Внеурочная театральная деятельность способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества: музыка, танец, живопись, актерская игра. Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать театральную деятельность как наиболее целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
проект.docx
МБОУ НароФоминская сош №6
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа
по внеурочной деятельности
«МЫ И НАШ ТЕАТР»
Составила : Мельникова
Наталья Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ НароФоминская сош №6
с углубленным изучением
отдельных предметов
2016г. Развивающий курс «Мы и наш театр»
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения
системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности,
принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как
дополнительной среды развития ребенка.
Внеурочная театральная деятельность способствует духовно
нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует
различные виды творчества: музыка, танец, живопись, актерская игра.
Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей
степени способствует синтез искусств, что позволяет рассматривать
театральную деятельность как наиболее целостную систему социального и
эстетического образования и воспитания. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование творческой личности, способной
понимать общечеловеческие ценности,
гордиться достижениями
отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду,
сочинительству, фантазированию.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира,
увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать
других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный
атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и
педагоги
взаимодействуют друг с другом, получая максимально
положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом
классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде.
Театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е.
•
помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство
товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества,
необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
•
удовольствием и более осмысленно, выразительно;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности
•
ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области художественного и
музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Актуальность проекта обусловлена потребностью общества в
развитии нравственных, эстетических качеств личности человека.
Участники проекта: дети 711 лет.
Он направлен на представление театральной деятельности как метода
педагогической работы, способствующего возникновению и развитию у детей
интереса к чтению, слову, стимулирующего творческие, эстетические
способности, активизирующего возможность самовыражения,
самопроявления, самоутверждения ребенка.
Цель проекта помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в
общении и в творчестве.
Задачи проекта:
развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
развивать воображение, выразительность речи;
пополнять словарный запас, образный строй речи;
формировать способность строить диалог друг с другом;
развивать художественное и ассоциативное мышление младших школьников;
формировать нравственные качества, позитивного отношения к жизни;
развитие коммуникативной культуры детей
знакомить детей с терминологией театрального искусства;
формировать навыки зрительской культуры поведения в театре.
Срок реализации проекта 4 года.
Этапы реализации:
1ый этап: изучение психологической, педагогической, методической
литературы по теме проекта. Посредством анализа, обобщения школьного и
внешкольного опыта, в процессе наблюдения определялись основные
тенденции работы :
-
обучающихся,
организация предметноразвивающей среды,
формирование эмоциональноблагополучной атмосферы среди составление перспективного плана работы по развитию творческих
способностей у детей средствами театрализации;
2ой этап: предполагается апробировать эффективность технологии
театральной педагогики, выявить место и роль выразительного чтения и
театральной деятельности как метода педагогической работы:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной
игровой деятельности;
от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трехпяти
сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации
действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли
как созданию простого «типичного» образа в игредраматизации;
3ий этап связан с анализом результатов проекта, выводов, систематизацией и
обработкой
материалов.
Образовательная программа «Мы и наш театр» составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, с нормами СанПИН, на основе программы
курса «Театр» для начальной школы И. А. Генераловой( кандидата
педагогических наук, доцента), с учётом запросов родителей и интересов
ребёнка, может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым
классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Отличительная особенность программы прослеживается в применении
системно деятельностного подхода при подаче материала. На занятиях
используется включение детей в работу, где они не просто смотрят или
слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят.
Сам ребёнок выступает в роли то актёра, то музыканта, то костюмера, то
художника. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Как
говорил советский психолог Лев Семёнович Выг тский: «
Ценность детского
творчества следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в
самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Занятия театральносценическим творчеством – это еще и воздействие на
память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они учат
умениям владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от
внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты,
поверить в себя.
оо Программа строится на концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной
им самим сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я
концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего
мира.
Принцип динамики.
Предоставить ребёнку возможность активного
поиска собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в
коллективе.
Принцип доступности.
Учет возрастных и индивидуальных
возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок.
Принцип наглядности.
Используются разнообразные иллюстрации,
видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Осуществляется
как в проведении занятий, так в самостоятельной работе.
Принцип междисциплинарной интеграции: применим к смежным
наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное
искусство и технология, вокал и ритмика).
Принцип креативности. Предполагает максимальную ориентацию на
творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений,
воображения, раскрепощение личности.
Содержание программы.
*«Мы играем – мы мечтаем!»: Игры, которые непосредственно связаны с
одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от
внимания – к воображению».
*«Театр»: В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля:
сценарист, драматург, режиссер. Театральные профессии. Виды театров.
Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
*«Основы актёрского мастерства»: Мимика. Пантомима. Театральный
этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство
декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. *«Наш театр» Подготовка школьных спектаклей по прочитанным
произведениям. Изготовление костюмов, декораций.
Формы проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
экскурсия
выступление
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном
зале, где достаточно свободного места и для игр, и для репетиций.
Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг.
Реализация программы:
*2 раза в неделю;
*68 часов в год;
*продолжительность занятия – 40 минут.
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
*текущий: посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе
занятий;
*промежуточный: праздники, конкурсы, викторины;
*итоговый: открытые занятия, постановки.
Формой подведения итогов считаются: выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
прочитанных произведений и сказок.
