Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
развитие речи 2 класс.doc
Пояснительная записка
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей
и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен
хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом –
инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.
Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный
период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие
речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности
детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является
коммуникативные:
работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
1 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
Регулятивные
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка,
содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи
учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими
содержательными линиями:
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
2 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемнопоискового и творческого
характера.
3) Занимательные задания (игрызагадки, игрызадачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
непрерывности,
развития,
творчества,
психологической
систематичности,
личностноориентированные:
личностноориентированные:
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
комфортности;
ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно ориентированные: деятельности, смыслового отношения к
языку, адаптивности, перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к
самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый
один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных
услуг или внеклассные факультативные занятия.
Контрольноизмерительные материалы, предусмотренные.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего
обучения с 14 класс по 1 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительновыразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;
уметь:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях
(жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать,
прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные
слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
3 Программа курса «Речь». Техника и выразительность речи.
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и
высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить
логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы.
Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение,
олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного
анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать
образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем
слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении
предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение
редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов
или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно
употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить)
предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
4 Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному
началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение
использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией,
мимикой.
знать:
многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
изобразительновыразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
восстанавливать деформированный текст
устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
составлять планы различных видов.
Содержание
тематического блока
Слово. Значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы
Омофоны, омоформы
Синонимы
Антонимы
Фразеологизмы
Пословицы
Загадки
Изобразительные
средства языка.
Сравнение.
Изобразительные
средства языка.
Олицетворение.
Тематический план.
Всего часов
Слово ( 13 часов)
Умение, вырабатываемые в
результате деятельности
учащихся
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
на
Знакомить со словарями:
толковым, орфографическим.
Уметь определять лексическое
значение слова по словарю,
контексту,
основе
словообразовательного
анализа.
Уметь выделять слова в
переносном значении в тексте,
сравнивать
и
переносное
значения,
определять основу переноса.
сконструировать
Уметь
образное
выражение
(сравнение,олицетворение) по
образцу, из данных учителем
прямое
5 Связь между
предложениями в тексте
Связь между частями
текста
Работа с
деформированным
текстом
слов,
умение использовать
слова с переносным значением
при составлении предложений,
текстов описательного и
повествовательного характера.
Предложение и словосочетание
(3часа)
1
1
1
текста.
работать
с
Уметь
деформированным текстом.
Восстанавливать
деформированный текст.
Наблюдать за связью между
частями
Уметь
устанавливать связи между
словами в словосочетании и
предложении.
Уметь редактировать простое
сложносочинённое
предложение:
исправлять
порядок слов или порядок
частей, распространять части
предложения,
заменять
неудачно употреблённые слова.
Уметь интонационно правильно
читать
(произносить)
предложения разных типов.
Текст. Тема текста.
Заглавие.
Текст. Опорные слова.
Текст. Опорные слова.
Проверочная работа
План. Составление
плана.
Виды плана
Редактирование текста
Типы текста. Описание
Текст – сравнительное
описание
Типы текста.
Повествование
Типы текста.
Рассуждение
Текст ( 15 часов)
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
2
типы
рассуждение,
описание,
Уметь распознавать
текстов:
сравнительное
повествование.
Уметь редактировать текст с
точки зрения лексики и
грамматики.
Уметь определять основную
мысль
Уметь
составлять планы различных
видов.
текста.
6 Сочинение на тему
«Мой выходной день»
Повторение
пройденного
Материал для КВН,
викторин, конкурсов.
Культура общения
( 3 часа)
1
1
1
с
Уметь писать творческое
изложение
языковым
сочинение по
разбором,
данному началу и опорным
словам, по наблюдениям
Календарнотематическое планирование
№
Тема занятия
Кол
во
часов
1
1
2
3
4
2
Слово. Значение
слова.
Многозначные
слова.
Омонимы.
Омофоны.
Омоформы.
4
1
1
1
1
Описание примерного содержания занятий
6
Уметь составлять предложения из слов.
Составлять из слов пословицы. Знать какую
работу выполняет слово в речи. Продолжить
работу над понятием «слово»
Уметь читать предложения с разной
интонацией. Уметь отличать многозначные
слова с прямым и переносным значением.
Продолжить работу над понятием
«многозначное» слово. Развивать память,
внимание.
Уметь находить омонимы в тексте, Знать
точное значение слова, не допуская речевых
ошибок. Продолжить формирование понятия
«омонимы»
Уметь различать омофоны и омоформы.
Познакомить с такими разновидностями
омонимов, как омоформы и омофоны.
