Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 4.6

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
русский язык
1 кл—3 кл
22.03.2017
Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время все более очевиден недостаток в образовательном уровне обучающихся, в том числе и в уровне овладения русским языком. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечено, что русский язык в системе школьного образования – это не только предмет изучения, но и средство обучения, определяющее успешность в овладении всеми образовательными предметами и качество образования в целом. Именно успешное и осознанное овладение родным языком является основой формирования УУД, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.
Статья. Истомина Л.В..docx
Истомина Людмила Викторовна, учитель начальных классов  МБОУ «Федоровская СОШ №5»  п. Федоровский Сургутского района ХМАО­Югра Тюменской области Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка   в начальной школе В   настоящее   время   все   более   очевиден   недостаток   в   образовательном уровне  обучающихся, в  том  числе   и в  уровне  овладения  русским  языком.  В «Фундаментальном   ядре   содержания   общего   образования»   справедливо отмечено, что русский язык в системе школьного образования – это не только предмет   изучения,   но   и   средство   обучения,   определяющее   успешность   в овладении   всеми   образовательными   предметами   и   качество   образования   в целом.   Именно   успешное   и   осознанное   овладение   родным   языком   является основой формирования УУД, которые в свою очередь порождают компетенции, знания,   умения,   навыки,   а   значит,   обеспечивают   воспитание   всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться  в сложном современном мире.  Процесс   формирования   универсальных   учебных   действий   получает реализацию   в   рамках   целостного   образовательного   процесса   при   изучении системы   учебных   предметов   и   дисциплин,   в   метапредметной   деятельности, организации   форм   учебного   сотрудничества   и   решения   важных   задач жизнедеятельности школьников. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО дает понятие, основные   функции, состав и характеристику универсальных   учебных   действий.   Задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы проанализировать   возможности   каждого   из   учебных   предметов   для формирования   определенных   УУД   в   соответствии   с   планируемыми результатами;   включить   в   «рабочие»   программы   по   предметам   и   курсам формирование   УУД   в   соответствии   с   требованиями   к   результатам   освоения ООП НОО и Программы формирования универсальных учебных действий. Успешный   процесс  обучения   русскому   языку  напрямую   зависит   от степени    сформированности обучающимися универсальных учебных действий, которые   получают   формирование   уже   на   начальном   этапе   образовательного процесса, то есть в младших классах. Рассмотрим подробнее. Универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе позволяют достичь следующих умений: ­ использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках; ­ ориентирование в целях, средствах и задачах общения; ­   выбор   адекватных   языковых   средств   для   решения   коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты); ­ стремление к полному и точному выражению собственной позиции; ­ умение задавать вопросы.  В «Программе планируемых результатов» прописано, что выпускники в результате освоения познавательных УУД  получат возможность научиться: ­   осуществлять   расширенный   поиск   информации   посредством использования ресурсов библиотечного фонда и Интернета; ­ производить фиксацию полученной   информации об окружающем мире различными способами, включая инструменты ИКТ; ­   создавать   и  преобразовывать   языковые   модели   и  схемы   для   решения поставленных задач; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ осуществлять поиск наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий; ­   осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей   при   условии самостоятельного достраивания и восполнения недостающих компонентов; ­   производить   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   выбирая самостоятельно основания и критерии для указанных логических операций; ­   осуществлять   построение   логических   рассуждений,   включающие установление причинно­следственных связей; ­ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Введение новых стандартов привело к переосмыслению основных целей и ценностей  современного  начального  образования.    