Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии
Оценка 5

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
8 кл—11 кл
04.05.2018
Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии
Данная статья посвящена вопросам формирования системы повышения мотивации учебной деятельности, являющейся побуждающей силой процесса обучения и обеспечения его результативности. В работе раскрываются особенности мотивации учебной деятельности, критерии её сформированности. Для достижения эффективности образовательного процесса в плане развития мотивации предлагаются различные технологии, средства и методы.Данная статья посвящена вопросам формирования системы повышения мотивации учебной деятельности, являющейся побуждающей силой процесса обучения и обеспечения его результативности. В работе раскрываются особенности мотивации учебной деятельности, критерии её сформированности. Для достижения эффективности образовательного процесса в плане развития мотивации предлагаются различные технологии, средства и методы.
Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии.docx
Султангулова Лениана Павловна, учитель химии ВКК  МАОУ­СОШ № 93 город Екатеринбург Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии На   данный   момент   современная   школа   находится   на   стадии динамического   обновления,   постоянно   происходит   совершенствование содержания,   организационных   форм,   а   также   инновационных   технологий обучения.   Это   делается   не   только   для   того,   чтобы   дать   новый   и   более совершенный материал, но и для того, чтобы сделать его более удобным для изучения.  Но всё равно учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. В настоящее   время   учащиеся   средней   общеобразовательной   школы   должны иметь     не   только   определенный   багаж   знаний,   навыков   и   умений,   но   и обладать   способствующим самообразованию   в   процессе   учебной   деятельности.   По   этому,   основной задачей   учителя   в   школе   является   создание   психолого­педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.   богатым   внутренним   потенциалом, Постоянно ведутся поиски методического характера, направленного на повышение   общего   уровня   усвоения   материала   учебного   предмета   и преобразование   учебного   материала   в   развивающий   компонент   личности учащегося.   Данные   разработки   направлены   на   повышение   уровня познавательной   самостоятельности,   решение   задач,     связанных   с   учебно­ познавательными проблемами, которые активизируют  процесс обучения. За всем этим стоит стремление педагогов сформировать достаточно устойчивую мотивацию учения, которая станет побуждающей силой процесса учения и обеспечения его результативности.      но знаниями, Представляется актуальным вопрос «что побуждает процесс учения»? Важно при этом учитывать, что под учением понимается не просто процесс овладения   применения.  Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого   ряда   условий   и   факторов,   главными   из   которых   являются потребности.   Сами   потребности   вызывают   причины   поступков   человека, которые   психологами   называются   мотивами.   Совокупность   тех   или   иных мотивов составляет мотивацию личности.   и   умение   их Мотивация   учебной   деятельности — это   совокупность   мотивов, которые   в процессе   своего   взаимодействия   детерминируют   активность субъекта   в образовательном   процессе   и обеспечивают   профессиональную направленность саморазвития. Именно   развитие   мотивации   у   учащихся   в   процессе   учебной деятельности   —   это   процесс   изменения   структуры   соподчинения   учебных мотивов,   в   которых   актуальными   становятся   мотивы   самообразования, саморазвития, а также овладения профессией. Помимо указанного, мотивации учения   определяются   изменением   отношения   учащихся   ко   всей образовательной  деятельности  — от  отрицательного  (в некоторых  случаях нейтрального) до положительного (проявляется в их активности, творческой и личностной деятельности). На   основе   общей   мотивации   учебной   деятельности   у   школьников,   в частности,   старших   классов   формируется   особое   отношение   к   различным учебным   предметам   и   непосредственно   к   изучению   химии.   Оно обусловливается:   важностью   предмета   для   профессиональной   подготовки; интересом к определенной отрасли знаний и к данному предмету как ее части; качеством   преподавания   и   удовлетворенностью   занятиями   по   данному предмету;   мерой   трудности   данного   предмета   исходя   из   собственных способностей;   взаимоотношениями   с   преподавателями   данного   предмета   и т.