Развитие познавательных способностей младших школьников
Оценка 4.8

Развитие познавательных способностей младших школьников

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
математика +2
1 кл—4 кл
12.07.2019
Развитие познавательных  способностей  младших школьников
В работе рассматриваются особенности формирования познавательных способностей учащихся младших классов, а так же направление работы учителя по развитию познавательного потенциала школьников. Рассматривается термин - познавательные способности. Ключевые слова: познавательные способности, внимание, память, восприятие, воображение, младший школьник, педагогические рекомендации, развитие познавательных способностей.
статья.docx
Развитие познавательных  способностей  младших школьников   В   работе   рассматриваются   особенности   формирования   познавательных способностей   учащихся   младших   классов,   а   также   направление   работы   учителя   по развитию познавательного потенциала школьников.   Ключевые   слова:   познавательные   способности,   внимание,   память,   восприятие,   развитие   педагогические   рекомендации, воображение, познавательных способностей.   младший   школьник, «Если   хочешь   воспитать   в   детях   смелость   ума,   интерес   к   серьёзной интеллектуальной   работе,   вселить   в   них   радость   сотворчества,   то   создавай   такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами». Ш.А. Амонашвили. Современная   начальная   школа   не   может   оставаться   в   стороне   от   процессов модернизации образования, происходящих в России. В период значимых перемен в социально – культурном облике страны особенно остро встал вопрос повышения качества образования как направляющей силы осуществления преобразований. Из – за стремительного усложнения всех аспектов общественной и профессиональной деятельности возникает необходимость в овладении   большим   объёмом   разноплановых   знаний.   Федеральный   государственный образовательный стандарт (ФГОС) закрепил  в портрете выпускника начальной школы такие качества,   как   любознательность,   активность   и   заинтересованность   в     познании   мира; уверенность   в   своих   силах,   способность   к   организации   собственной   деятельности.  Девиз активного ученика: «Если не знаешь, то узнай; если не умеешь – научись».  Актуальность выбранной темы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Начальная школа является важнейшим звеном в системе непрерывного   образования развивающейся   личности.   Для   осуществления   полноценного   воспитания   и   обучения необходимо развитие познавательных процессов.        Умственные   возможности   человека   неограниченны,   уникальны,   представить   их уровень трудно, даже в самых смелых фантазиях. Современные исследователи   пришли к выводу, что активно работают только 3 –5% клеток головного мозга. Беда в том, что клетки, не загруженные работой, бездействуют, теряют свою активность, значит, их нужно постоянно загружать   работой.   Помимо   того,   что   педагоги   должны   дать   детям   определенную   сумму знаний,   сформировать   у   них   соответствующие   умения   и   навыки,   необходимо   обратить внимание     на   физическое,   психическое,   интеллектуальное   развитие   детей.   Поэтому   для современной   школы   исключительно   важной   является   проблема   развития   познавательных способностей учащихся.       Термин     познавательные   способности   понимается   как   способности,   которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие   продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Способности практически полностью складываются к 13­летнему возрасту. Именно в этом   возрасте   заканчивается   созревание   нервных   клеток   головного   мозга.   Следовательно, максимум   усилий   для   развития   способностей   детей   надо   прилагать   во   время   обучения   в начальной школе. Психолог Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Ребёнок в 7­8 лет мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций. Ребёнок,   начиная   обучаться   в   школе,   должен   обладать   достаточно   развитым мышлением.   Чтобы   сформировать   у   него   научное   понятие,   необходимо   научить   его дифференцированно   подходить   к   признакам   предметов.   Надо   показать   ребёнку,   что   есть существенные   признаки,   без   которых   предмет   не   может   быть   подведён   под   конкретное понятие. Если учащиеся 1­2 классов отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие предмета ( что он делает?) или его назначением ( для чего   он?),   то   к   3­4   классу   школьники   уже   более   опираются   на   знания   и   представления, сложившиеся   в   процессе   обучения.   Очень   многие   учителя   начальной   школы   видят   свою работу   в   том,   чтобы   дать   учащимся   первые   представления   и   понятия   в   области   языка, математики, окружающего мира. На самом деле, работа должна быть намного серьёзнее и глубже. В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащегося, но и формировать   отношение   к   окружающему   миру,   следует   учить   самостоятельно   мыслить   и творчески работать. Развитием этих качеств необходимо заниматься как можно раньше. Какие   же   существуют   основные   показатели   сформированности     познавательных способностей? Выделим важнейшие из психических механизмов, лежащих в основе любой эффективной познавательной деятельности : внимание (особенно произвольное), различные виды памяти ( зрительная, слуховая, кинетическая) , воображение, мышление. Остановимся на них немного подробнее.     Внимание  во   многом   определяет   успех   любой   деятельности.   Именно   от   его особенностей зависит, может ли ребенок достаточно быстро перейти от одного вида работы к другому, как долго он может заниматься с одним и тем же материалом, насколько четко ему удается вычленить объект и рассматривать, изучать его продолжительное время. Трудность формирования   целенаправленного   внимания   в   первую   очередь   обусловлена   тем,   что   для младшего   школьного   возраста   характерно   непроизвольное   внимание,   которое   постепенно переходит в произвольное.     Ученику чаще всего необходимо применить усилия, заставить себя   быть   внимательным.   Создать   необходимые   условия   для   преодоления   недостатков   в проявлении этого важного качества и дальнейшего  развития его свойств можно лишь в том случае, если хорошо знать  особенности внимания, характерные для того или иного ученика, и целеноправленно формировать недостающие его звенья.     Память – это основа, на которой « творит мозг». К началу обучения в школе  у детей, наряду с непроизвольной памятью, возникает память произвольная, которая достигает, как считают   психологи,   такого   уровня   развития   ,   для   которого   характерно   наличие   цели запомнить   или   припомнить   что­то   ,   а   так   же   применение   мнемических   способов, направленных на осуществление этой цели.  