Простая передача  готовых знаний, умений и навыков от учителя обучающимся заменилась   на развитие способностей   ученика   к   самостоятельной   поставке   учебных   целей, проектированию   траектории   к   их   реализации,  контролю   и   оцениванию   своих достижений. С   момента   знакомства   обучающихся   с   учебным   предметом   «Русский язык» они учатся: ­   использовать   учебные   пособия:   правильно   находить   необходимую страницу, тему, задание,   учатся понимать схемы, таблицы и другие символы, которые представлены  в учебниках;  ­ использовать знаково­символичные средства для решения поставленных  учебных задач;  ­   осознавать   познавательную   задачу:   читать   и   слушать,   извлекая необходимые данные, а также производить самостоятельный поиск информации в рамках учебных материалов, рабочих тетрадей. Познавательные   универсальные   учебные   действия   обеспечивают возможность   каждому   обучающемуся   самостоятельно   ставить   учебную   цель, производить   поиск   и   использование   необходимых   средств   и   способов   их достижения, создают условия развития личности и её самореализации. С точки зрения усвоения познавательных УУД на уроках русского языка в младших классах необходимо создать атмосферу причастности каждого ученика к   образовательному   процессу.   Для   этого   школьникам   важно   ответить   на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего ученику могут пригодиться полученные знания?»,  «Зачем   ученику   необходимо   познакомиться   с  новыми   звуками   или новыми буквами?». Процесс   формирования познавательных УУД на уроках русского языка происходит   с   этапа   введения   определения   понятия   «общий   признак»   –   это анализ, сравнение и обобщение. Формирование данных действии осуществляется сначала   с   помощью   учителя,   а   затем   самостоятельно.   Так,   например,   при знакомстве учеников в первом классе со звуками необходимо дать анализ, как именно мы произносим согласные или гласные буквы. Необходимо указать, что гласные звуки создаются при помощи голоса, а согласные посредством шума. Разница   природы   создания   звука   –   главный   критерий   при   дальнейшем знакомстве обучающихся со звуками. Это   изобразить в виде схемы, которой ученики   смогут   воспользоваться   самостоятельно.   На   начальном   этапе знакомства с новым звуком  учитель может предложить классу произнести звук [о:], и самостоятельно определить каким он является: согласным или гласным. Таким образом, ученикам предстоит решить проблемную ситуацию. Используя уже полученные знания о природе звуков и при помощи схемы, обучающиеся могут провести анализ этого звука. При решении учебной   ситуации ученики использовали  учебное пособие, а именно заранее зафиксированную информацию в виде схемы, а значит использовали знаково­символичное средство для решения поставленной познавательных УУД.      задачи,   что   является   критерием   сформированости С целью эффективного процесса формирования такого познавательного УУД   как   моделирования   на   уроках   русского   языка   во   втором   классе обучающимся   предлагается     производить   самопроверки   и   взаимопроверки звуко­буквенного анализа слов. Учитель может  предложить готовые модели для проверки, которые содержат  различные виды ошибок: неправильное количество слогов, звуков, ошибки в определении твёрдости­мягкости, звонкости­глухости согласных звуков. Для того чтобы ученики могли решить поставленную учебную задачу   необходимо     совместно   с   учителем   составить   алгоритм   проверки соотнесения моделей со словами, а так же провести анализ подобных слов. На   начальном   этапе   изучения   русского   языка   ученики   должны   уметь осуществлять     рефлексивную   самооценку.   Это   осознание     разницы   между   собственным   незнанием,   между   собственными реальными   знаниями   и   возможностями и ограничениями. Для определения уровня освоения учителю необходимо   создать     систему   заданий,   которые     направлены   на   обучение учеников способности к различению известного от неизвестного.   Обучающиеся должны научиться осознавать свою работу в виде суммы многих умений.  Начиная с 3 класса, ученики обучаются поиску необходимой информации при помощи дополнительной справочной литературы: используют энциклопедии, справочники, словари, электронные  и цифровые ресурсы. На всех этапах урока русского   языка   происходит   анализ   языковых   явлений,   классификация   и обобщение,   синтез   как   составление   частей   целого.   Операция   сравнения, установление причинно­следственных связей, установление аналогий – все эти виды   мыслительной   деятельности   приводят   к   формированию   познавательных УУД.  