Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на изолированность тренировки рук, ног или туловища, а затем постепенно ввожу упражнения их объединяющие:
движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук вперёд, помахивания перед собой и пр.).
в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).
движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой, горизонтальной).Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно добиться необходимых результатов. Младший школьный возраст наиболее благоприятный период в развитии координации, так как мышление является наглядно-действенным. Необходимым условием в развитии координации является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на изолированность тренировки рук, ног или туловища, а затем постепенно ввожу упражнения их объединяющие:
движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук вперёд, помахивания перед собой и пр.).
в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).
движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой, горизонтальной).
Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической
культуры.
Одним из факторов развития ребёнка является координация, то есть умение
согласовывать движения различных частей тела. Без её развития трудно
добиться необходимых результатов. Младший школьный возраст наиболее
благоприятный период в развитии координации, так как мышление является
нагляднодейственным. Необходимым условием в развитии координации
является постепенное усложнение, разнообразие движений и ускорение темпа
двигательного действия. В среднем и старшем звене я продолжаю усложнение
движения. Так, например, я даю общеразвивающие упражнения на
изолированность тренировки рук, ног или туловища, а затем постепенно ввожу
упражнения их объединяющие:
движения рук, находящихся в максимальном поле зрения (вытягивание рук
вперёд, помахивания перед собой и пр.).
в частичном поле зрения (поднимание вверх, в стороны, назад; со сгибанием и
вращением в суставах, в одном, двух направлениях и т.д.).
движения туловища в различных плоскостях (боковой, лицевой,
горизонтальной).
движения ног вперёд, назад, в стороны.
движения разных частей тела по направлению к другому человеку (стоя в
колонне, повернуться назад и передать мяч сзади стоящему ученику).
повышение точности направления, амплитуды и быстроты ориентировки
(развести руки в стороны, чуть выше уровня плеч, поставить прямую ногу
вперёд с поворотом носка в сторону; то же – в другую сторону; затем всё
выполняется в ускоренном темпе).
быстрая смена позы (из положения стоя выполнить упор в приседе, принять
упор лёжа прыжком, снова выполнить упор присев и встать в исходное
положение)
работа в парах стоя и сидя
упражнения в подгруппах
упражнения в колонне (передача предмета)
упражнения со скакалкой, мячом, кубиком
При развитии пространственной ориентировки я беру упражнения с
последовательным усложнением: стойка на полной стопе – стойка на носках –
стойка на стопе и носках с закрытыми глазами – на одной ноге – на одной ноге с
закрытыми глазами – все те же упражнения на возвышении – с предметом.
Для развития чувства равновесия мною применяются на уроках и такие
общеразвивающие упражнения:
приседания на носках с прямой спиной; поднимание на носки с близко
расположенными ступнями ног; приседания на одной ноге, другая находитсявпереди на полу на пятке («пистолет»); то же самое, но нога поднята
параллельно полу.
отведение и приставление одной ноги спереди, в сторону, назад по полу, а
потом – параллельно полу.
поднимание одной ноги с опорой на другую ногу; то же – с закрытыми глазами;
то же с задержкой на одной ноге.
различные повороты (прыжки с поворотами; прыжки с поворотами через
предметы и препятствия).
Очень хорошо и с интересом ребята соревнуются между собой в эстафетах и
играх. Так, в младшем звене, я даю игры на развитие ловкости и координации:
«Кегли», «Меткий бросок», «Семья со скакалкой», «Прыгалки в паре»,
«Воробьи и вороны», «Мышиная охота». В среднем звене «Охотники и утки»,
«Детский футбол», «Детский баскетбол». В среднем звене: «Минибаскетбол»,
«Минифутбол», «Перестрелка», «Перестрелка 2 мячами», «Пионербол»,
«Снайпер», «Длинная скакалка» и т.д.
Мною замечено, что упражнения, направленные на развитие координации,
необходимо давать в небольшом объёме в начале основной части урока. И они
должны нести в себе элементы новизны, т.к. упражнения уже освоены ранее и
часто повторяющиеся перестают способствовать их развитию. В противном
случае сложное задание может быть не освоено и стать причиной образования и
закрепления неправильных координаций, а также привести к неуверенности и
нежеланию выполнять упражнение.
Таким образом, благодаря тому, что ребята начинают осваивать упражнения в
более раннем школьном возрасте, им потом легко даются задания более
сложного характера, требующие определённой подготовки.
Список литературы
1. «Теория и методика физической культуры» /Под ред. Ю.Ф. Курамшина,
В.И. Попова/ . СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999. 374с.
2. Гужаловский А.Ф. «Развитие двигательных качеств школьников». Минск:
Нар. Освита, 1978. 88с.
3. Фомин Н.А., Филин В.П. «Возрастные основы физического воспитания».
М.: Физкультура и спорт, 1972.256с.
4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и
методики развития. /В. И. Лях, М.: ФИС, 1998. 1121с.
5. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
/А.П.Матвеев, М.Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2003. – 3349с.