РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность приобретают особую роль и значимость. Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчивоРазвитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность приобретают особую роль и значимость. Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво
Иконка файла материала doklad.doc
ДОКЛАД приобретают особую роль и значимость.              РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ                         РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие речи на уроках физической культуры можно назвать одной из сопутствующих образовательно - воспитательных задач учителя. Особенность уроков физической культуры прежде всего в преобладании на них двигательной деятельности. Объём слов на уроке физической культуры значительно меньше чем на уроках других дисциплин. Именно поэтому высока ценность каждого учительского слова ; его точность, направленность , предметность Сейчас перед учителем физической культуры поставлена двуединая задача : не только самому учить детей на уроках , но и делать всё , чтобы , ученики осознанно включались в процесс обучения двигательным действиям. Надо стараться построить урок так , чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса .Вот почему учителю надо стремиться овладеть навыком передачи учащимся кратко , несколькими фразами сути задачи или ситуации и постоянно ненавязчиво включать обучающихся в работу по развитию речи. Отличным подспорьем в этом могут служить методические пособия и средства наглядного обучения - слайды , плакаты , таблицы , схемы , кинограммы , - которые ученики не только просматривают , но и комментируют. После демонстрации упражнения учитель делает опрос : какая цель этого упражнения ; как оно применяется в обыденной жизни ; почему упражнения выполняются так а не иначе ; какова в данном движении связь с тем , что было раньше ? Естественно , что каждый вопрос требует устного ответа. Учитель не торопиться отвечать на вопросы детей: «А что это ? Для чего ? Зачем мы это делаем ?» Часто вместо чёткого ответа озадачивает спрашивающих ; «А как вы сами думаете ?» Вспыхивают приводят обсуждения к выводам .в .Необходимо оперативно включить всех учащихся общение , при этом выявляются знания , взгляды , отношения , суждения .Диалоги , деловой спор проводятся по разным поводам. Например, каковы ощущения , уточнить самочувствие : ноги , руки , мышцы туловища , напряженность , что мешает , есть ли резервы. Не позволять детям небрежности в речи : нечеткого выражения мыслей , перехода на скороговорку ( Подобной той , что звучит по радио и по телевидению ), нарушение грамматических построений предложений! разговора ,которые в ходе, воспитывающим. Многое значит тон Приучать учащихся продумывать формы выражения мыслей и общения надо постоянно. Даже обмен приветствиями в начале урока должен быть взаимно благожелательным , спокойным , вежливым дисциплинирующим .Он придаёт окраску словам и фразам . Тон может быть торжественным , праздничным , задушевным , радостным , огорченным , грустным . сочувственным . Приходится частенько одергивать учеников - крикунов и просить усилить голос тех , кто слишком тих , неуверен в себе. Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со специальной спортивной терминологией ( аут , висы , упоры ,сед , вбрасывание . шеренга .колонна „ метание и . д ).Но обязательно и искоренение жаргонных «спортивных слов и выражений , засоряющих речь ( классно , «обалденно», «Сделай его» «души противника» .) Учитель не может смириться , если говорят, не соблюдая норм родного языка : «заберите» , а не возьмите , «Обождите » (Подождите ) , «Вежи ,»,( Беги ), «подымать» ( поднимать ), «Слазь» ( слезай ), «Ложи » (клади ). Опрос детей по темам « Основы знаний » ( гигиенические правила занятий физической культурой ; вред алкоголя , никотина , и других наркотических веществ ; первая помощь при травмах ; правила безопасности на занятиях ; понятие разминки ; значение утренней гимнастики и др.) или рассказы- объяснения о содержании и правилах игр, о правилах и нормах поведения - все это поводы для развития речи , общения выступления перед слушателями. Полезно вспомнить какую-то игру или физическую связку- упражнение: один ученик рассказывает её содержание , другой перечисляет развиваются самостоятельность , активность , и постепенно дети подводятся к поиску вариантов без непосредственного руководства учителя . Коллективное обсуждение и выставление оценок после анализа действия конкретно каждого формулировать свое мнение и соблюдать меры тактичности и доброжелательности. Подача команд вслед за учителем ( занимающиеся повторяют команды на , общеразвивающих упражнений , стараясь воспроизводить интонации и ритм произношения , правильно четко отдавать распоряжения ) групповой анализ поведения участников прошедших соревнований тоже должны использоваться учителем для активного включения учащихся в разговор- правильный , продуманный под контролем учителя , грамотный. Уместно перечислить ещё некоторые моменты из ежедневной жизни учителя , когда он может активизировать участие каждого ученика в процессе обучения и воспитания. Например : разбор ошибок ,допускаемых учащимися в игровых упражнениях и двусторонней игре ; подсчет при выполнений упражнений ( сначала выполнение передвижений Дополнительно перестроений правила. ученика оттачивают умение ,- Уметь «вслушиваться» в свои движения , нужно научиться Чтобы развивать речь А речевки , скороговорки ритм стихотворной речи Речедвигательные упражнения учителем , потом занимающимися ;можно хором , одновременно с выполнением упражнений или одним вызванным учеником ) ; поочередное выступление в роли направляющего с подачей строевых команд и их выполнением ; выполнение упражнений с последующим объяснением , какие группы мышц несут основную нагрузку, какие части тела в них участвуют. слушать и воспринимать .Дисциплина - это создание рабочей обстановки , наилучших условии, концентрация внимания. Периодически надо задавать вопросы («Что изменилось в положении рук ? » , «Куда смотреть ?»и т.д.) и обязательно выслушать краткий ответ ученика. и мысленно проговаривать их- очень денное умение ; 30-40 % людей не владеют этой способностью. , объединенной с подражательными упражнениями и движениями ( подражание животным , птицам , природе, предметам , людям )- настоящая копилка для учителя. , считалки , маршировка с песней , подвижные игры со словесным оформлением- постоянные помощники. Наибольшую ценность в контактах между учителем и учеником имеет слово .