д.  К   особенностям   мотивации   учебной   деятельности   учащихся   можно отнести:  ­   тенденцию   к   доминированию   мотивов   овладения   новыми   знаниями,  ­   работы,  ­ усиление установки на положительные жизненные условия и материальную обеспеченность через профессиональную деятельность.   появление   стремления   к   получению   образования, Критериями   сформированности   мотивации   учебной   деятельности школьника   выступают   внутренние   и внешние   показатели,  характеризующие его   учебную   деятельность.   Внешними   показателями   являются   высокая успеваемость   по   учебной   дисциплине,   творческий   подход   к выполнению учебных   заданий,   высокая   активность   на занятиях,   инициативность, проявление   интереса   к изучаемому   предмету.   К внутренним   показателям относятся   готовность   личности   к самообразованию   и саморазвитию, получению   дополнительных   знаний;   устойчивое   стремление   к овладению знаниями. Условия развития мотивации учебной деятельности школьников:  признание учащегося субъектом образовательного процесса;  формулирование образовательных целей в соответствии с личностными особенностями   школьников,   создание   ситуаций,   стимулирующих мотивы   самовоспитания, самообразования школьника; самоактуализации,   саморазвития,    создание   позитивного   эмоционального   фона   образовательной деятельности;  осуществление   оперативного,   объективного   контроля   и организация самоконтроля   эффективности   развития   школьников   в процессе интерактивного взаимодействия; обеспечение полноценной, позитивной обратной связи. Химия – один из самых сложных предметов курса обучения в средней школе.   Интенсификация   учебного   процесса,   определяемая   содержанием нового  базисного учебного  плана,  сделала  процесс  обучения химии весьма затруднительным для большинства учащихся. Решение   проблемы   развития   мотивации   учебной   деятельности школьников   может   быть   оптимально   реализовано     при   выполнении совокупности   педагогических   условий,   то есть   организаторских   усилий педагога в ходе образовательного процесса: –  выбор темпа и последовательности изучаемого материала  в границах оговоренного со школьником времени; –   осуществление   косвенного   систематического   контроля   над ходом работы   обучаемого   позволяет   устранить   ощущение   навязанности   учебной деятельности, что стимулирует внутренние мотивы учения; –   организация   коллективной   и групповой   деятельности   школьников с использованием во время урочной и внеурочной учебной деятельности; –   создание   благоприятного   психологического   климата   на занятии за счет   позитивных   оценочных   суждений   педагога   в процессе   освоения учеником учебного материала, поощрениями и советами повторить тот или иной раздел, преобладание положительной оценки действий школьника; –   применение   инновационных   педагогических   технологий   с   учетом принципа целесообразности; – применение техники  «самооценка учащегося». Выявлены противоречия между: –   постоянно   растущим   объемом   содержания   образования   и соответственно ограниченными возможностями его передачи и усвоения; – преимущественно фронтальной передачей учебного материала и его первичным индивидуальным освоением;   фрагментарность   мышления, – социальными  позициями обучающих и обучаемых. Причиной   неуспешности   многих   учащихся являются   особенности интеллектуальных   функций:   низкая компетентность   чтения,   недостаточная   аналитическая   и   синтезирующая деятельность   и   недостаточность   логичности   мышления.   В   связи   с   этим важнейшей   стороной   обучения   я   считаю   развитие   тех   сторон   личности, которые   характеризуют   интеллектуальный   ее   уровень.   Химия   –   предмет, определяющий естественно – научное мировоззрение и требующий целостного представления,   серьезного   осознанного   отношения   и   формирования соответствующей стратегии деятельности. При фрагментарности мышления данные перспективы становятся призрачными. Что бы эти учащиеся скорее оказались в ситуации «успешности»,  необходимо  включение их во все виды мыслительных операций. Для   достижения   эффективности   образовательного   процесса,   в плане развития мотивации, могут использоваться различные технологии, средства и методы. Главное условие выбора: соблюдение принципов целесообразности, эффективности, здоровьесбережения. 