Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения.
Цели:
учебно-познавательные:
-подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;
-повторить
алгоритм написания сжатого изложения;
интеллектуально-развивающие:
-продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте
главной и второстепенной информации;
-развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
-развивать
умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную
информацию в тексте;
воспитательные:
-раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.
Тип
урока:
Комбинированный(повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная
работа, творческая работа.
Оборудование урока:
-дидактический материал (текст изложения - 1 экземпляр для каждого учащегося, тексты памяток написания изложений, пустая таблица для написания микротем);
-
презентация.
Ход урока:
I. Оргмомент. Сообщение
темы и цели урока .
II. Вступительное слово учителя.
Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми
дета-лями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо
моментов уточнения.
Например, о том, как мы всем классом отмечали день рождения родившихся осенью, можно написать на несколько страниц. А можно сообщить кратко:«В пятницу вечером мы в своём кабинете отмечали день рождения тех, кто родился осенью».
Умение
кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях
может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати,
или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и
русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, эти умения
помогут в написании сжатого изложения.
– Что значит: пересказать текст подробно, сжато?
Слово сжато от глагола сжать (сократить,
уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из
текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия.
III Работа по памяткам написания изложений .
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить
изобразительно- выразительные средства.
2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
3. Выделить в тексте все части.
4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
5. Составить план сжатого изложения.
6. В каждой части текста отметить главное.
7. Отметить то, что можно объединить.
8. Подобрать обобщающие слова и предложения.
9. Изложить сжато каждую часть.
10. Подумать, как связать части между собой.
11. Объём изложения – от 70 до 90 слов.
III. Чтение текста учителем.
Текст ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.
Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире. (По Д.С. Лихачёву)
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.
2
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.
3
До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям.
IV.
Анализ текста . Беседа по следующим в о п р о с а м :
1. Какова тема и главная мысль этого текста?
(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства)
2. К какому типу речи относится? ( повествование
с элементом рассуждения)
3. Докажите, что этот текст публицистического
стиля (обращение к публике, к читателю)
4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка?
(1и2 предл.-экспозиция, с 3- завязка)
6. Укажите развязку в тексте( не думайте, что взрослым
вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)
7. На сколько смысловых частей можно разбить
текст? (на 3)
8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в
каждой части текста?
9. Какие части текста можно объединить?
(Последний абзац)
V. Сжатие текста и составление плана .
1 часть.
1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется икруг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (20 слов)
? Способ сжатия? -Исключение.
1-й пункт плана. Запишем его как микротему в листы.
Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.
2 часть.
5) В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. 6) Радостьведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. (41 слово)
2-й пункт плана. Запишем его как микротему в листы.
В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.
3 часть.
7) Храните молодость до глубокой старости.8) Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях.9) Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. 10) Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными» и будете жить в другом мире. ( 27 слова)
3-й пункт плана. Запишем его как микротему в листы.
До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в привычках, в своей открытости людям.
Орфографическая и пунктуационная подготовка .
1. Как определить окончание глагола? (1 и 2 спряжение)
2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет)
3. Как определить, когда у существительных на конце пишется У, а когда И?
4. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 скл. (молодость)
А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 4 словоформируется?
а) развивается б) определяется в) организовывается
А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? ( в 3-й)
А 7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? (приобретённых)
В 2.Замените словосочетание душевное богатство , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)
В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца
(храните – односоставное, обобщ.-личн.)
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5.( Три)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.