С его помощью учитель объясняет , инструктирует , поправляет и усиливает результаты обучения. Значит , первое требование учителя - к себе . Всегда он обязан следить за своей речью , быть образцом для учащихся. Все его действия - предметные и осмысленные . Эффективностьи усвоения этих понятий в школе помогает устное изложение , живое слово , что в совокупности с другими качествами даёт неоспоримый положительный результат. Процесс воспитания ребёнка должен обязательно включать в себя выполнение физических упражнений. Невозможно поскольку отделить физическое воспитание от духовного представленное в его природе эмоционально - духовное начало на определенной годами в физическом .Важную роль здесь играет ритмический характер организма. Древние мыслители эллады выявили различный эмоциональный характер разных ритмов применительно к стохотворной речи. Так , они считали , например , что ,тексты , написанные дактилем ( стихотворный размер , где в трехсложной стопе ударение падает на первый слог ), свойственны гимнам , а для насмешки для недругами лучше использовать анапест ( трехсложная стопа с ударением на третьем слоге ) На формирование личности школьников благотворное влияние оказывают движения основанные на ритме стихотворных произведений , в которых удачно сочетаются свойства музыки определённым образом построенной речи.Ритм стихотворной речи объединяет важные формы деятельности - речь и движения- и служит связующей нитью в обеспечении гармонического развития человека» ступени развития проявляется , с , в частности, ,развлекательных и мастерства и оздоровительных профессионального Упражнения , выполняемые с сопровождением стихотворных ритмов , ритмов прозаической речи ( считалок , историй и т. П ), выступают как речедвигательные упражнения. В школьной практике речедвигательные упражнения удобно использовать во вводной или заключительной частях урока физической культуры , при проведении физкультминуток , а также на других урочных и внеурочных занятиях с применением их различных форм. Использоваться они могут и на уроках литературы при изучении поэтических произведениях учителями , обладающими , помимо знаний своего предмета , навыками двигательного искусства ( гимнастического , танцевального , пластики ) Предлагаемые упражнения условно разделены на ритмические , подражательные и эвритмические. Через подражательные и ритмические упражнения младшие школьники познают окружающий мир , наполненный ритмической жизнью. Через эвритмию дети среднего и старшего возраста не только познают мир , но и выражают свое отношение к нему. Степень успешности выполнения речедвигательных упражнений зависит артистичности обучающегося , который должен обладать хорошей дикцией , выразительной речью , умением демонстрировать высокое искусство движений , обладать чувством юмора , зарядом бодрости и энергии . Такое занятие обязательно должно быть интересным! Прежде чем приступать к разучиванию упражнений с детьми , учителю необходимо основательно поработать над собой , ,исследовать предварительно разучить комплекс упражнений структуру стихотворной ( поэтической ) речи. Подражательные упражнения Часто используют в работе с детьми дошкольного возраста и Они играют важную роль в младшего школьного возраста. .