет управлять этой информацией (заниматься поиском, из потока информации выделять главное, находить в ней смысл, применять в
жизни);
не получение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается
в процессе обучения;
совместный поиск решения проблем учителя и обучающего.
Так как моей целью является развитие метапредметных УУД и повышение
мотивации к изучению химии, считаю наиболее эффективным использование
метода проектов.
Использование метода проектов
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед образованием
новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном
обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их
и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных
ситуациях.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих
способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне
является организация проектной деятельности. Следовательно, возникает
вопрос: как эффективно организовать проектную деятельность ? Роль педагога в
проектной деятельности своеобразна. Главное правило, о котором должен
помнить учитель: «Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их
транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий
вдохновитель для проектной деятельности учащихся».
Зачем нужно заниматься проектной деятельностью? Какие задачи она решает?
1.Узкопрактические: получение информации по определённой теме.
2.Обучающие: повышение уровня познавательной, коммуникативной и других
компетенций ученика.
3.Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие
этого, общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание по
требности к самообучению и саморазвитию. Проект это метод обучения, который ориентирован на достижение целей
самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно
большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает
столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Проектную деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках
урочной деятельности со всеми учащимися и внеурочной деятельности, с
детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде
работы. В нашем естественно научном лицее осуществляется работа по этим
двум направлениям, но работа во внеурочной деятельности более актуальна, так
как дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои
стремления и способности.
Развитие творческой активности является ведущим компонентом в
развитии интеллектуальных умений обучающихся и способностей на уроке и
внеклассной работе. С педагогической точки зрения проектирование – это
творческая деятельность:
проблемная по форме предъявления материала;
практическая по способу его применения;
интеллектуально нагруженная по содержанию;
самостоятельная по характеру добывания знания;
соревновательная по условиям представления.
Применение проектного метода развивает активное самостоятельное мышление
учащихся и учит не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает
школа, а уметь применять их на практике.
В своей работе широко использую метод проектов в урочной и внеурочной
деятельности, основываясь на общеметодическую схему создания проектов,
предложенную Е. С. Полат. Для меня этот метод является одним из
действенных способов организации самостоятельной активной познавательной
деятельности учащихся. Сначала обучающиеся выполняли проекты в письменной форме в виде докладов,
газет, плакатов, журналов, буклетов, мини книжек, в дальнейшем они стали
широко использовать ИКТ и оформлять проекты в форме мультимедийных
презентаций.
Результативность использования в педагогической деятельности технологии
проектной деятельности и исследовательских методов подтверждается:
1. Возрастанием мотивации к изучению химии. Об этом свидетельствуют данные
мониторинга проведенного на основе «Методики изучения отношения к
учебным предметам» Казанцевой, позитивной динамикой участия учащихся в
различных конкурсах, конференциях различного уровня, выставках творческих
работ.
2. Результаты диагностики свидетельствует о положительных результатах
применения элементов здоровьесберегающих технологий: психоразгрузочных
пауз, релаксации, валеологических пауз.
Технология проектной деятельности, с моей точки, более универсальна и не
всегда требует длительной подготовки, так как смена приемов обеспечивает
высокий уровень заинтересованности учащихся, поэтому данную технологию
использую с первых уроков химии в 8 классе.
Использование педагогических технологий в работе реализуется с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей школьников, служит задачам
развития универсальных учебных действий учащихся.
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Развитие метапредметных результатов освоения образовательной программы по химии через проектную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.