Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Оценка 4.9

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
10.11.2018
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Урок позволяет углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа Замятина , познакомиться с биографией писателя. Средствами ИКТ развивает образное мышление, творческое воображение, позволяет воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивает речь учеников.Цели Образовательные: Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомиться с биографией писателя. Развивающие: Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников. Воспитательные: Воспитывать патриотизм.
замятин Мы.docx
Урок литературы № 37­38 11  класс Дата_________                Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"  Цели Образовательные: Углубить устоявшееся представление о жанре антиутопии, разобраться в проблематике  романа, познакомиться с биографией писателя.  Развивающие: Средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение,  воздействовать на эмоции и чувства детей. Учить их логически мыслить, выделять главное. Развивать речь учеников.  Воспитательные: Воспитывать патриотизм.  Оборудование: портрет, тексты, слайды  “Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед  нами стоит вопрос, терзающий нас своим иначе: как избежать их окончательного  осуществления?” Н.А.Бердяев                                                                Ход урока I. Проверка домашнего задания.  II. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя {на доске: утопия, антиутопия} Запишем эпиграф. Теперь вспомним, что же такое утопия? {На доске} Утопия (др. греч.ου – нет и τοπος – место, т.е дословно: место, которого  нет) – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной  гармонии. Утопия – мечта. На вопрос, почему же философ Н. Бердяев предостерегает от осуществления утопии, мы  ответим в конце урока, когда познакомимся с романом Е. Замятина “Мы”.  Роман “Мы” был написан в 1921–1922 году. В 1924­м году был опубликован в Нью­Йорке  на английском языке. Впервые на русском языке был напечатан там же в 1952 году. В  нашей стране был впервые напечатан в 1988 году в журнале “Знамя”. История романа  драматична, как и история жизни его автора.  – Что вы знаете о Евгении Ивановиче Замятине? (1884–1937 гг.) Это один из писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но  оставшимся свободным в своем творчестве, в художественной оценке событий. Судьба Е.И.Замятина и Бориса Пильняка предвосхитила трагедию Пастернака, позорный суд над  Иосифом Бродским, высылку А. Солженицына. Замятин родился в Тамбовской губернии в семье священника, впоследствии стал  кораблестроителем.  Дух противоречия привел Замятина в партию большевиков, и с 1905 года он участвовал в  нелегальной работе, за что и подвергся аресту. В годы первой мировой войны уезжает в  Англию экспертом по строительству ледоколов для русского флота, но в сентябре 1917  года возвращается в Россию.  В 1922 году публикует рассказы, в которых революционные события предстают как  разгулявшаяся стихия, которая разрушает сложившееся бытие.  Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с большевиками, оставаясь всегда честным.  Он писал: “У меня есть очень неудобная привычка – говорить не то, что в данный момент  выгодно, а то, что мне кажется правдой”. Его перестали печатать, и в 1931 году он покинул родину, написав личное письмо Сталину с просьбой об экстрадиции.  С 1931 по 1937 г. живет в Париже, где и умирает. – Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”? Далекое   будущее,   XXVI   век,   казалось   бы,   утопическое   государство,   где   все   люди счастливы   всеобщим,   “математически   безошибочным   счастьем”.   В   едином   государстве цивилизации, технического прогресса, высокоразвитой науки живут нумера. О своей жизни ведет повествование в виде дневниковых записей нумер Д­503. Он влюблен в И­330, но она одна из тех, которые хотят запустить Интеграл в другие миры, чтобы этот уклад жизни не распространялся. Бунт подавлен, нумерам прижгли кусочек мозга, который отвечает за фантазию.  – Для чего изображается это далекое будущее? Е. Замятина   интересуют   проблемы   взаимоотношений   личности   и   государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества. “Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.  Антиутопия   –   изображение   опасных,   пагубных   последствий   разного   рода   социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу. Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.  III. Работа по содержанию и анализ романа. – Почему же роман Е.Замятина мы можем назвать антиутопией,  романом – предупреждением? Исторический   путь   человечества   не   прямолинеен,   трудно   уловить   его   истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет   к   Единому   Государству.   И   вместо   гуманного,   счастливого   общества,   о   котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм. – Как вы понимаете название романа? “Мы” – единое государство, две чаши весов: на одной – государство, на другой – личность.  “Мы” – это Единое Государство, новый государственный строй, новый порядок жизни,  созданный на иных основаниях. – В чем суть этого миропорядка? 1. В этом государстве “мы” и “я” на разных чашах весов, они противопоставлены друг  другу. 2. Государству принадлежат права, а “я” – обязанности. Государство, “мы” – цель, “я”, человек – средство для укрепления цели.  3. Такие взаимоотношения веду к полному уничтожению личности: грамм не может  уравновесить тонну, поэтому нужно чувствовать себя миллионной долей тонны,  раствориться в государстве. Поэтому в книге нет людей, есть “нумера”.  – Как это произошло, чтобы государство и личность стали антагонистами в своих  взаимоотношениях? Новый миропорядок начинался с целых двухсот лет войны государства со своим народом,  городом и деревней. И выжило 0,2 населения. – На какой идее зарождался новый миропорядок?  