1.   ИКТ   –   средство   развития   мотивации   учебной   деятельности.   Это может   быть   как   «совокупность   средств   ИКТ»,   так   и «отдельное   средство ИКТ»  2.   Активизация   познавательной   деятельности   учащихся   путем организации   работы   с   дидактической   моделью.   Организованная   работа   с дидактическими   моделями   гарантирует   переход   от   репродуктивного   к творческому уровню результатов обучения по предмету. 3. химии   позволяет   Алгоритмический   подход   в   преподавании   систематизировать   знания   и   умения   учащихся,   развивает   их   творческие   и интеллектуальные   способности.   Использование   компьютерных   технологий делает данный метод более эффективным.  4. Алгоритмический подход  позволяет:  Устанавливать   причинно­следственные   связи,   что   является   одной из основ развивающего обучения,  Способствует формированию логического мышления у учащихся,  Позволяет систематизировать учебный материал,  Развивает творческое мышление учащихся,  Формирует интерес у учащихся к предмету посредством использования современных технических средств обучения. При комплексном решении педагогических задач наибольший эффект дает сочетание приемов, одни из которых характерны для методики химии (связь   с   техникой   и   жизнью,   другими   общеобразовательными   предметами, использование   исторических   сведений,   демонстрация   физических   и химических   явлений,   показ   логики   вывода   и   структурной   стройности  формул), а другие ­ основаны на особенностях конкретной школы (близость производства,   прикладное   содержание   химических   задач,   применимость химических знаний на практике производства и т.п.). После   изучения   каждой   темы    делаются   выводы   об   адекватности применяемых средств и методов уровневым особенностям сформированности воспитываемых личностных свойств у учащихся. Весь цикл занятий темы или раздела   завершается   общим   итогом   на   предмет   мотивационно­ самоорганизационных   возможностей   учебного   процесса,   последующей коррекцией. На   основании   всего   вышеперечисленного   четко   выстраиваются следующие компоненты будущей системы мотивации учебной деятельности: Целевой   компонент содержит   в   себе   такие   целевые   ориентации   как: овладение   учебным   материалом   как   самостоятельной   ценностью, формирование   готовности   школьников   к   удовлетворению   возникших познавательных потребностей, обеспечение высокого мотивационного уровня изучаемого учебного материала. Содержательный   компонент включает   принципы   отбора   учебного материала:   соответствие   содержания   наличным   потребностям   ребенка, адекватный   уровень   доступности,   адекватный   уровень   новизны,   связь учебного материала с жизненным опытом, адекватный уровень проблемности, последовательность   и   системность   изложения   учебного   материала, информационная насыщенность. Операционально­деятельностный компонент включает в себя формы и методы преподавания учебного материала.  Оценочный   компонент включает   в   себя   предварительный   контроль, итоговый контроль, проводимый в конце изучения темы. Огромное значение имеет также самоконтроль и самооценка.  Педагогическая система развития инновации должна сопровождаться  постоянной   диагностикой   и   корректировкой   уровней   развития   мотивации учебной   деятельности   у   школьников,   отбором   проблемных   учебных   задач, предполагающих рефлексивные действия учащихся. Литература 1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в  школе. Теория и практика. Новые технологии. – М.. ООО «Издательство  Скрипторий 2003», 2015 г. 2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения  в школе. – М., «Новая школа», 2011 г. 3. Цветаева А.Т., Сенцов С.В. Формирование мотивации учения у    учащихся подросткового возраста. – М.,  «Новая волна», 2011 г. 4. Выготский Л.С. Проблемы развития.– М., «Просвещение» , 2006 г. 5. Кульневич А.Н. Педагогика личности от концепции до технологий:  Учеб. пособ. – ТЦ «Учитель», 2011 г. 6. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства  учителя.– М., ЦГЛ, АПК, ПРО, 2013. 7. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание  личности в кризисном обществе. – М., 2005.

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии

Развитие мотивации у обучающихся к изучению химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018