7 5
Синонимы
6
Антонимы
1
1
7 8 Фразеологизмы
2
910 Пословицы
11
Загадки
12
13
14
Изобразительные
средства языка.
Сравнение.
Изобразительные
средства языка.
Олицетворение.
Текст. Тема
текста.
Заглавие..
1516 Опорные слова
2
.1
1
1
1
2
Развивать интерес к языку.
Уметь различать слова, которые по разному
звучат, но называют одно и тоже. Уметь
подбирать синонимы, следить за
выразительностью речи. Продолжить
формирование понятия «синонимы». Развивать
внимательное отношение к языку. Развивать
память, логическое мышление.
Уметь правильно расставлять ударение в
словах. Уметь подбирать слова близкие по
значению и противоположные по значению.
Находить антонимы в пословицах.
Продолжить формирование понятия
«антонимы». Развивать внимательное
отношение к языку и памяти.
Уметь находить в тексте фразеологизмы;
уметь объяснять значение фразеологизмов;
уметь уместно употреблять крылатые слова в
речи. Познакомить с понятием
«фразеологизмы»
Уметь объяснять и применять пословицы в
своей речи. Продолжить знакомство с
пословицами.
Уметь узнавать предмет по его краткому
описанию. Уметь сочинять свои загадки.
Продолжить знакомство учащихся с
загадками, их художественными
особенностями.
Уметь составлять словосочетания со словами
– сравнениями, делая свою речь выразительной
и красивой. Учить выделять и сравнивать
существенные признаки предметов, составлять
предложения описательного характера с
использованием сравнений.
Познакомить с олицетворением, как
изобразительным средством языка.
Уметь называть признаки текста. Правильно
озаглавливать текст. Продолжить работу по
формированию умения определять тему
текста и озаглавливать её.
Уметь выделять в тексте опорные слова, для
пересказа текста. Упражнять в выделении из
текста опорных слов и составлении рассказа
8 1718 План текста
1920 Виды плана
21
22
23
24
Связь между
предложениями
в тексте.
Связь между
частями текста
Работа с
деформированны
м текстом
Редактирование
текста
2526 Типы текста.
Описание.
27
28
Текст –
сравнительное
описание
Типы текста.
Повествование
2930 Типы текста.
Рассуждение
31
Сочинение на
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
по опорным словам.
Уметь делить текст на части, выделять в
каждой части самое важное. Продолжить
работу над выработкой умения составлять
план.
Уметь различать картинный план, цитатный
план.
Познакомить с разными видами плана.
Работа над деформированным текстом.
Наблюдать за связью между частями текста.
Развивать внимание, логическое мышление.
Уметь устанавливать связь событий и
соединять события линией. Уметь записывать
рассказ. Проверить умение учащихся
устанавливать связь между предложениями и
восстанавливать деформированный текст.
Уметь подбирать к словам словапризнаки,
дополнять словами текст, придумывать свои
образные выражения. Проверить навыки
построения связного текста, умение
употреблять образные выражения. Развивать
воображение, память.
Уметь выбирать из текста словосочетания для
описания. Уметь по вопросам составлять
описание предмета, существа. Познакомить с
текстомописанием. Развивать воображение,
внимание.
Уметь сравнивать не только одинаковые
предметы, но и разные, сравнивая у них только
одинаковые признаки. Познакомить с текстом
–сравнительным описанием нескольких
предметов.
Уметь составлять текст по опорным словам и
по плану. Познакомить с текстом –
повествованием. Развивать воображение.
Уметь различать текстрассуждение от других
типов текста по вопросам: Зачем? Почему?
Отчего? Познакомить с текстом
рассуждением. Развивать логическое
мышление.
Уметь отвечать на поставленные вопросы,
9 тему: «Мой
выходной день»
Редактирование
текста
Повторение
пройденного
Резервное.
Материал для
КВН, викторин.
32
33
34
записывать план, работать с опорными
словами, записывать текст. Обучение
письменному сочинению
Уметь находить и исправлять речевые и
орфографические ошибки в тексте.
Исправление ошибок, допущенных в тексте.
Уметь ориентироваться в изученных понятиях,
отличать их и правильно называть признаки
понятий. Повторить основные понятия, с
которыми учащиеся познакомились в течение
учебного года.
Отработка знаний, умений, навыков.
1
1
1
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского
языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская
литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков. М.: просвещение,1979
10 Лазарева Э.А. Системностилистические характеристики газеты. Екатеринбург:
1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника. М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского
языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.:
Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.:
Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.:
Просвещение, 1978.
11
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Развитие речи 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.