Подражая формировании и движениям животных , «оживляя» неодушевлённые предметы и явления природы важные двигательные качества и в то же время развивают интеллект , творческую фантазию , познают мир и определяют своё место в нем. Примерные упражнения со стихотворными текстами прилагаются. Выполнение. 1. Ходьба своим бедрам .Произнося слово «гребешком» , поднять руки над головой , изображая гребешок петушка. 2. «Оленнёнок» - ходьба и бег , подняв руки скрестно над головой , пальцы врозь. «Мишка» - ходьба на внешней стороне стопы. 3. 4. « Мышка» - стойке ноги врозь , повороты туловища влево и вправо . воспитании личности ребёнка , дети приобретают жизненно «Петушок»- прихлопывая притопывая и руками по«Рыбки» - бег вперёд по прямой линии и «змейкой». 5 . «Кошка» - стоя в упоре на коленях , выгибать и округлять спину. Прыжки в упоре лёжа . 6. «Орел» - Бег и прыжки , поднимая руки в стороны и опуская их вниз. В конце упражения расслабленно «упасть » на спину. 7 «Прогулка слонов» -ходьба в колонне по одному , руки на поясе впереди идущего .Наклоняясь влево- вправо, поднимать согнутые ноги в стороны . 8. «Верблюжонок» - ходьба в колонне по одному с наклоном вперёд ^прогнувшись , руки за спину , покачиваясь вперёд - назад. «Черепашки»- медленное переползание на животе с преходом 9. на быстрый бег и с выполнением кругов руками. 10. «Подражая предметам» ПОСМОТРИТЕ, КАК ЮЛА ВЕСЕЛА, ПОСМОТРИТЕ , КАК ОНА В ЛЯС ПОШЛА , КРУЖИТЬСЯ И КРУЖИТЬСЯ ПО КОМНАТЕ У НАС , ПРИСЯДЕТ И ПРИВСТАНЕТ В ДЕСЯТЫЙ , В СОТЫЙ РАЗ. ПРЫГАЮ Я , СЛОВНО МЧЯ , ПРИПУСТИЛСЯ РЕЗВО ВСКАЧЬ : ПРЫГ-СКОК , ПРЫГ- СКОК, ПРИЗЕМЛЯЮСЬ НА НОСОК Выполнение. 11. «Юла»- шаги польки с поворотом. 12. «Мяч»- прыжки на обеих ногах , не сгибая ноги в коленях. «Подражая природе» ЕСЛИ В СВЕТРОМ БЫЛ Я САМ , ТУЧИ ГНАЛ ПО НЕБЕСАМ, ВОЛНЫ В МОРЕ ПОДНИМАЛ, ИВУ НИЗКО Б НАКЛОНЯЛ, ВЕТКИ ДЕРЕВА Б КАЧАЛ. .В УРАГАН БЫ ПРЕВРАТИЛСЯ , ЗАВЕРТЕЛСЯ Б , ЗАКРУЖИЛСЯ , БУШЕВАЛ БЫ НА ПРОСТОРЕ , ПОКОРИЛ БЫ ЛЕС И ГОРЫ. НУ А ЕСЛИ Б ИЗНЕМОГ- У ПОДНОЖЯ я Б ПРИЛЕГ. .ЕСЛИ Б МОЛНИЕЙ СВЕРКАЛ , МИР БЫ СВЕТОМ ОЗАРЯЛ , ВСПЫХНУВ ЯРКО , И ТЕПЛОМ СОГРЕВАЛ БЫ КАЖДЫЙ ДОМ. .ЕСЛИ Б СТАЛ МОРСКОЙ ВОЛНОЙ , Я БЫ ДОЛГО В ЛЕТНИЙ ЗНОЙ БЕРЕГ ГЛАДИЛ И ЛАСКАЛ , НА ВОЛНЕ ДЕТЕЙ КАЧАЛ. Выполнение .«Ветер»- волнообразные движения руками в стороны. 13. 14. «Ураган »- в стойке ноги врозь , отведение рук влево и вправо .Произнося слова «завертелся , закружился» , выполнять спиралеобразные круги руками наружу . «Молния»- в широкой стойке ноги врозь , поднимая руки 15. вверх , выполнять зигзагообразные движения . 16. «Волна»- волнообразные движения руками вперед. Имитация упражнений «Птичий дом» МЫ СТРОГАЛИ, МЫ СТРОГАЛИ- ДОСКИ ГЛАДЕНЬКИЕ СТАЛИ. МЫ СЛОЖИЛИ ИХ РЯДКОМ, ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ , ПРИБИВАЛИ МОЛОТКОМ- ПОЛУЧИЛСЯ ПТИЧИЙ ДОМ. МЫ НА УЛИЦУ ПОЙДЁМ , ВЫСОКО ЕГО ПРИБЬЁМ , ЧТОБЫ ПТИЧКИ ПРИЛЕТАЛИ , И КОТЯТА НЕ ДОСТАЛИ. Выполнение. 1.Полуприседы.имитируя строгание рубанком, правой ладонью скользить вдоль предплечья левой руки. 2. Продолжая полуприседы , правой ладонью скользить поперек предплечья левой руки. 3. Пружинящие наклоны вперед. 