Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность
приобретают особую роль и значимость.
Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчивоРазвитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность
приобретают особую роль и значимость.
Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво
ДОКЛАД
приобретают особую роль и значимость.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать
одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач
учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в
преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на
уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках
других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого
учительского слова ; его точность, направленность , предметность
Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая
задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё ,
чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения
двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы
дети из молчаливых слушателей превратились в активных
участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться
овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими
фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво
включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным
подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства
наглядного обучения - слайды , плакаты , таблицы , схемы ,
кинограммы , - которые ученики не только просматривают , но и
комментируют. После демонстрации упражнения учитель делает
опрос :
какая цель этого упражнения ; как оно применяется в обыденной
жизни ; почему упражнения выполняются так а не иначе ; какова в
данном движении связь с тем , что было раньше ? Естественно , что
каждый вопрос требует устного ответа.
Учитель не торопиться отвечать на вопросы детей: «А что это ? Для
чего ? Зачем мы это делаем ?» Часто вместо чёткого ответа
озадачивает спрашивающих ; «А как вы сами думаете ?» Вспыхивают
приводят
обсуждения
к
выводам
.в
.Необходимо оперативно включить всех учащихся
общение , при этом выявляются знания , взгляды , отношения ,
суждения .Диалоги , деловой спор проводятся по разным поводам.
Например, каковы ощущения , уточнить самочувствие : ноги , руки ,
мышцы туловища , напряженность , что мешает , есть ли резервы.
Не позволять детям небрежности в речи : нечеткого выражения
мыслей , перехода на скороговорку ( Подобной той , что звучит по
радио и по телевидению ), нарушение грамматических построений
предложений!
разговора
,которые
в
ходе,
воспитывающим.
Многое значит тон
Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей и
общения надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока
должен быть взаимно благожелательным , спокойным , вежливым
дисциплинирующим
.Он
придаёт окраску словам и фразам . Тон может быть торжественным ,
праздничным , задушевным , радостным , огорченным , грустным .
сочувственным .
Приходится частенько одергивать учеников - крикунов и просить
усилить голос тех , кто слишком тих , неуверен в себе.
Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со
специальной спортивной терминологией ( аут , висы , упоры ,сед ,
вбрасывание . шеренга .колонна „ метание и . д ).Но обязательно и
искоренение жаргонных «спортивных слов и выражений
,
засоряющих речь ( классно , «обалденно», «Сделай его» «души
противника» .)
Учитель не может смириться , если говорят, не соблюдая норм
родного языка : «заберите» ,
а не возьмите , «Обождите »
(Подождите )
, «Вежи ,»,( Беги ), «подымать» ( поднимать ), «Слазь» ( слезай ),
«Ложи » (клади ).
Опрос детей по темам « Основы знаний » ( гигиенические правила
занятий физической культурой ; вред алкоголя , никотина , и других
наркотических веществ ; первая помощь при травмах ; правила
безопасности на занятиях ; понятие разминки ; значение утренней
гимнастики и др.) или рассказы- объяснения о содержании и
правилах игр, о правилах и нормах поведения - все это поводы для
развития речи , общения выступления перед слушателями.
Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку-
упражнение: один ученик рассказывает её содержание , другой
перечисляет
развиваются
самостоятельность , активность , и постепенно дети подводятся к
поиску вариантов без непосредственного руководства учителя .
Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа
действия
конкретно
каждого
формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и
доброжелательности.
Подача команд вслед за учителем ( занимающиеся повторяют
команды на
,
общеразвивающих упражнений , стараясь воспроизводить интонации
и ритм произношения , правильно четко отдавать распоряжения )
групповой анализ поведения участников прошедших соревнований
тоже должны использоваться учителем для активного включения
учащихся в разговор- правильный , продуманный под контролем
учителя , грамотный.
