Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования
Оценка 5

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство +1
Взрослым
02.03.2018
Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. Даже если знакомство Шахматной страной ограничится только на начальном уровне, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен. Я считаю, что шахматы многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования.docx
Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования.     Шахматы ­ это   древнейшая игра, которая  доставляет  много радости, удовольствия   и   в   то   же   время   оказывает   огромное   влияние   на     развитие человека.   Игра   в   шахматы   развивает   наглядно­образное   мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,   целеустремленность.   Ребенок,   обучающийся   этой   игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше учатся в школе*.  Принимая во внимание то, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо   от   их   уровня   интеллектуального   развития,     определило направление моих занятий по шахматам.    Рабочая программа для занятий по шахматам   составлена     в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования, на основе   авторской   программы Сухина И.Г.     Содержание учебной программы направлено на деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,   сравнивают,   классифицируют,   группируют,   делают   выводы, выясняют закономерности.  Актуальность  данной программы  заключается в том, что она направлена на     развитие личности ребёнка, формирование его творческих   способностей,   воспитание   важных   личностных   качеств.  Это особенно   актуально   в   связи   с   переходом   образовательных   учреждений   на новые ФГОСы, требующие от обучающегося  умения самому учиться, самому создавать   своими   руками   оригинальные   творческие   продукты.        Цель программы   ­   создание   условий   для   развития   интеллектуально­творческой, одаренной личности через занятия шахматами.   При этом предусматриваются различные формы работы:   игровые ситуации, чтение дидактических сказок, разгадывание   загадок,   составление   и   разгадывание   кроссвордов, художественное   оформление   рисунков   на   шахматную   тему,   а   также использование занимательного материала.  Формирование   шахматного   мышления   у   ребенка   проходит   через   ряд этапов   от   репродуктивного   повторения   алгоритмов   и   схем   в   типовых положениях, до творческого применения знаний на практике. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:  1. При знакомстве с шахматными фигурами.  2. При изучении шахматной доски.  3. При обучении правилам игры;  4. При реализации материального перевеса.    Большую   роль   играют   общие   принципы   ведения   игры   на   различных этапах   шахматной   партии,   где   основным   методом   становится продуктивный. Продуктивный   метод   играет   большую   роль   и   в   дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры. _____________________________________________________________ * Шахматы ­ школе. М. Педагогика. 1990 г.  Для   того   чтобы   реализовать   на   доске   свой   замысел,   учащийся овладевает   тактическим   арсеналом   шахмат,   вследствие   чего   формируется следующий алгоритм   мышления:   анализ позиции ­ мотив ­ идея ­ расчёт ­ ход.     При изучении дебютной теории основным методом является частично ­поисковый.   Наиболее   эффективно   изучение   дебютной   теории осуществляется   в   том   случае,   когда   большую   часть   работы   ребенок проделывает самостоятельно.  В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, тесты, картотека дебютов и др.).    На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).  Метод   проблемного   обучения.   Разбор   партий   мастеров   разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.  Использование   этих   методов   предусматривает,   прежде   всего, обеспечение   самостоятельности   детей   в   поисках   решения   самых разнообразных задач.  На   занятиях   используется   материал,   вызывающий   особый   интерес   у детей: мультфильмы, загадки, стихи, сказки и песни о шахматах, шахматные миниатюры   и   инсценировки,   а   также   обучающие   диски   «Динозавры   учат шахматам»,   «Аладдин   волшебные   шахматы»,   головоломки   по   темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, викторины и др.  Кроме этого   учащимся   предлагаются   темы   для   самостоятельного   изучения: «Предсмертный   шах,   или   «Судья   в   ловушке»,   «Под   маской   простака», «Неисчерпаемая кладовая» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для  проверки  полученных знаний.    