4.Наклоны вперед ударяя кулаком правой руки о кулак левой руки. 5. Ходьба на месте. 6. Подняться на носки , руки вверх .Имитировать прибивание скворечника к дереву. У. Ходьба с мягким подниманием рук в стороны. 8.Погрозить пальцем. Ритмическая игра с хлопками. «Мы- «Петрушки» «Мы , Петрушки , топнем ножкой И похлопаем в ладошки, Раз - правой , хлоп -хлоп , Раз - левой , хлоп-хлоп , Раз - вверх, хлоп-хлоп, Раз - вниз , хлоп-хлоп , И разочек , хлоп-хлоп ,хлоп- хлоп » Выполнение Два игрока становятся друг против друга и, приговаривая , выполняют ритмично хлопки : на нечётном слоге хлопают в ладоши , на четном по ладоням партнера . Произнося слова : «Правой»- хлопают правыми ладонями ; «левой» - левыми ладонями ; «хоп-хоп» -поднимают руки вверх ; вниз приседают. В дальнейшем дети , разучив текст (или составив свой) и его пересказывая , показывают свои варианты упражнений. ритмичным Речедвигательные сопровождаются подсчетом , математическими считалками «на умножение» , а также чтением стихотворений и чередуются с выполнением упражнений упражнениякомплекс Заканчивается данный молча. упражнениями на восстановление дыхания или эвримией, снимающей эмоциональное напряжение. Эти упражнения предназначены младшим школьникам и входят во вводную часть урока. Аты - баты - как солдаты Дружно в ногу мы идем , Аты - баты - как солдаты Мы командуем - кругом «рядышком идем вдвоем, Дружно песенку поём: Рура-рура ,рура , ром , Спели пеню и - кругом !» Стою ровно- руки вниз , Вдох - тянусь ч к солнцу ввысь . Упражнение повторяю. Раз , два ?три , четыре – Поднимаю руки шире. Бегаю я далеко, Бегаю я близко, Прыгаю я высоко, Приседаю низко Наклонюсь я вперед, А потом- наоборот. Наклонюсь я назад Восемь, десять раз подряд. Вправо наклоняюсь – Очень удивляюсь я. ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ СТИХОВ 1.ЕСЛИ Б Я БЫЛ ПЕТУШКОМ С БОЛЬШИМ КРАСНЫМ ГРЕБЕШКОМ Я БЫ КУРОЧЕК СТЕРЁГ, ОТ ХИТРЮЩИХ ЛИС БЕРЁГ. УБЕГАЙ ЛИСА , ПОКА НЕ НАМЯЛ ТЕБЕ БОКА. 2. ЕСЛИБ ОЛЕНЁНКОМ БЫЛ, Я БЫ ПО ЛЕСУ БРОДИЛ Я БЫ БЕГАЛ БЫСТРО-БЫСТРО КИЛОМЕТРОВ ДВЕСТИ-ТРИСТА. 3. БЫЛ БЫ МИШКОЙ КОСОЛАПЫМ , ТОПАЛ БЫ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ , НА ДЕРЕВЬЯ ВМИГ ВЗБИРАЛСЯ , ЧЕРЕЗ ЧАЩУ ПРОбИРАЛСЯ ЕСЛИБ В МЫШКУ ПРЕВРАТИЛСЯА вот другие примеры, где также представлены двигательные Я Б ВЕРТЕЛСЯ И КРУЖИЛСЯ ЧТО ТО НЮХАЛ,ГРЫЗ , ЖЕВАЛ, БЫСТРО Б В НОРКУ УБЕГАЛ. ЕСЛИ Б ПРЕВРАТИЛСЯ В КОШКУ , СЛАДКО СПАЛ БЫ У ОКОШКА , ПРОГИБАЛ БЫ СПИНКУ ПРЫГАЛ БЫ В КОРЗИНКУ. ЕСЛИ Б ГОРНЫМ БЫЛ ОРЛОМ , Я Б ПАРИЛ НАД ТАБУНОМ , К СОЛНЦУ ПОДНИМАЛСЯ В ВЫСЬ , ПАДАЛ В БЕЗДНУ КАМНЕМ ВНИЗ. действия персонажей ПРОГУЛЯТЬСЯ ВЫШЕЛ СЛОН ПО ДОРОЖКЕ ХОДИТ ОН , ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН- ЦЕЛЫЙ РЯД СЛОНОВ ЗА НИМ ШАГАЕТ ПО ПУСТЫНЕ ГОРДЫЙ ВЕРБЛЮЖЁНОЧЕК ДВУГОРБЫЙ , ОН ШАГАЕТ НЕ ОДИН- КАРАВАН ИДЕТ ЗА НИМ. МЕДЛЕННО ПОЛЗЕТ БЕДНЯЖКА – ПО ТРОПИНКЕ ЧЕРЕПАШКА. ТОЛЬКО К РЕЧКЕ ПОДПОЛЗЛА – БЫСТРО-БЫСТРО ПОПЛЫЛА В РУЧЕЙКЕ ПРОЗРАЧНО ПРЫТКО ВЕСЕЛО РЕЗВЯТСЯ РЫБКИ. ТО ОНИ ПРЯМЫЕ ТО ОНИ КРИВЫЕ ТО ВОЛНООБРАЗНЫЕ НО ВСЕГДА НЕМЫЕ. Руки я сгибаю – Мышцы напрягаю. Руки разгибаю – Мышцы укрепляю . Стою ровно, руки вниз, Вдох- тянусь я к солнцу ввысь Выдох - руки опускаю . Мышцы тела расслабляю.