«Развитие осязания и мелкой моторики»
Оценка 4.8

«Развитие осязания и мелкой моторики»

Оценка 4.8
Особые потребности
pdf
воспитательная работа
Детсад
22.04.2018
«Развитие осязания и мелкой моторики»
Мелкая моторика- это Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Развитие осязания и мелкой моторики..pdf

 

 

 «Организация коррекционно-развивающей среды ДОО» 

 

 «Развитие осязания и мелкой моторики»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Шикина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самое удивительное время – это пора детства. Поэтому наша задача помочь им как можно лучше и четче узнать окружающий мир, используя свои руки. 

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Уже с первых месяцев и лет жизни он должен иметь постоянную и систематическую помощь со стороны взрослых. Желая оказать эффективную помощь нашему малышу, мы должны знать, как протекает развитие ребенка, какие надо организовывать игры и упражнения с целью стимулирования его развития и как преодолевать появляющиеся трудности.

Одной из важных потребностей развития дошкольников является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его органов чувств. Именно через зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного. Дети дошкольного возраста играют в разные игры. Игровая деятельность многообразна, в процессе ее ребенок развивается психически и физически, идет процесс формирования его личности.

Для ребенка игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

 Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей? Потому что осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира.

Действительно, разве можно с помощью слуха или обоняния узнать длину или высоту предмета, структуру его поверхности? Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени. Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки. Их основное сходство – в двигательном поведении.

                        Многие     взрослые,    жалея     малыша,     не     дают     проявить     ему

самостоятельность в быту - кормят его, одевают, обувают. А ведь социальнобытовые навыки - хорошая основа для развития мелкой моторики. Действительно, застегивая пуговицы, застежку-«молнию», зашнуровывая ботинки, завязывая бантики дети учатся совершать точные координированные движения. Все эти навыки очень пригодятся им при обучении в школе, ведь чтение и письмо по Брайлю (рельефно-точечным шрифтом) предполагает высокий уровень развития осязания и мелкой моторики.

Таким образом, осязание и мелкая моторика:

·         помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет;

·         навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

·         позволяют ребенку участвовать в играх;

·         способствуют повышению самооценки ребенка, т.к. дают возможность приобрести социальный опыт.

Когда же можно начать развитие осязания и моторики рук? Конечно, с самого рождения. В младенческом возрасте детишкам можно делать пальчиковую гимнастику (массаж пальцев), которая очень хорошо влияет на активизацию работы головного мозга. В младшем дошкольном возрасте можно делать упражнения, в которых присутствуют дополнительные предметы, такие как пуговки, бусинки, шнуровки и т. п. В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять упражнения на подготовку руки к письму, такие как штриховка, обводка, дорисовка и т. п.

Для того чтобы работать пальчиками было проще, перед началом игр и занятий нужно сделать расслабляющий массаж кистей и пальцев рук. 

Например:

1.     Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

2.     Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3.     Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4.     Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5.     Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6.     Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7.     Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8.     Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

9.     Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей 5–10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков. 

Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

       Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

       Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

       Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать     разнообразные приемы:

       Пальчиковая гимнастика;

       Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

       Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

       Сминание пальцами комочков из бумаги;

       Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

       Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

       Шнуровка на различных предметах;

       Сматывание шерстяной пряжи в клубки;

       Завязывание и развязывание бантов, узлов;

       Застегивание пуговиц, молний, крючков;

       Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

       Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

       Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн"

       Игры с "осьминогом" (утяжеленный) мешочек с песком, обвязанный цветными нитями в виде осьминога, закрепляется на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка.

       Изготовление бус из разноцветных скрепок.

       Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)

       Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком" и др.

       Физические упражнения, основанные на хватательных движениях            Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.

       Лепка из соленого теста.

       Рисование       различными        материалами        (карандашом,      мелом,      цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.)

       Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

Для эффективности коррекционной работы необходимо соблюдать принципы:

       Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.

       Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки. В работе по развитию мелкой моторики придерживаться некоторых правил:

       Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

       Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

       Работу проводить регулярно, систематически.

       Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

       Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

       Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работа по развитию осязания и моторики проводятся в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.

После диагностического обследования и составления плана коррекционной работы с  детьми по развитию мелкой моторики, необходимо приступить к начальному этапу работы: дети учатся свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следить, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлажить ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этаже использовать игры с воображаемыми предметами.

Следующий этап самомассаж рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки, тренажер "Каштан".

После выполнения самомассажа идут упражнения направленные на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. Необходимы упражнения  на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление, упражнения на переключение позы, упражнение на ритмическую организацию движений, специальные упражнения с речевым сопровождением, игры - манипуляции, игры-потешки. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Далее  упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками, леской, проволокой и тд.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость.

Особое внимание  уделить упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и

т.д.). Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

На занятиях обязательно проводятся физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки желательны в сочетании движений с речью детей. Текст необходимо подобрать так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии осязания и мелкой моторики у детей.

 

 

 

Организация коррекционно-развивающей среды

Организация коррекционно-развивающей среды

Самое удивительное время – это пора детства

Самое удивительное время – это пора детства

Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей?

Так зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей?

Когда же можно начать развитие осязания и моторики рук?

Когда же можно начать развитие осязания и моторики рук?

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: •

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы: •

Физические упражнения, основанные на хватательных движениях 

Физические упражнения, основанные на хватательных движениях 

Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям

Заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям

После выполнения самомассажа идут упражнения направленные на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук

После выполнения самомассажа идут упражнения направленные на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018