– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Проверка домашнего задания.
Игра «Куда летят самолёты?».
На доске два самолёта. У одного на крыле – буква д, а у другого – т.
Написаны слова:
ко_ компо_
лё_ мё_
пило_ самолё_
Два ученика работают у доски. Один ученик красным мелком соединяет букву д на самолёте с нужными словами (мёд, сад, лёд), а другой ученик зелёным мелком соединяет букву т на самолёте со словами, которые оканчиваются на эту букву (компот, пилот, самолёт). Остальные ученики записывают слова по вариантам:
I вариант – с буквой т.
II вариант – с буквой д.
Затем каждый вариант читает записанные слова, объясняя выбор той или иной буквы.
– В каком ещё слове из Рабочей тетради (задание № 4 в домашней работе) вы написали в конце букву д? (Поход.)
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
Русский язык
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Урок 136 (105).
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Цель:
– развитие умений писать слова с орфограммойбуквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать
проверочные слова.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Проверка домашнего задания.
Игра «Куда летят самолёты?».
На доске два самолёта. У одного на крыле – буква д, а у другого – т.
Написаны слова:
ко_ компо_
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
© ООО «Баласс», 2012
1по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
лё_ мё_
пило_ самолё_
Два ученика работают у доски. Один ученик красным мелком
соединяет букву д на самолёте с нужными словами (мёд, сад, лёд), а
другой ученик зелёным мелком соединяет букву т на самолёте со
словами, которые оканчиваются на эту букву (компот, пилот,
самолёт). Остальные ученики записывают слова по вариантам:
I вариант – с буквой т.
II вариант – с буквой д.
Затем каждый вариант читает записанные слова, объясняя выбор
той или иной буквы.
– В каком ещё слове из Рабочей тетради (задание № 4 в домашней
работе) вы написали в конце букву д? (Поход.)
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
1 3 3
– На основе выполненного задания сформулируйте цель урока.
(Будем учиться писать слова с буквами согласных в конце слов.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
предположение на основе работы
с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙΙ. Развитие
умений –
применение
знания.
1 2 4 3 1
1. Словарная работа.
На доске в транскрипции записаны слова: [нарот], [горат], [вакрук],
[раскас].
Прочитайте слова.
– Какие из них вам знакомы? Как они называются? (Словарные слова.)
Запишите их. Обозначьте орфограммы.
– Какие виды орфограмм вы обозначили? (Непроверяемые буквы
гласных в корне; буквы согласных в конце слова.)
– Можно ли проверить написание букв согласных в конце слов? (Да.)
Назовите проверочные слова.
– А как бы вы написали слово вокруг? Можно ли подобрать проверочное
для буквы безударного гласного? А для буквы согласного в конце слова?
– Посмотрите в словаре в конце учебника, как пишется слово вокруг.
– Что оно обозначает? Используйте для запоминания слово кругом.
2. Запись под диктовку:
По_ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
– Обозначьте все орфограммы. Сколько их? (8.)
– Какие из орфограмм вам неизвестны? (Буква е в слове слышен.)
– Назовите буквы согласных в конце слов. Какие из них вы не
обозначили как орфограммы? (м, н.) Почему? (Это буквы непарных по
звонкости звуков.)
3. Выполнение задания № 1, тема 16 в Рабочей тетради.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3– Докажите, что в выбранном вами варианте – слове крем – нет
орфограммы. (Звук [м] – звонкий непарный (П сонорный), обозначается
только одной буквой, нет другой буквы для обозначения этого звука.)
– Почему в слове шкаф есть орфограмма в конце слова, ведь здесь нет
оглушения? (Это буква парного по глухости звука, есть выбор букв ф
или в, подбираем проверочное слово – шкафы.)
Д Т
4. Работа по учебнику.
Упр. 240 – развивается умение писать слова с проверяемыми буквами
согласных в конце слов с опорой на проверочные слова.
Методическая рекомендация: в сильном классе можно попросить
детей продиктовать слова друг другу в парах (по 3–4 пары слов), а
записать только слова с буквами согласных в конце слов.
Упр. 241 – развивается умение разграничивать значения слов в группах
и писать слова с орфограммойпроверяемой буквой согласного в конце
слова.
– Прочитайте. Почему слова разбиты на три группы? Что объединяет
слова в каждой группе? (1я – однокоренные, 2я – с близким значением,
3я – с близким звучанием.)
– Что написано сначала? (Проверочные слова.)
– В каких словах есть изученная орфограмма? Спишите. Обозначьте
орфограмму.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
© ООО «Баласс», 2012
4– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Изобразите в виде схемы то, чем мы занимались на уроке.
Ученики могут придумать самые разные варианты, которые
должны отразить разные способы работы с правилом.
?
(парн. гл./зв. согл.) согл. + гласн. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 243 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
© ООО «Баласс», 2012
5