Для того чтобы наиболее эффективно происходил процесс формирования познавательных УУД учителю необходимо скомпоновать в рамках урока такие задания, правильный результат выполнения которых не содержится в готовом виде в учебниках. Но на решение заданий в текстах и иллюстрациях учебника содержатся   подсказки,   которые   путем   поиска,   анализа   и   синтеза   позволяют найти правильный ответ. Такие задания способствуют побуждаю обучающихся самостоятельно сделать выводы и обобщения.  Одним из эффективных приемов формирования познавательных УУД на уроках русского языка в младших классах является метод «гипотез». Учитель задает   обучающимся   проблемный   вопрос,   для   решения   которого     учащиеся выдвигают гипотезы, стараясь  обосновать свою точку зрения. Гипотеза может быть либо ошибочной, либо истинной: Почему – ча/ща пишутся с а? Для того, чтобы подтвердить или   опровергнуть эту гипотезу, обучающимся необходимо определить:   все   ли   слова   пишутся   именно   так.   Для   этого   необходимо воспользоваться учебными материалами и найти примеры слов с ча/ща. Конечно, самостоятельно найти ответ на этот вопрос ученики младших классов не смогут, но этот вопрос можно оставить для домашней подготовки, в ходе которой дети могут воспользоваться дополнительной литературой.  Развитию познавательных УУД в ходе изучения русского языка в младших классах способствует такая форма урока, как составление плана урока. Целью такого урока является необходимость наметить ход, способы, этапы познания, поставить учебные задачи, которые предстоит решить обучающимся на данном уроке. Так, например, при изучении темы «Как и почему меняется словарный состав языка?» обучающиеся путем планирования материала ставят для себя учебные   задачи.   Учитель   предлагает   ответить   ученикам   на   поставленные вопросы.   В   ходе   работы   ученики   находят   пробел   между   тем,   что   им   уже известно, а что еще не знают. Именно эти вопросы становятся пунктами плана. Такой   формы   работы   целесообразно   применять   на   уроках   в   4  классе,   когда учеников достаточно сформировано критическое мышление и умение выделять главные мысли из потока информации.  Помимо   использования   активных   методов   и   форм   обучения   в   рамках изучения   русского   языка   в   младших   классах   эффективность   формирования познавательных УУД возможно повысить при использовании в рамках урочных и домашних занятий заданий, направленных на мини­исследование. Так, например, обучающимся   3   класса   при   изучении   однокоренных   слов   можно   предложить подготовьте развернутый ответ – исследование на такие вопросы как: ­ Слова «снег», «снежок» являются ли однокоренными словами?  ­ Корень с чередование – что это?  Учитель должен назвать, какие источники литературы помогут ученикам ответить на поставленные вопросы и проиллюстрировать пример ответа, то есть дать конкретный алгоритм действий, так как на начальной ступени образования обучающиеся   еще   не   способны   в   полной   мере   самостоятельно   производить исследования. Подобные задания способствуют формированию познавательных УУД   как   действия   исследования,   поиска,   отбора   и   структурирования необходимой информации. Процесс   формирования   регулятивных   УУД   на   уроках   русского   языка  учебника.  На   уроках   русского   языка   младший основан   на   использовании   школьник   учится   контролировать   свою   деятельность   в   ее   процессе   и контролировать   результаты   выполнения   различных   задач.   Причиной   тому является   то,   что   система   заданий   ориентирует   ученика   на   проверку правильности выполненного задания в соответствии с определенными правилами и алгоритмами при помощи таблиц и рисунков на уроке русского языка.  В   рамках   изучения   русского   языка   обучающимся   предстоит   овладеть всеми основными компетенциями, направленными на организацию своей работы, включая   способность   принимать   и   сохранять   учебную   цель   и   задачу, планировать ее реализацию, осуществлять пошаговый и итоговый контроль. При   изучении   курса   русского   языка   в   начальной   школе,   обучающиеся часто   испытывают   трудности   в   систематизации   материала.   Необходимую помощь   может   оказать   справочник.   Но   в   большинстве   справочников   по русскому   языку   материал   дается   в   текстовой   форме.   Используемые   в справочниках   формулировки   определений   языковых   фактов   аналогичны   тем, которые   даются   в   учебниках.   Для   многих   учащихся   бывает   трудно   выявить необходимые сведения из текста и запомнить их.  Для   преодоления   данных   трудностей   разрабатываются   справочники   по курсу   русского   языка   для   начальной   школы   в   виде   блок­схем,   таблиц   и алгоритмов,   которые   помогают   учащимся   автоматизировать   умение пользоваться полученными знаниями и контролировать как конечный результат работы,   так   и   пошаговый.   