родительских собраниях,
инсценирование
сценок,
Планируемые результаты.
Усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках программы:
строить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с
завязкой, событием, развязкой;
придумывать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие
действие;
поддержать диалог с партнером;
описывать эмоции, которые испытывает герой этюда (произведения),
уметь давать толкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции;
итерпретировать эмоциональное состояние животного или человека по
его пластике, поступкам;
получить общее представление о театре и опыт зрительской культуры;
овладеть азами актёрского мастерства.
*Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в
социально значимой и социально оцениваемой деятельности; развитие
готовности к сотрудничеству и дружбе; формирование установки на здоровый
образ жизни. *Познавательные УУД: умение устанавливать причинно
следственные связи; ориентироваться на разнообразие способов решения
задач; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
творческих заданий; умение строить рассуждения в форме
простых
суждений об объекте.
*Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог;
понимание
возможности различных позиций и точек зрения на какойлибо предмет и
вопрос; умение договариваться, находить общее решение, работать в группах;
умение аргументировать, убеждать и уступать; умение задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнёром; умение оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. *Регулятивные УУД: моделирование различных ситуаций поведения в школе
и других общественных местах; различение допустимых и недопустимых
форм поведения;
осуществлять взаимный контроль; умение
адекватно принимать оценку учителя и одноклассников.
умение
Учебнотематический план
№ п/п
Тема
Всего
6
16
26
20
68
1.
2.
3.
4.
Итого
№ п/п
115
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»
Раздел «Театр»
Раздел «Основы актёрского мастерства»
Раздел «Наш театр»
Тематическое планирование.
1 класс
Тема
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»
Игры на развитие внимания и воображения.
Раздел «Просмотр спектаклей»
1618 Просмотр спектаклей в театрах.
1921 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Раздел «Наш театр»
2233 Инсценирование русских народных сказок
№ п/п
1
2
34
2 класс
Тема
Раздел «Театр»
Дорога в театр.
В театре.
Как создаётся спектакль.
Раздел «Основы актёрского мастерства»
57 Мимика. Пантомима. Раздел «Просмотр спектаклей в театрах»
Просмотр спектаклей.
810
1113 Беседа после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
Раздел «Наш театр»
Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».
Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам
Дж. Родари.
Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.
3 класс
Тема
Раздел «Театр»
Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художникдекоратор.
Древнегреческий театр.
Театр «Глобус».
Театр под крышей.
Современный театр.
Театральный билет.
Театр кукол.
1423
2428
2933
№ п/п
16
7
8
9
10
11
12
1315 Музыкальный театр.
1617 Цирк.
1819 Музыкальное сопровождение.
2021
Звуки и шумы.
Зритель в зале.
Раздел «Просмотр спектаклей»
2227 Просмотр спектаклей в театрах.
2833 Беседа после просмотра спектакля.
Иллюстрирование.
Основы актёрского мастерства
3437 Театральный этюд.
Наш театр
Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.
Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.
4 класс
Тема
Раздел «Театр»
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные жанры.
3852
5368
№ п/п
12
34 Основы актёрского мастерства
Язык жестов.
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
5
69
1011 Интонация.
1213 Темп речи.
14
15
16
Рифма.
Ритм.
Считалка.
1718 Скороговорка.
1920 Искусство декламации.
2122 Импровизация.
2324 Диалог. Монолог.
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах»
2530 Просмотр спектаклей.
Беседа после просмотра спектакля.
Наш театр
Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.
Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
3142
4368
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
Список литературы:
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).
М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых
приемов обучения. М.: «Первое сентября», 2000.
5. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2й класс. 3й класс. 4й класс. – М.: Баласс, 2009.
6. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение
школьников IXI классов. М., 1990.
7. Как развивать речь с помощью скороговорок?
http://skorogovor.ru/интересное/Какразвиватьречьспомощью
скороговорок.php 8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
9. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Приложение 1
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы
играем – мы мечтаем!»
(из программы обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
Картинки из спичек
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек
картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности,
важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно
развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря
однотипности «строительного материала», чувство пропорции. Лучше всего
проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером
столов и чувствуют себя более раскованно.
Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий
пальцем воспроизводит на спине водящего какоелибо изображение. Задача
водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал
рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально
концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий,
«обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой
расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог
должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и
огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В
конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за
изображение вывел пальцем на его спине рисующий, важна осознанная
попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
Рисунки на заборе
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе»
(стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем.
Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо
следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий.
Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность
изображения не дает повода для его критики и реального сравнения
художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в
воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах,
но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй –
«робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели,
стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
*умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
*умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель следит за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а
были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного
действия, к примеру, найти, подобрать и принести какойлибо предмет.
Приложение 2
Упражнения для развития хорошей дикции
(из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение
поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос
Ответ
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы. И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
И Э А О У Ы ?
И Э А О У Ы.
Тренинг согласных звуков
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б)
ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] [п] – хлопки в ладоши;
[д] [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] [к] – щелчки;
[з] [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
Приложение 3
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)
Как известно бобры добры, Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр!
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,обижать друзей не нужно.
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ногито оттопали.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Развивающий курс"Мы и наш театр"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.