Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
Развивающее занятие для детей дошкольного возраста
«Знакомство с этикетом».
Материал разработала психолог высшей категории
Е.А.Новоторцева
2022 год
История возникновения понятия «этикет» и правил этикета. Полезная справка для детей. Слово «этикет» появилось при короле Людовике XIV. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны были соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками». Отсюда и пошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Этикет – французское слово. Оно означает свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных кругах. Этикет – совокупность норм и правил, при званных регулировать внешние формы поведения. Этикет помогает найти выход во многих жизненных ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию. Человека, который знает правила этикета и соблюдает их, считают культурным, воспитанным человеком.
Правила поведения зародились очень давно. Например, традиция снимать шляпу и (или) перчатку при приветствии пришла к нам из средневековья. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а, приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде ритуал сохранился до XIX века, не меняясь на протяжении столетий.
Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.
В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал соей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.
В русский язык слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания стали появляться первые пособия по этикету. Первая такая книга называлась «Домострой», и в ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни.
Общие правила этикета:
- не опаздывать;
- держать данное слово;
- не сорить и не плевать на пол;
- прилюдно не чесаться;
- сдерживать негативные эмоции;
- громко не смеяться;
- делать все спокойно, без суеты;
- понижать голос, говорить ясно, не бормотать;
- при обращении к другим людям использовать вежливые слова;
- при причинении неудобств другим людям – извиняться;
- к незнакомым людям или людям, старше себя, обращаться на «вы»;
- не говорить о других людях плохо в их отсутствие;
- одеваться опрятно.
(Вопрос к участникам занятия: может быть, кто-то еще знает какие-либо правила этикета? (заслушиваются ответы детей).
Экспресс-тест «Знаток этикета». Сейчас мы узнаем, насколько хорошо с этикетными правилами знакомы вы. Ваша задача – внимательно слушать вопрос и отвечать «Да» или «Нет».
1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то здороваться с ним ни к чему?
2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным или с детьми?
3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек, и чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?
4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?
5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы узнать, где и что происходит?
6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?
7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо, потом посмотрю»?
8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?
9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они смогут развлечь себя сами?
10. Съев пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?
Давайте посмотрим, какие получились результаты:
- 10 баллов – ты – великолепный знаток правил этикета!
- 6-9 баллов – твои знания об этикете нуждаются в доработке;
- 3-6 баллов – тебя необходимо воспитывать;
- менее 3 баллов – ты впервые слышишь слово «этикет».
(На каждую группу баллов участникам занятия ведущий показывает смайлик, комментирующий результат ребенка).
Игра «Разрешено – запрещено». Я буду читать житейский совет. Если вы считаете, что он правильный, вы встаете, хлопаете в ладоши и говорите «Разрешается!»; если совет неправильный – сидя, топаете ногами и кричите слово «Запрещается!» Понятно? Начинаем?
1. Быть добрым и веселым
2. Грубить и кричать
3. Громко смеяться на улице
4. Извиниться, если нечаянно толкнул кого-то
5. Быть с товарищем и только самому есть яблоко (конфету)
6. Благодарить маму за вкусный обед
7. Иметь в кармане чистый носовой платок
8. Съесть конфету и бросить на землю фантик
9. Знать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки, сестренки, брата
10. Во время концерта есть мороженое.
Подведение итогов занятия. Прощание. Кричалка «Мы – молодцы!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.