Особенность   программы   заключается   в   предоставлении   учащимся возможности   овладения   достаточно   большим   объемом   реально   значимых теоретических и практических знаний и умений. Так как, я работаю в учреждении дополнительного образования детей, где дети приходят по желанию, им было комфортно на занятиях,   я  создаю благоприятный психологический климат, творческую  атмосферу, дружеские отношения   между   ними, взаимопонимание,   наличие системы   стимулов и поощрений. Шахматная игра сочетает  в себе элементы искусства, науки и спорта.   Соприкосновение   с   этими   важными   областями   общечеловеческой культуры   вызывает   в   душе   ребенка   позитивный   отклик,   способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Многие ребята участвуют в различных конкурсах  местного, окружного и   федерального   значения.   В   международном   литературном   конкурсе «Купель»   2012­2013г.г.   по   произведениям     дети познакомились   с   творчеством   писателя   и   на   рассказ   «Чёрная   королева» написали стихотворение:    А.Костюнина,   «Сколько здесь фигур резных: Пешка, Слон, Король, Ладья ­ Закружилась голова! Помогите, помогите Мне в чудесный мир попасть! В этом мире  хитроумно и геройски побеждать! Ведь в королевстве этом Зимой, весной и летом, Идут лихие битвы, А войска не разбиты! Фигуры ­ это войско   Построены сражаться, Войны такой не бойся, Здесь можно улыбаться.   Играй с умом и смело На поле  славной битвы, Есть шахмат королевство, А мы  в ней  шахматисты!»   Одна   из   воспитанниц   написала     информационный   проект   на     тему: «Развитие шахмат в Югре» и приняла участие в районном конкурсе учебных проектов школьников (2013) и в   конкурсе   «Портфолио»(2014). В данной работе отражены размышления ребенка о пользе шахмат в жизни человека, подтверждения тому фрагмент из работы:  «О популярности шахмат  можно судить   по   таким   весомым   аргументам   как   создание   международных шахматных   организаций,   проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и многочисленных   международных   соревнований.   Наш   Ханты­Мансийский автономный округ по праву можно назвать центром шахматного образования.   Мы, подрастающее поколение   стремимся вырасти     такими, чтобы в самостоятельной   жизни       могли   стать   успешными,   умели   преодолевать трудности, достигать поставленные цели. Я думаю, что игра в шахматы может мне в этом помочь, но где в нашем округе профессионально я могу научиться играть в шахматы?   Эти размышления обозначили тему моего исследования "Развитие     шахмат   в   Югре".   Это   определило   актуальность   моего исследования,   которое,   я   думаю,   будет   интересно   не   только   тем,   кто увлекается   шахматами,  но   и  тем,  кому   не  безразлично   развитие   шахмат   в нашем  округе.  Занимаясь темой шахмат, я много узнала об этой старинной игре, о том, как и когда она появилась, какие изменения произошли в ней за это время, о том, как формировалась   шахматная игра, узнала много имен выдающихся людей почитателей шахмат, чемпионов мира. Также я убедилась, что в нашем округе большее значение уделяется развитию шахматного спорта как средства интеллектуального   развития   и   формирования   творческих   способностей молодежи. Шахматы входят в первую пятерку самых популярных в округе видов спорта.   Следовательно,   шахматы   –   это   не   только   старинная   и   очень увлекательная   игра,   а   целый   мир,   оказавшись   в   котором,   приобретаешь нужные качества, необходимые  в жизни». Занятия по шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков ­ поддерживать устойчивый интерес к занятиям.   Занятия   шахматами   разносторонне   развивают   человека,   его умственные   и   творческие   способности,   фантазию,   укрепляют   память, формируют   и   совершенствуют   сильные   черты   личности,   вырабатывают усидчивость,   учат   упорству,   терпению.   Стержневым   моментом   занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,   группируют,   делают   выводы,   выясняют   закономерности. Занятие шахматами положительно влияют на совершенствование   учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,   память,   мышление,   начальные   формы   волевого   управления поведением.  Шахматы   –   это   целый   мир.   Мир   логики   и   эмоций,   прекрасный   и страстный   мир   со   своими   взлетами   и   падениями,   радостями   и   печалями. Даже если знакомство Шахматной страной ограничится  только на начальном уровне,   не   беда   –   развивающий   эффект   процесса   обучения   древней   игре несомненен. Я считаю, что шахматы       многогранны и   обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования

Развитие творческих способностей в рамках шахматного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018