Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Оценка 5

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Оценка 5
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
30.06.2017
Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка
Развивать связную письменную речь учащихся – это значит прививать им ряд конкретных умений: осмысливать тему; собирать материал;располагать материал; пользоваться средствами языка; исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся: упражнений при работе над предложением и упражнения при работе с текстом.
развитие речи.docx
Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка  На протяжении многих лет  я работаю над проблемой «Развитие устной и письменной речи   в начальной школе» и считаю, что  развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов.  Во все времена любой человек, владеющий грамотной речью, выделяется среди людей. Это приобретается в течение всей жизни, но в большей степени на первой ступени обучения, т.е. в начальной школе.   В   программе   по   русскому   языку   указано,   что  главная   задача  сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои   мысли,   изучать   язык,   всесторонне   развивать   и   обогащать   устную   и письменную речь учащихся в широком смысле этого слова.  На мой взгляд, элементы развития речи должны быть на каждом уроке (не только  уроках русского языка литературы, а на всех, проводимых в начальных классах) и во внеурочной деятельности.  Письменная   речь   требует   от   учащихся   большего   контроля,   чем   устная, предъявляет   к   ним   определенные   требования   (в   построении   фраз,   в   отборе лексики,  в  использовании   грамматических   форм).  Не   умаляя   значения  устной речи, я стараюсь на всех уроках больше внимания уделять письменной речи как наиболее сложной форме речевой деятельности. Развивать связную письменную речь учащихся  – это значит прививать им ряд конкретных умений: осмысливать тему; собирать материал; располагать материал пользоваться средствами языка; исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.      Письменные упражнения, такие как сочинения и изложения, проводятся в начальных   классах   сравнительно   редко,   но   письменные   речевые   упражнения малых   форм   и   устные   упражнения   по   развитию   речи   следует   проводить регулярно.   Успех   обучения   будет   достигнут   лишь   тогда,   когда   каждое упражнение будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений и выволняться систематически. Выполнение упражнений, особенно творческих, стало для моих учеников привычным делом. О своей работе по развитию связной речи я хотела бы вам рассказать. Виды упражнений по развитию письменной  речи учащихся, позволяющие  повысить уровень речевой культуры младших школьников. Я выделяю 2 группы:  1 группа ­ это  ряд упражнений при работе  над предложением;  2 группа – это упражнения при  работе с текстом. Виды работ над предложением: 1) Ответы на вопросы (только полные ответы); 2) Постановка учащимися вопросов к предложению; 3) Распространение предложения по вопросам и без вопросов; 4) Составление словосочетаний разного типа и их включение в предложения; 5) Составление   предложений   на   ту   или   иную   тему   (о   школе,   о   природе,   о библиотеке, о Родине и др.); 6) Составление   предложений   по   картинкам,   по   прочитанному   тексту;   по наблюдениям за природой или погодой; 7) Соединение двух­трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами; 8) Переработка данных предложений с заменой одних слов другими,  с заменой одних грамматических форм на другие (существительных местоимениями: дети – ребята – они; глаголов пр. времени глаголами настоящего времени; глаголы 1­го лица глаголами 3­го лица). 9) Восстановление деформированного предложения (даны слова в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой). Средний размер предложений у четвероклассников – не менее 6 слов. Виды работ над текстом: 1) Деление сплошного текста на отдельные предложения. Данное упражнение помогает находить границы предложения и в собственной речи. 2) Деление сплошного текста на абзацы. Это   упражнение   направлено   на   развитие   и   совершенствование   умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, поэтому, с тех пор и др.) и оформлять графически путём правильного деления на абзацы. Деление   сплошного   текста   на   абзацы   является   подготовительной   работой   к обучению детей составлению плана рассказа. 3) Составление   связного   текста   из   данных   абзацев   –   одно   из   тренировочных упражнений   при   подготовке   к   написанию   изложения.   Цель     этой   работы   – приучить   учащихся   глубже   осознавать   содержание   рассказа   и   связь   между частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного  изложения текста. 4) Составление связного текста из данных предложений – подготовительное упражнение к изложению. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики усваивают важнейшие требования к связной речи – последовательное изложение мыслей.  5) Составление связного текста из деформированных предложений.  Основная цель этих упражнений – усвоение учащимися порядка слов в простом предложении, а предложений в тексте. Упражнения рассчитаны на выработку у детей навыка «строить» предложения таким образом, чтобы каждое выражало мысль ясно и просто. 