Уместно перечислить ещё некоторые моменты из ежедневной
жизни учителя , когда он может активизировать участие каждого
ученика в процессе обучения и воспитания. Например : разбор
ошибок
,допускаемых учащимися в игровых упражнениях и
двусторонней игре ; подсчет при выполнений упражнений ( сначала
выполнение передвижений
Дополнительно
перестроений
правила.
ученика
оттачивают
умение
,-
Уметь
«вслушиваться»
в
свои движения
,
нужно научиться
Чтобы развивать речь
А речевки
,
скороговорки
ритм стихотворной речи
Речедвигательные упражнения
учителем , потом занимающимися ;можно хором , одновременно с
выполнением упражнений или одним вызванным учеником ) ;
поочередное выступление в роли направляющего с подачей
строевых команд и их выполнением ; выполнение упражнений с
последующим объяснением , какие группы мышц несут основную
нагрузку, какие части тела в них участвуют.
слушать и
воспринимать .Дисциплина - это создание рабочей обстановки ,
наилучших условии, концентрация внимания. Периодически надо
задавать вопросы («Что изменилось в положении рук ? » , «Куда
смотреть ?»и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика.
и мысленно
проговаривать их- очень денное умение ; 30-40 % людей не владеют
этой способностью.
,
объединенной с подражательными упражнениями и движениями (
подражание животным , птицам , природе, предметам , людям )-
настоящая копилка для учителя.
,
считалки , маршировка с песней , подвижные игры со словесным
оформлением- постоянные помощники.
Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником
имеет слово .С его помощью учитель объясняет , инструктирует ,
поправляет и усиливает результаты обучения. Значит , первое
требование учителя - к себе . Всегда он обязан следить за своей
речью , быть образцом для учащихся. Все его действия - предметные
и осмысленные . Эффективностьи усвоения этих понятий в школе
помогает устное изложение , живое слово , что в совокупности с
другими качествами даёт неоспоримый положительный результат.
Процесс воспитания ребёнка должен обязательно включать в себя
выполнение физических упражнений. Невозможно
поскольку
отделить физическое воспитание от духовного
представленное в его природе эмоционально - духовное начало на
определенной
годами
в
физическом .Важную роль здесь играет ритмический характер
организма.
Древние мыслители эллады выявили различный эмоциональный
характер разных ритмов
применительно к
стохотворной речи. Так , они считали , например , что ,тексты ,
написанные дактилем ( стихотворный размер , где в трехсложной
стопе ударение падает на первый слог ), свойственны гимнам , а для
насмешки для недругами лучше использовать анапест ( трехсложная
стопа с ударением на третьем слоге )
На формирование личности школьников благотворное влияние
оказывают движения
основанные на ритме стихотворных
произведений , в которых удачно сочетаются свойства музыки
определённым образом построенной речи.Ритм стихотворной речи
объединяет важные формы деятельности - речь и движения- и
служит связующей нитью в обеспечении гармонического развития
человека»
ступени развития проявляется
,
с
,
в частности,
,развлекательных
и
мастерства
и
оздоровительных
профессионального
Упражнения , выполняемые с сопровождением стихотворных
ритмов ,
ритмов прозаической речи ( считалок , историй и т. П ), выступают
как речедвигательные упражнения.
В школьной практике речедвигательные упражнения удобно
использовать во вводной или заключительной частях урока
физической культуры , при проведении физкультминуток , а также
на других урочных и внеурочных занятиях с применением их
различных
форм.
Использоваться они могут и на уроках литературы при изучении
поэтических произведениях учителями , обладающими , помимо
знаний своего предмета , навыками двигательного искусства (
гимнастического , танцевального , пластики )
Предлагаемые упражнения условно разделены на ритмические ,
подражательные и эвритмические. Через подражательные и
ритмические упражнения младшие школьники познают окружающий
мир , наполненный ритмической жизнью. Через эвритмию дети
среднего и старшего возраста не только познают мир , но и
выражают свое отношение к нему.
