Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Оценка 4.6
Лекции
doc
администрации +1
Взрослым
27.02.2017
В современное время, время перемен стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно школа готовит детей к современной жизни. Важнейшей задачей школы является создание условий для развития творческих способностей учащихся. Сегодня многие педагоги нашей школы осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Перед педагогическим составом школы стоят задачи:
• создание максимально-благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной деятельности.
• стимулирование творческой деятельности учащихся.
• обеспечение максимально благоприятных условий для личностно-ориентированного развития детей;
• создание условий всем учащимся раскрыть свои таланты в различных направлениях.
Развитие творческих способностей.doc
Цепилова Ирина Васильевна, г. Бакал
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной
деятельности
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка
крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?»
изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по
небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель.
Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья
мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне
больше!» сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили.
Каждый год школа открывает двери для новых учеников.
Родители, отдавая своего ребенка в первый класс, надеются, что
школа не только научит, но и разовьет их творческие способности.
В основе работы с учащимися по развитию творческих способностей
лежат слова Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему,
светить», которое представлено виде педагогического кредо:
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
В современное время, время перемен стране нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно
школа готовит детей к современной жизни. Важнейшей задачей школы является создание условий для развития творческих способностей
учащихся. Сегодня многие педагоги нашей школы осознают, что истинная
цель обучения это не только овладение определенными знаниями и
наблюдательности,
навыками,
но и развитие воображения,
сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Перед педагогическим составом школы стоят задачи:
создание
максимальноблагоприятных
условий
для
интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся,
для реализации их личных творческих способностей в процессе
учебной деятельности.
стимулирование творческой деятельности учащихся.
обеспечение максимально благоприятных условий для личностно
ориентированного развития детей;
создание условий всем учащимся раскрыть свои таланты в различных
направлениях.
В средней, а зачастую и в старшей школе сам ребенок не осознает своих
возможностей, не определены перспективы развития. И это беспокоит как
самих учеников, так и их родителей. В раскрытии ребенка как личности
может помочь опыт учителя, который видит ученика на каждом уроке в
различных ситуациях и во внеурочной деятельности.
Как определить есть ли у ребенка творческий потенциал? Ведь
творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.
Творческий потенциал ученика можно определить по следующим
признакам:
оригинальность в решении поставленных задач;
инициативность;
целенаправленность в выборе видов деятельности; неординарность подходов;
интенсивность умственного труда.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют
специального организованного процесса обучения и воспитания, коррекции
содержания учебных программ, создания педагогических условий для
самовыражения в творческой деятельности. Учителя нашей школы на всех
уроках целенаправленно работают с одаренными учениками:
индивидуальные задания, участие в олимпиадах, работа над проектами и их
защита, участие в круглых столах и т.д., стремясь учить ребенка
целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные
знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием
деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает
детей к творческой активности.
Процесс обучения протекает с различным приложением сил,
познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних
случаях он носит характер подражательный, в других поисковый,
творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный
результат уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Во время
занятий учащиеся общаются и разбирают работы, которые создаются всеми
детьми.
Так в рамках реализации программы по литературному чтению работа
учителя начальных классах должна быть направлена не только на
формирование навыков чтения, но и на:
развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,
обогащение нравственно эстетического и познавательного опыта
ребенка. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от
того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа
психологопедагогической и научнометодической литературы
(Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и
др.) мы выделили следующие требования к творческим заданиям:
соответствие условий выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня решения;
учет возрастных интересов учащихся.
Учитывая эти требования, мы выстроили систему творческих заданий,
под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных
заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом
качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие
креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный,
деятельностные и результативные компоненты.
Поэтому на своих уроках мы вместе с детьми создали маленькую страну,
которая называется «Страна Вообразия». Любую деятельность, в том числе
и творческую, можно представить в виде выполнения определенных
заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как "…задания,
требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик
должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях,
создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое”. Вот и мы в своих
работах постарались это отразить.
Приведу несколько примеров из нашего творчества. Мы побывали на
русском языке в «Стране вежливых слов».
Шел по лесу крокодил. Всем «спасибо» говорил.
А веселые мартышки
Запустили в детей шишки.
Говорили «извините», «извините» и простите!
Рано утром я проснусь,
Маме нежно улыбнусь.
«С добрым утром!» ей скажу,
И гулять я убегу.
Жук упал и встать не может.
Ждет, когда ему помогут.
И так будьте же добры
Переверните со спины!
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке.
Добрый день! Как дела?
Сорок лапок подала.
Пока лапки он ей жал
Тут и вечер набежал
А на уроках литературного чтения, как русский народ учились
сочинять сказки. « В одном городе жила Трюфелька. Она очень любила
свой город. Больше всего ей нравилось смотреть на разноцветные
флюгерные петушки. Однажды ночью был сильный ветер. Трюфелька
проснулась очень рано. И увидела, что флюгерные петушки стали белыми,
как горный сахар. Ей стало жаль своих разноцветных флюгерных петушков.
Она взяла свои медовые краски, раскрасила всех петушков, пока спали
люди. Когда они проснулись, то даже не заметили, что дул сильный ветер». Развитие творческих способностей школьников не может
происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача
это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого
процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Развитие творческих способностей школьников в условиях учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.