Функциональная грамотность на уроках английского языка на начальной ступени обучения с применением пособия
«Samara Files».
В наше время изучение иностранных языков является
важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам
возможность знакомства с культурой и традициями других стран, способствует
развитию мышления, воображения и памяти. Владение иностранным языком в наши дни
– одно из условий профессиональной компетенции.
Мы знаем, что основной целью обучения иностранному языку является формирование
навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно
смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем
направлениям формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – одно из центральных
понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная
личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами.
Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является
заинтересованность обучающихся.
Выделяют следующие направления формирования
функциональной грамотности:
· математическая
грамотность;
· финансовая грамотность;
· естественнонаучная
грамотность;
· глобальные компетенции;
· креативное мышление;
· читательская
грамотность.
Проанализировав задания из пособия Savara
Files начальной школы, я нашла примеры,
как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках
английского языка в начальных классах.
1.Математическая грамотность
Формирование
математической грамотности проходит на разных этапах обучения. Например,
задание из пособия на странице 33 , где ученикам предлагают найти самые
популярные виды занятий в свободное время. Ученик ориентируясь по цифрам в
диаграмме должен найти правильный ответ. И сказать какие еще виды занятий
популярны в Самарском регионе.
Или , например, на странице 21 есть таблица с результатами 2-х команд. Нужно изучить таблицу и самому составить такую же с результатами игры в своей школе. Здесь дети считают, говорят цифры на английском языке при проверке.
2.Финансовая грамотность
Способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств это спектр финансовой грамотности. Прошу обратить внимание на задания на странице 14 ,где учащимся необходимо составить рецепт блюда для благотворительной ярмарки. При выполнении этого упражнения может быть реализована задача на формирование финансовой грамотности.
На странице 13 дается объяснение понятию благотворительная ярмарка. Это место ,где можно продавать вещи,еду, собрать деньги и помогать людям или больным животным.
3.Естественнонаучная грамотность
При формировании естественнонаучной грамотности
следует рассмотреть три уровня ситуации:
- Личностная (связанная с самим учащимся, его семьей, друзьями) Я думаю, что
как пример можно привести упр.2 на стр.7. Ученик читает тексты и
отвечает на вопросы Моны или упражнение 5 на странице13 ( более сложный
уровен) Ученик должен прочитать письмо и написать ответ- есть ли
благотворительные ярмарки в нашем регионе, что там продают, что он там может
купить.
- Местная/национальная (связанная с проблемами данной местности или страны).
На стр.15 можно ознакомиться с татарским и бащкирским национальным
праздником.
На станице 17 с праздником день города и рассказать о своем дне города, о том как проходит, что там делают.
Очень инторесное задание на странице 61 упр.4
отметить символы и места в Самарсом регионе.
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется
естественнонаучная грамотность:
- здоровье; стр.20 упр.3,4. Дети отвечают на вопросы, что они делают
чтобы быть здоровыми, какими видами спорта они занимаются.
- природные ресурсы; на стр.58 -59 можно ознакомиться с
достапримечательностями Самарского региона, посмотреть фотографии ответить на
вопросы.
- окружающая среда; стр.68 упр.3 можно ознакомиться с животными, обитающими
в национальном парке Самарская Лука и заполнить пропуски в предложениях.
4.Глобальная компетенция
Глобально
компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.
На стр.8,9 упр.4 нужно изучить диограмму какие народй живут в Самарском регионе.каких больше, каких меньше. Прочитать текст о детях, которые приехали из других стран и живут в Самарском регионе.
5.Креативное мышление
Привычка
размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности
учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и
может быть предметом целенаправленного формирования. Важно предлагать задания,
которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться
на проблемы. Самый большой спектр возможностей для развития творческого
потенциала учащихся в пособии Samara
Files. Очень много заданий, где учащимся
предлагается написать письмо,составить рецепт,написать сообщения,составлять
диалоги,составлять планы прадников.
6.Читательская грамотность
Одно из направлений функциональной грамотности и базовое направление – это
читательская грамотность. В пособии заданий на читательскую грамотность очень
много.
стр.22 упр.7. Рассмотреть фотографии и найти в тексте названия данных
видов спорта.
Вторая часть этого же упражнения прочитать текст еще раз и отменить пвильные высказывания или нет.
Стр. 23 упр.8 прочитать вопросы и ответить на них, а затем послушать и проверить свои ответы.
Следующая часть этого же упражнения, нужно послушать интервью и исправить предложения.
Очень много заданий с кюар кодами для прослушивания. Очень удобно. Ученик или учитель можен сканировать код и выполнить задание. Ссылка открывается сразу, ничего искать не надо. Слушать можно столько ,сколько захотите.
Стр.26 упр.4 изучить таблицу и отметить предпочитаемые места для развлечений студентов.
Заданий на читательскую грамотность особенно много- оветить на вопросы, отметить правильно- не правильно, заполнить таблицу,найти названия к фотогравиям, озоглавить текст, отметить слово со значением( стр.45 упр.1) ит.д.
Делая вывод, можно сказать, что функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно. Справляться со всеми этими задачами нам помогает пособие Samara Files. В итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.