Блок­схемы   и   алгоритмы   дают   наглядное представление информации, что облегчает подачу, контроль, а, следовательно, и усвоение материала.  Особое   внимание   работ   по   блок   схемам   и   алгоритмам   уделяется   в   4 классе   по   УМК   «Перспектива».   Выполняя   упражнения   по   образованию временных   форм   глагола,   учащиеся   часто   путают   глаголы   совершенного   и несовершенного вида, что приводит к ошибкам. Например: глагол «решать» в будущем времени выглядит как «решит». О составной форме глагола «будет решать» учащиеся даже не думают. Поэтому необходимо ввести в начальной школе   понятие   вида   глагола.   Это   облегчает   восприятие   материала   по образованию временных форм глагола. Используя   в   работе   ранее     алгоритмы   по   определению   вида   глагола, ученики каждый пункт сравнивают с образцом, то есть контролируют пошагово, осваивая одну из критериальных компетенций сформированоости регулятивных УУД. Мы можем сказать, что обучение русскому языку дает большой потенциал для формирования регулятивных УУД, так как многие задания выполняются по схемам   и   алгоритмам,   по   итогам   в   сравнении   с   оригиналом.   Такая   работа позволяет ученикам распланировать свою работу для достижения цели. Задачей   учителя   младших   классов   является     обучение   ребенка, способствующее вырабатыванию  у него личного сознания, умений и привычек, которые отвечают требованиям самоопределения, отражают личную культуру, то есть формирование личностных УУД. Основная цель формирования личностных УУД в начальной школе – это способность   младших   школьников     адекватно   анализировать   положения личностного,   жизненного самоопределения;   установление   учащимися   связи между   целью   учебной   деятельности   и   ее   мотивом;   оценивание   усваиваемого содержания образования с учетом социальных и личностных ценностей.  На   уроках   русского   языка   личностные   УУД   развиваются   посредством работы учеников с текстами, данных в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных   карточках,   при   написании   сочинений   и   изложений.   Тексты должны   содержать   положения   нравственного,   морального,   патриотического, этического   воспитания.   Тем   самым   развиваются   и   формируются   личностные действия,   направленные   на   осознание   и   принятие   жизненных   ценностей, влияющие на самоопределение, ориентирование в моральных нормах. Благодаря этим   текстам   ученики   приходят   к   пониманию   необходимости   сохранять   и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми (а вернее дети с помощью   учителя)   дает   нравственную   оценку   содержанию   этих   упражнений (дети определяют идею данных текстов). Коммуникативные учебные действия в процессе изучения русского языка в начальной школе закладываются при сотрудничестве младшего школьника с соседом по парте или товарищем в группе. Стоит отметить, что в начальной школе   учебные   занятия   часто   включают   в   себя   игровые   элементы,   которые характеризуются   частым   взаимодействием   учеников.   И   именно   при   таком взаимодействии формируются коммуникативные учебные действия. Построение программы по УМК «»Школа России», предлагаемые темы и упражнения, изучаемые в третьем классе на уроках русского языка, включают в себя   механизмы   восприятия,  способствующие   формированию   способностей   к коммуникативным учебным действиям младших школьников. В учебник включены такие речевые задания как «Придумай продолжение текста», В ходе работы обучающиеся формируют умения высказывать суждения с   использованием   терминов   и   понятий,   формулировать   вопросы   и   ответы   в процессе работы над упражнениями.  Отдельно отмечены упражнения «Повторяем с контролем». Такие задания способствуют  развитию умений строить беседу в вопросно­ответной форме.  Итак, можно сделать вывод, что «Русский язык» как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных   действий.   Работа   с   текстом   подразумевает   возможности формирования логических и аналитических действия, сравнения и установления причинно­следственных   связей.   Ориентация   в   синтаксической   и морфологической   структуре   языка,   а   также   усвоение   правил   строения предложения   и   слов,   графической   формы   букв   обеспечивают   развития символически­знаковых действий  у младших школьников  – замещения (звука буквой), моделирования (схематичный разбор состава слова), и преобразования модели (видоизменения слова).

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Развитие УУД в процессе обучения на уроках русского языка в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017