Процесс развития восприятия был детально исследован Л. А. Вангером.     К началу обучения   в школе ребенок, как правило, уже овладевает сенсорными эталонами. Такими эталонными   образцами   при     восприятии   формы   предметов,   например,   могут   служить известные геометрические фигуры ( линия, угол, треугольник, прямоугольник, круг и т.д); при восприятии цвета – спектр и различные оттенки его основных цветов по насыщенности  и яркости; при восприятии величины предметов – различия величин (длина, площадь, объем) Познакомив   ребенка   с   этими   эталонами,   его   необходимо   научить   пользоваться   ими   на практике   для   установления   соответствующих   свойств   воспринимаемых   предметов,   т.   е. обучить   перцептивным   действиям.   Совершенствование   перцептивных   действий,   овладение новыми типами таких действий, считает Л. А. Вангер, обеспечивает улучшение восприятия с возрастом,   приобретение   им   большей   точности,   расчлененности   и   ряда   других   качеств, свойственных развитому восприятию взрослого человека. Высокое качество восприятия, в свою очередь, составляет основу для формирования способностей.       К   началу   обучения   в   школе   у   детей   появляются   элементы   произвольного воображения.  В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления, их преобразования и комбинирования.     Все познавательные процессы, которые изложены выше, служат базой для развития мышления очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, познавательного процесса, который является высшей ступенью человеческого познания.      Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и развиваются в процессе учебной деятельности. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет   за   собой   и   расширение   познавательных   возможностей   детей.   Значит,   развитием познавательных   способностей   нужно   управлять.       Однако,   эти   возможности   зачастую реализуются   далеко   не   лучшим   образом.   По   данным   психологических   исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного   развития   учащихся   замедляются,   а   интерес   к   учебе   падает,   вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.   Активизация   познавательной   деятельности   учащихся   ­   одна     из   основных   задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым важным является познавательный интерес,   возникающий     в   процессе   учения.   Он   не   только   активизирует   умственную деятельность  в  данный   момент,  но  и   направляет  ее   к  последующему   решению  различных задач, развивает способности ученика. Я считаю, что учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать   познавательную   потребность   учащихся,   обеспечить   познавательные   средства, необходимые   для   усвоения   основ   наук.   Поэтому   я   стараюсь   –   развивать   познавательные процессы. В   своей   педагогической   деятельности   я   использую   учебники   и   учебные   пособия Школы России. Каждый этап урока – это исследование. Каждый ребёнок учится проводить диагностику   слов   «на   слух»,   «на   глаз»,   в   процессе   которой   ученик   определяет,   сколько орфограмм в слове, и какие доказательства необходимо провести для правильного написания и т.д. На   уроках   русского   языка   и   литературного   чтения,   мои   ученики   овладевают основными приёмами работы с текстом, учатся читать и понимать. Умение читать и понимать повышает   логическую   культуру   учащихся   и   даёт   ребёнку   надёжный   инструмент   для самостоятельной   деятельности.   На   каждом   уроке   я   стараюсь   пробуждать   стимулировать желание   учащихся   обращаться   к   словарям,   справочникам.   Значима   также   организация   на уроке « живого» разговора, спора, когда ребята высказывают яркие мысли, смелые суждения, учатся отстаивать свою позицию и уважительно относиться к мнению других, то есть у детей формируется коммуникативная компетенция. При таком подходе главным вопросом на уроке ставлю вопрос «Почему? Обоснуй», «А как ты думаешь?», « Почему сказал одно, а услышали совсем другое?». Грамотно организованный поиск ответов формирует культуру мышления, пробуждает   желание   высказаться,   проявить   себя,   помогает   разобраться   в   системе взаимоотношений,   существующей   в   мире,   учит   прислушиваться   к   слову.   Ребята   учатся сравнивать, сопоставлять , делать выводы, а самое главное – это у них получается и делают они это с удовольствием. На   уроках   математики   при   решении   нестандартных   задач   я   развиваю   основные ключевые   компетенции,   такие   как   учебно   –   организационные,   интеллектуальные, информационные. Нестандартные задачи дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной работе. От эффективности использования нестандартных задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться   в   решении   нестандартных   задач,   его   мышление   неизбежно   начинает перестраиваться.     Это   проявляется   в   качественном   развитии   практически   действенного, образного и понятийного теоретического мышления. Эффект обучения младших школьников решению   нестандратных   задач  представляет   ученикам   максимальную  самостоятельность  в поиске решения задач, в случае выбора ошибочного пути, убедиться в ошибке ,вернуться к началу и искать другой верный путь решения. Я не преподношу истину, не даю правильных ответов,   а   учу   их   находить.   Поэтому   воспитание   у   учащихся   навыков   самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху – это и является основной моей задачей. Для формирования познавательных способностей использую: 1. Различные формы работы с учебником. 2. Создание презентаций к уроку. 3. Поиск материалов в Интернете по заданному вопросу. 4. Передача   информации   (   подготовка   сообщений,   докладов,   подготовка   учебных пособий) В результате у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес, умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.  Именно управление развитием познавательных способностей позволит педагогу формировать у детей умственные силы и познавательные процессы, гибкость и широту, самостоятельность мышления. Все это необходимо человеку не только для применения знаний в труде, но и для полноты духовной жизни.

Развитие познавательных способностей младших школьников

Развитие познавательных  способностей  младших школьников

Развитие познавательных способностей младших школьников

Развитие познавательных  способностей  младших школьников

Развитие познавательных способностей младших школьников

Развитие познавательных  способностей  младших школьников

Развитие познавательных способностей младших школьников

Развитие познавательных  способностей  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2019