Степень успешности выполнения речедвигательных упражнений
зависит
артистичности
обучающегося , который должен обладать хорошей дикцией ,
выразительной речью , умением демонстрировать высокое искусство
движений , обладать чувством юмора , зарядом бодрости и энергии .
Такое занятие обязательно должно быть интересным!
Прежде чем приступать к разучиванию упражнений с детьми ,
учителю необходимо основательно поработать над собой
,
,исследовать
предварительно разучить комплекс упражнений
структуру стихотворной ( поэтической ) речи.
Подражательные упражнения
Часто используют в работе с детьми дошкольного возраста и
Они играют важную роль в
младшего школьного возраста.
.Подражая
формировании и
движениям животных , «оживляя» неодушевлённые предметы и
явления природы
важные
двигательные качества и в то же время развивают интеллект ,
творческую фантазию , познают мир и определяют своё место в нем.
Примерные упражнения со стихотворными текстами прилагаются.
Выполнение. 1.
Ходьба
своим
бедрам .Произнося слово «гребешком» , поднять руки над головой ,
изображая гребешок петушка.
2.
«Оленнёнок» - ходьба и бег , подняв руки скрестно над головой ,
пальцы врозь.
«Мишка» - ходьба на внешней стороне стопы.
3.
4.
« Мышка» - стойке ноги врозь , повороты туловища влево и
вправо .
воспитании личности ребёнка
,
дети приобретают жизненно
«Петушок»-
прихлопывая
притопывая
и
руками
по«Рыбки» - бег вперёд по прямой линии и «змейкой».
5 . «Кошка» - стоя в упоре на коленях , выгибать и округлять спину.
Прыжки в упоре лёжа .
6. «Орел» - Бег и прыжки , поднимая руки в стороны и опуская их
вниз. В конце упражения расслабленно «упасть » на спину.
7 «Прогулка слонов» -ходьба в колонне по одному , руки на поясе
впереди идущего .Наклоняясь влево- вправо, поднимать согнутые
ноги в стороны .
8. «Верблюжонок» - ходьба в колонне по одному с наклоном вперёд
^прогнувшись , руки за спину , покачиваясь вперёд - назад.
«Черепашки»- медленное переползание на животе с преходом
9.
на быстрый бег и с выполнением кругов руками.
10.
«Подражая предметам»
ПОСМОТРИТЕ, КАК ЮЛА ВЕСЕЛА,
ПОСМОТРИТЕ , КАК ОНА В ЛЯС ПОШЛА ,
КРУЖИТЬСЯ И КРУЖИТЬСЯ ПО КОМНАТЕ У НАС ,
ПРИСЯДЕТ И ПРИВСТАНЕТ В ДЕСЯТЫЙ ,
В СОТЫЙ РАЗ.
ПРЫГАЮ Я , СЛОВНО МЧЯ ,
ПРИПУСТИЛСЯ РЕЗВО ВСКАЧЬ :
ПРЫГ-СКОК , ПРЫГ- СКОК,
ПРИЗЕМЛЯЮСЬ НА НОСОК
Выполнение.
11.
«Юла»- шаги польки с поворотом.
12.
«Мяч»- прыжки на обеих ногах , не сгибая ноги в коленях.
«Подражая природе»
ЕСЛИ В СВЕТРОМ БЫЛ Я САМ ,
ТУЧИ ГНАЛ ПО НЕБЕСАМ,
ВОЛНЫ В МОРЕ ПОДНИМАЛ,
ИВУ НИЗКО Б НАКЛОНЯЛ,
ВЕТКИ ДЕРЕВА Б КАЧАЛ.
.В УРАГАН БЫ ПРЕВРАТИЛСЯ ,
ЗАВЕРТЕЛСЯ Б , ЗАКРУЖИЛСЯ ,
БУШЕВАЛ БЫ НА ПРОСТОРЕ ,
ПОКОРИЛ БЫ ЛЕС И ГОРЫ.
НУ А ЕСЛИ Б ИЗНЕМОГ-
У ПОДНОЖЯ я Б ПРИЛЕГ.