6) Свободные диктанты являются подготовительным этапом к изложению. Они способствуют совершенствованию речевых навыков учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объём внимания. Работа начинается со   знакомства   учащихся   со   всем     текстом.   Затем   учитель   читает   отдельные абзацы   текста   2   раза,   а   учащиеся   воспроизводят   текст     свободно,   стараясь правильно и последовательно передать содержание.  Упражнения данного типа способствуют формированию навыка запоминания; у учеников     вырабатывается   внимательность,   сообразительность,   развивается логическая память. 7) Рассказ с элементами описания  – сущность описания состоит в более или менее развёрнутом указании признаков предмета и явлений. При анализе текстов с элементами описания нужно обращать внимание на значение этого описания для выражения   главной   мысли   рассказа,   т.к.   учащиеся   часто   опускают   описания, редко используют их в сочинениях и изложениях. 8) Выборочное   выписывание   из   текста   по   заданию  –   это   работа   над отдельной   темой.   Предполагается   запись   не   всего   текста,   а   отдельных   слов, словосочетаний   или   предложений   в   соответствии   с   заданием.   Например,   из отрывка   рассказа   С.   Иванова   «Каким   бывает   снег?»  выписать   слова,   которые автор   использует   для   описания   снега.   Текст   рассказа   В.   Бианки   «Лесной праздник», задание: выписать из текста отрывок, где описывается, как веселились лесные звери. 9) Письменные ответы на вопросы. Данные упражнения  научат детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. 10) Составление краткого рассказа. Обучение краткому  изложению является одной из самых сложных задач в работе над изложением. Оно должно идти параллельно с обучением краткому пересказу на   уроках   чтения.   Пересказать   и   записать   кратко   труднее,   чем   передать содержание в полном объёме. Сокращение текста не может происходить путём простого   отбрасывания   некоторых   предложений   и   абзацев.   Это   приводит   к логическим разрывам в передаче содержания. Ученик должен сказать о главном по­своему, своими словами. 11) Замена в тексте лица рассказчика. Это   упражнение   носит   грамматический   характер.   Однако   замена   1­го   лица приводит   к   необходимости   некоторых   изменений   в   тексте.   Чтобы   успешно справиться   с   этим   упражнением,   ученик   должен   войти   в   роль   персонажа. Определить его возраст, понять характер, взглянуть на события его глазами. 12) Творческий диктант. В   этом   упражнении   даются   задания   изменить   грамматические   формы   слов, распространить   предложение   второстепенными   членами,   подходящими   по смыслу, исключить лишние слова или заменить их другими, более удачными. 13) Составление текста по опорным словам, составление рассказа по данному началу или по его концу  –  один из видов  творческой  работы.  Предложения составляются с целью активизации слов и оборотов речи, с целью накопления речевых «заготовок», деталей для предстоящего рассказа или сочинения. 14) Творческие  изложения  вырабатывают   у   учащихся   умение   самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.  сочинение  —    это   вид   письменной   школьной   работы, 15) И,   наконец, представляющий   собой   изложение   своих   мыслей,   знаний   на   заданную   тему. Сочинение   требует   самостоятельности   школьника,   активности,   увлечённости, внесения   чего­то   своего,   личного   в   текст.   Оно   способствует   становлению личности учащегося.  После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ. Развитие письменной речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителя.   Речевые   упражнения,   как   правило,   не   дают   заметного   эффекта   в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к   успеху.   Речевые   умения   и   навыки   развиваются,   так   сказать,   по   законам геометрической   прогрессии:   малый   успех   приводит   к   большему,   речь совершенствуется   и   обогащается,   что   способствует   общему   умственному развитию, формирует личностные качества школьников М.Горький говорил:  «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».  Ведь человек, который не в состоянии выразить свои мысли в устной и письменной речи не может быть грамотным. На это овладение правильной речью, точным выражением своих мыслей направлено  обучение  в начальных классах. А сделать его интересным, желаемым сможет только учитель. Список литературы: 1. Львов М.Г. Методика развития речи младших школьников. ­ Москва «Просвещение», 1985.  2. Андрюхова   Л.Л.,   Шевердина   Н.А.   Дидактический   материал   по развитию речи в начальной школе. – Ростов­н/Д: «Феникс», 2003. 3. Полякова   Э.И.   Уроки   развития   связной   речи   в   начальной   школе: пособие для учителя / Э.Ю. Полякова. – Сыктывкар: Анбур,2007. 4. Нуруллина   Н.   Н. Как   я   учу   детей   писать   сочинения.   «Начальная школа», 1998, №3 5. Король   Л.   Ф. Творческие   работы   на   уроках   русского   языка. «Начальная школа», 1998, №4 6. Смирнова   О.   И.   Виды   творческих   письменных   работ   на   уроках русского языка. «Начальная школа», 2009, № 1.

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников на уроках русского языка

Развитие письменной речи младших школьников  на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017