На идее насилия, уничтожения, истребления. У его истоков гражданская война. – Какое развитее эта идея насилия, положенная в основу Единого государства,  получило в романе? Эта идея насилия получила развитие в системе художественных образов. Именно на  насилии строиться политика Благодетеля, стоящего во главе государства. Бюро  Хранителей – полицейская система. Часовая Скрижаль – “сердце и пульс единого  государства”. Зеленая Стена – нерушимая граница. – Какую деталь подчеркивает автор? Тяжелая рука, огромная рука Благодетеля. – Что еще подчеркивает противоестественность отношений между людьми и  государством? Ненатуральность, искусственность отношений подчеркивают оксюмороны, используемые в  романе: – дикое состояние свободы, – благодетельное иго разума, – математически безошибочное счастье, – наш долг – заставить их быть счастливыми, – неомраченные безумием мысли лица, – самая трудная и высокая любовь – это жестокость, – вдохновение – неизвестная форма эпилепсии, – душа – тяжелое заболевание. – Какой эпизод показывает могущество Благодетеля? Д­503 рассказывает о Дне Единогласия – выборы Благодетеля. Ритуал – результат  которого всем известен, но все приходят продемонстрировать единогласие. – Каким предстает образ Благодетеля? Что является олицетворением миропорядка?  Бюро Хранителей Д­503 сравнивает с инквизицией у древних. У них есть операционная со  знаменитым газовым колоколом (орудие пыток). Совершенством является операция по  прижиганию участка мозга, отвечающего за фантазии. Бюро Хранителей – мощный и  репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля. – Государственная Газета, как любое средство пропаганды формирует:  1) Новую идеологию.  Суть:  a. идеология идеальной несвободы, наша несвобода – наше счастье  2) Новую мораль. Суть:  a. Все живут в стеклянных домах (можно закрыть шторы на 2 часа), отсутствие права  принадлежать самому себе.  b. Основа взаимоотношений между “нумерами” – соглядатальство, доносительство,  предательство, система надзора и слежки. c. Любовь лишь физиологическая функция, семьи нет, чтобы родить ребенка нужно  разрешение Государства, затем дитя отдают государству на воспитание.  d. “Нумер” Д­503 испытывает два чувства: благодарности Единому Государству и  превосходства надо всем что ни есть Единое Государство.  3) Новое понимание красоты, новое восприятие искусства. Суть: a. В музыке идеальную не свободу выражает марш.  b. В живописи, архитектуре, графике – прямая линия.  c. В поэзии – это не соловьиные трели, а служба (приказано сочинения о красоте и  величие Единого Государства писать всем)  – На чем строится сюжет? На каком конфликте строится развитее действия? Столкновение Единого Государства, его интересов с человеком, с миром и его интересом.  Единое Государство и нумера. Главный герой Д­503. В начале мы видим плоть от плоти Единого Государства, он поет  нового миропорядка, иная жизнь для него немыслима, он не устает восхищаться мудростью создавших его. Но он влюбляется и с ним происходят перемены. Сначала он не понимает,  что произошло и вынужден обращаться к врачу, который говорит, что у Д­503 образовалась душа. Да и сам герой чувствует, что из нумера он превращается в личность, становится  человеком.  – Что стало источником этих перемен? Любовь. По мнению Е. Замятина, любовь способна каждого из нас сделать человека,  поэтому становится понятным, что сексуальная свобода – кризис жизни, государства,  личности, духовных связей, семьи, вырождение человека. Любовь возродила память,  которая, по мнению Замятина, способна возродить человека. – Сопоставьте две сцены в романе: 1. Посещение Древнего дома: раздражен, влюблен, теперь мир преобразился, герой  увидел солнце и траву.  2. И­330 ведет героя за зеленую стену, где живут дикие люди. Вглядываясь в них,  герой обращает внимание на свои руки и понимает, что он часть живой природы.  Через любовь и память возникает образ матери, который был бы дорог как кусок ее  собственной человеческой функции.  – Как Е. Замятин показывает процесс пробуждение человека? Процесс мучительный, но герой не уклоняется он него. “Я не хочу спасения”, – скажет Д­ 503. Для него это единственный шанс стать человеком и испытать все муки и радости  человеческого бытия.  – Как вы понимаете финал романа? Единое Государство вновь одержало победу над людьми: Бунтовщиков пытают, делают операции, в том числе и Д­503. Он вновь превратился в  нумер и равнодушно наблюдает, как пытают какую­то красивую женщину, не испытывая  никаких эмоций и чувств. – Что вам открыл роман? – Как этот роман связан с современностью? – На сколько актуально предупреждение Е.Замятина сегодня? Не случайно и сегодня роман “Мы” актуален. Всегда может появиться опасность возврата  к тоталитарному режиму. Мы должны помнить, к чему это может привести. IV. Итог урока. Записать в тетрадь выводы: 1. Тот миропорядок, принцип, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы,  оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, уничтожении,  полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень  тяжело.  2. Писатель утверждал, что всегда есть силы, способные противостоять. Они не  сломлены, хотя потерпели поражение, и это вселяет надежду.  3. Люди живут за Зеленой стеной, уходят туда и О­90, унося в себе ребенка, который  родится от человека, ведь в то время Д­503 им и был.  Неизбежность противопоставления вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается,  неистребимо человеческое в человеке и утверждает читателя в главном: тоталитаризм и  жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы. V. Домашнее задание. Ответить на вопросы: 1. Почему Н.Бердяев предостерегает от осуществления утопии?  2. Что “угадано” Е.Замятиным в романе?  3. Почему Е.Замятин выбрал для своего романа форму дневника героя?  4. Почему в XX веке стал популярным жанр антиутопии?  5. Как другие поэты и писатели в годы создания романа “Мы” ставили вопрос о  личности и коллективе? (А.Блок, В.Маяковский и др.)

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"

Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018