.ЕСЛИ Б МОЛНИЕЙ СВЕРКАЛ ,
МИР БЫ СВЕТОМ ОЗАРЯЛ ,
ВСПЫХНУВ ЯРКО ,
И ТЕПЛОМ
СОГРЕВАЛ БЫ КАЖДЫЙ ДОМ.
.ЕСЛИ Б СТАЛ МОРСКОЙ ВОЛНОЙ ,
Я БЫ ДОЛГО В ЛЕТНИЙ ЗНОЙ
БЕРЕГ ГЛАДИЛ И ЛАСКАЛ ,
НА ВОЛНЕ ДЕТЕЙ КАЧАЛ.
Выполнение .«Ветер»- волнообразные движения руками в стороны.
13.
14.
«Ураган »- в стойке ноги врозь , отведение рук влево и
вправо .Произнося слова «завертелся , закружился» , выполнять
спиралеобразные круги руками наружу .
«Молния»- в широкой стойке ноги врозь , поднимая руки
15.
вверх , выполнять зигзагообразные движения .
16.
«Волна»- волнообразные движения руками вперед.
Имитация упражнений «Птичий дом»
МЫ СТРОГАЛИ,
МЫ СТРОГАЛИ-
ДОСКИ ГЛАДЕНЬКИЕ СТАЛИ.
МЫ СЛОЖИЛИ ИХ РЯДКОМ,
ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ ,
ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ-
ПОЛУЧИЛСЯ ПТИЧИЙ ДОМ.
МЫ НА УЛИЦУ ПОЙДЁМ ,
ВЫСОКО ЕГО ПРИБЬЁМ ,
ЧТОБЫ ПТИЧКИ ПРИЛЕТАЛИ ,
И КОТЯТА НЕ ДОСТАЛИ.
Выполнение.
1.Полуприседы.имитируя строгание рубанком,
правой ладонью
скользить вдоль предплечья левой руки.
2. Продолжая полуприседы , правой ладонью скользить поперек
предплечья левой руки.
3. Пружинящие наклоны вперед.
4.Наклоны вперед ударяя кулаком правой руки о кулак левой руки.
5. Ходьба на месте.
6. Подняться на носки , руки вверх .Имитировать прибивание
скворечника к дереву.
У. Ходьба с мягким подниманием рук в стороны.
8.Погрозить пальцем.
Ритмическая игра с хлопками. «Мы- «Петрушки»
«Мы , Петрушки , топнем ножкой
И похлопаем в ладошки,
Раз - правой , хлоп -хлоп ,
Раз - левой , хлоп-хлоп ,
Раз - вверх, хлоп-хлоп,
Раз - вниз , хлоп-хлоп ,
И разочек , хлоп-хлоп ,хлоп- хлоп »
Выполнение
Два игрока становятся друг против друга и, приговаривая ,
выполняют ритмично хлопки : на нечётном слоге хлопают в ладоши ,
на четном по ладоням партнера . Произнося слова : «Правой»-
хлопают правыми ладонями ; «левой» - левыми ладонями ; «хоп-хоп»
-поднимают руки вверх ; вниз приседают.
В дальнейшем дети , разучив текст (или составив свой) и его
пересказывая , показывают свои варианты упражнений.
ритмичным
Речедвигательные
сопровождаются
подсчетом , математическими считалками «на умножение» , а также
чтением стихотворений и чередуются с выполнением упражнений
упражнениякомплекс
Заканчивается данный
молча.
упражнениями на
восстановление дыхания или эвримией, снимающей эмоциональное
напряжение.
Эти упражнения предназначены младшим школьникам и входят во
вводную часть урока.
Аты - баты - как солдаты
Дружно в ногу мы идем
, Аты - баты - как солдаты
Мы командуем - кругом
«рядышком идем вдвоем,
Дружно песенку поём:
Рура-рура ,рура , ром ,
Спели пеню и - кругом !»
