Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Блицопрос «Знатоки орфограммы-буквы согласного в конце слова».
– Поставьте знак «плюс», если утверждение верное, и знак «минус», если неверное.
1) Все согласные звуки в конце слова оглушаются.
2) Оглушение происходит в письменной речи.
3) Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, нужно подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
Русский язык
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Урок 138 (107).
Тема: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Цель:
– развитие умений находить в тексте слова с орфограммойбуквой согласного в конце слова, подбирать проверочные
слова и графически обозначать орфограмму.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Блицопрос «Знатоки орфограммыбуквы согласного в конце слова».
– Поставьте знак «плюс», если утверждение верное, и знак «минус», если
неверное.
1) Все согласные звуки в конце слова оглушаются.
2) Оглушение происходит в письменной речи.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
© ООО «Баласс», 2012
1по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
3) Чтобы правильно написать букву согласного на конце слова, нужно
подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
4) Буква парного по глухостизвонкости согласного в конце слова – это
орфограмма.
5) Буквы согласных звуков [л], [м], [н], [р], [й'] в конце слова проверять
не нужно.
6) Во всех проверочных словах для орфограммыбуквы согласного в
конце слова должен появиться гласный.
В тетрадях должна быть запись: –, –, –, +, +, +.
Свои записи ученики сверяют с записью на доске. Учитель ещё раз
читает предложения, и дети называют и исправляют ошибки в тех
утверждениях, где они есть.
2. Проверка домашнего задания (упр. 243).
На доске записаны слова:
Берега, гербы, жемчуга, склады.
– Выполните схемы слов в тетрадях. Поставьте ударение.
(––|––|––, ––|––, ––|––|––, ––|––)
Один ученик работает на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
© ООО «Баласс», 2012
2– Согласны ли вы с такой постановкой ударения? Прочитаем по схемам.
(Хоровое чтение.)
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
ΙΙΙ. Развитие
умений –
применение
знания.
текст, орфограммабуква
1 3 3
– Запишите ключевые слова урока:
согласного в конце слова, проверочные слова.
– Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов.
(Будем учиться находить в тексте слова с орфограммойбуквой
согласного в конце слова и подбирать проверочные слова.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 2 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 246 (выборочный диктант) – развивается умение находить в
тексте слова с орфограммойбуквой согласного в конце слова и
орфограммойнепроверяемой буквой гласного в корне слова.
Дети самостоятельно находят и выписывают слова с орфограммой
буквой согласного в конце слова.
– Какие ещё орфограммы есть в этих словах? (Буква ь в конце слов
медведь, прорубь, голубь, морковь; непроверяемая буква безударного
гласного в корне: медведь, карниз, морковь.) Подчеркните их.
– Что обозначает слово карниз?
– Запомните написание словарных слов.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
предположение на основе работы
с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
© ООО «Баласс», 2012
31. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Упр. 248 – развивается умение на слух (с предварительной
подготовкой) находить орфограммыбуквы согласных в конце слов и
писать предложения с такими словами под диктовку. Проверка
написания.
– К каким предложениям относятся схемы?
|______ ______ |_______. ( 3е предл.)
|______ ______! (6е предл.)
|_____ – _____, __ |________ – _______. (Последнее.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Дополнительно: Максимум
Упр. 246 («Дидактический материал»). Выполняется по трём
вариантам.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
IV. Итог урока.
– Как найти орфограммубукву согласного в конце слова? (Произнести
слово и послушать, что звучит в конце. Если глухой парный звук –
© ООО «Баласс», 2012
4значит, есть орфограмма.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 6, тема 16 в Рабочей тетради.
П. Задание № 9, тема 16 в Рабочей тетради.
Упр. 247.
Деятельность учеников:
Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
© ООО «Баласс», 2012
5