Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
10.11.2018
Урок позволяет углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа Замятина , познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивает образное мышление, творческое воображение, позволяет воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивает речь учеников.Цели
Образовательные:
Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя.
Развивающие: Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм.
замятин Мы.docx
Урок литературы № 3738
11 класс
Дата_________
Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Цели
Образовательные:
Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике
романа, познакомиться с биографией писателя.
Развивающие: Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение,
воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное.
Развивать речь учеников.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм.
Оборудование: портрет, тексты, слайды
“Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед
нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе: как избежать их окончательного
осуществления?”
Н.А.Бердяев
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия}
Запишем эпиграф.
Теперь вспомним, что же такое утопия?
{На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого
нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и
частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной
гармонии. Утопия – мечта.
На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы
ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.
Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924м году был опубликован в НьюЙорке
на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В
нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа
драматична, как и история жизни его автора.
– Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.)
Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но
оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над
Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына.
Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал
кораблестроителем.
Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в
нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в
Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917
года возвращается в Россию.
В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как
разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.
Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным.
Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент
выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул
родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.
С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает.
– Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?
Далекое будущее, XXVI век, казалось бы, утопическое государство, где все люди
счастливы всеобщим, “математически безошибочным счастьем”. В едином государстве
цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни
ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д503. Он влюблен в И330, но она
одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не
распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за
фантазию.
– Для чего изображается это далекое будущее?
Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства,
индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества.
“Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.
Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных
экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному
идеалу.
Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.
III. Работа по содержанию и анализ романа.
– Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией,
романом – предупреждением?
Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное
направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который
ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором
мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное
“нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный
механизм.
– Как вы понимаете название романа?
“Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность.
“Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни,
созданный на иных основаниях.
– В чем суть этого миропорядка?
1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг
другу. 2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”,
человек – средство для укрепления цели.
3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может
уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны,
раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.
– Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих
взаимоотношениях?
Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом,
городом и деревней. И выжило 0,2 населения.
– На какой идее зарождался новый миропорядок?
На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война.
– Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства,
получило в романе?
Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на
насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро
Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого
государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница.
– Какую деталь подчеркивает автор?
Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля.
– Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и
государством?
Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в
романе:
– дикое состояние свободы,
– благодетельное иго разума,
– математически безошибочное счастье,
– наш долг – заставить их быть счастливыми,
– неомраченные безумием мысли лица,
– самая трудная и высокая любовь – это жестокость,
– вдохновение – неизвестная форма эпилепсии,
– душа – тяжелое заболевание.
– Какой эпизод показывает могущество Благодетеля?
Д503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат
которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие.
– Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?
Бюро Хранителей Д503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со
знаменитым газовым колоколом (орудие пыток). Совершенством является операция по
прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и
репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля.
– Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:
1) Новую идеологию.
Суть:
a. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье
2) Новую мораль.
Суть:
a. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права
принадлежать самому себе.
b. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство,
предательство, система надзора и слежки. c. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно
разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.
d. “Нумер” Д503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и
превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.
3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства.
Суть:
a. В музыке идеальную не свободу выражает марш.
b. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.
c. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и
величие Единого Государства писать всем)
– На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия?
Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом.
Единое Государство и нумера.
Главный герой Д503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет
нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью
создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает,
что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д503 образовалась
душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится
человеком.
– Что стало источником этих перемен?
Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека,
поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства,
личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память,
которая, по мнению Замятина, способна возродить человека.
– Сопоставьте две сцены в романе:
1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой
увидел солнце и траву.
2. И330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них,
герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы.
Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее
собственной человеческой функции.
– Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека?
Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д
503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости
человеческого бытия.
– Как вы понимаете финал романа?
Единое Государство вновь одержало победу над людьми:
Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д503. Он вновь превратился в
нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какуюто красивую женщину, не испытывая
никаких эмоций и чувств.
– Что вам открыл роман?
– Как этот роман связан с современностью?
– На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня?
Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата
к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести.
IV. Итог урока.
Записать в тетрадь выводы: 1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы,
оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении,
полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень
тяжело.
2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не
сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.
3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О90, унося в себе ребенка, который
родится от человека, ведь в то время Д503 им и был.
Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается,
неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и
жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы.
V. Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?
2. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?
3. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?
4. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?
5. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о
личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.