Стою ровно- руки вниз ,
Вдох - тянусь ч к солнцу ввысь .
Упражнение повторяю.
Раз , два ?три , четыре –
Поднимаю руки шире.
Бегаю я далеко,
Бегаю я близко,
Прыгаю я высоко,
Приседаю низко
Наклонюсь я вперед,
А потом- наоборот.
Наклонюсь я назад
Восемь, десять раз подряд.
Вправо наклоняюсь –
Очень удивляюсь я.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ СТИХОВ
1.ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПЕТУШКОМ
С БОЛЬШИМ КРАСНЫМ ГРЕБЕШКОМ
Я БЫ КУРОЧЕК СТЕРЁГ,
ОТ ХИТРЮЩИХ ЛИС БЕРЁГ.
УБЕГАЙ ЛИСА , ПОКА
НЕ НАМЯЛ ТЕБЕ БОКА.
2. ЕСЛИБ ОЛЕНЁНКОМ БЫЛ,
Я БЫ ПО ЛЕСУ БРОДИЛ
Я БЫ БЕГАЛ БЫСТРО-БЫСТРО
КИЛОМЕТРОВ ДВЕСТИ-ТРИСТА.
3. БЫЛ БЫ МИШКОЙ КОСОЛАПЫМ ,
ТОПАЛ БЫ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ ,
НА ДЕРЕВЬЯ ВМИГ ВЗБИРАЛСЯ ,
ЧЕРЕЗ ЧАЩУ ПРОбИРАЛСЯ
ЕСЛИБ В МЫШКУ ПРЕВРАТИЛСЯА вот другие примеры, где также представлены двигательные
Я Б ВЕРТЕЛСЯ И КРУЖИЛСЯ
ЧТО ТО НЮХАЛ,ГРЫЗ , ЖЕВАЛ,
БЫСТРО Б В НОРКУ УБЕГАЛ.
ЕСЛИ Б ПРЕВРАТИЛСЯ В КОШКУ ,
СЛАДКО СПАЛ БЫ У ОКОШКА ,
ПРОГИБАЛ БЫ СПИНКУ
ПРЫГАЛ БЫ В КОРЗИНКУ.
ЕСЛИ Б ГОРНЫМ БЫЛ ОРЛОМ ,
Я Б ПАРИЛ НАД ТАБУНОМ ,
К СОЛНЦУ ПОДНИМАЛСЯ В ВЫСЬ ,
ПАДАЛ В БЕЗДНУ КАМНЕМ ВНИЗ.
действия персонажей
ПРОГУЛЯТЬСЯ ВЫШЕЛ СЛОН
ПО ДОРОЖКЕ ХОДИТ ОН
, ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-
ЦЕЛЫЙ РЯД СЛОНОВ ЗА НИМ
ШАГАЕТ ПО ПУСТЫНЕ ГОРДЫЙ
ВЕРБЛЮЖЁНОЧЕК ДВУГОРБЫЙ ,
ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН-
КАРАВАН ИДЕТ ЗА НИМ.
МЕДЛЕННО ПОЛЗЕТ БЕДНЯЖКА –
ПО ТРОПИНКЕ ЧЕРЕПАШКА.
ТОЛЬКО К РЕЧКЕ ПОДПОЛЗЛА –
БЫСТРО-БЫСТРО ПОПЛЫЛА
В РУЧЕЙКЕ ПРОЗРАЧНО ПРЫТКО
ВЕСЕЛО РЕЗВЯТСЯ РЫБКИ.
ТО ОНИ ПРЯМЫЕ ТО ОНИ КРИВЫЕ
ТО ВОЛНООБРАЗНЫЕ
НО ВСЕГДА НЕМЫЕ.
Руки я сгибаю –
Мышцы напрягаю.
Руки разгибаю –
Мышцы укрепляю .
Стою ровно,
руки вниз,
Вдох-
тянусь я
к солнцу ввысь
Выдох - руки опускаю .
Мышцы тела расслабляю.