муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детски сад «Колокольчик» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Колокольчик» г. Волгодонска)
Конспект занятия по развитию речи
«Путешествие в сказочный лес»
Для младшей группы №2
«Кораблик»
Разработали воспитатели: Лаврут А.В.
Волгодонск 2022
Конспект занятия по развитию речи
в младшей группе
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Цель: Создать у детей радостное настроение от путешествия.
Задачи:
• Образовательные задачи:
- формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
- уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж);
- формирование обобщающего понятия «Дикие животные»;
- совершенствование грамматического строя речи : предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.
• Развивающие задачи:
-развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
• Воспитательные задачи:
-формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование: чудо-дерево, набор мешочков по числу животных, фигурки и плоскостные изображения зайцев и морковки, картинки с изображением домашних животных, мяч, массажные мячи, корзинка.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», составление и разучивание словосочетаний «серый волк», «бурый медведь», «рыжая лиса», «колючий еж, «белый заяц»; чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушиной.
Ход занятия:
Звучит пение птиц.
Воспитатель: Ребята, слышите пение птиц?
Дети: Да.
Воспитатель: А где птицы живут?
Ответы детей.
Воспитатель: А ещё птицы живут в лесу, вы хотите вместе со мной отправиться в сказочный лес?
Тогда я предлагаю отправится в сказочный лес.
Только сначала нам нужно одеться потеплее.
- кофту, брюки, шапку и куртку мы будем… (надевать);
- сапоги и ботинки мы будем… (обувать);
- пуговицы будем… (застегивать);
- шнурки будем… (завязывать).
Мы с вами оделись, а теперь нам пора в путь.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки,
А сейчас мы все пройдем
По узенькой дороже. Стоп.
Воспитатель: Что же это у нас на пути?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Да ребята, это сказочное чудо дерево.
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А мешочки на нем, словно яблочки!
Посмотрите-ка, ребята, что на чудо-дереве выросло?
Дети: (мешочки).
Воспитатель: Лесные жители приготовили для нас игры и задания.
Воспитатель усаживает детей на стульчики возле дерева, и снимает с ветки один из мешочков.
Воспитатель:
Вызывает одного из детей.
- Кто это? (медведь)
- Какой медведь? (мягкий, большой, неуклюжий)
- Какого цвета у него шуба? (бурая)
- А ушки какие? (маленькие)
- А лапы? (сильные)
- А где у медведя хвост?
- Как рычит медведь?
- Где живет медведь (в лесу, в берлоге)
- А звери, которые живут в лесу как называются? (дикие)
- Почему их так называют? (потому что они сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу)
- А что медведь любит кушать? (мед, малину)
- Медведь принес с собой горшочек. Я думаю, что он с медом.
Воспитатель трясет горшочек, слышится стук.
- Нет, там точно не мед… Да это же картинки! А кто это на картинке изображен?
Дети: Животные.
Воспитатель: А какие это животные?
Дети: Домашние.
Воспитатель показывает детям картинки животных и спрашивает как они разговаривают (кошка,собака,петух,утка,коза,корова).
Воспитатель: молодцы, ребята.
Воспитатель снимает следующий мешочек.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто здесь спрятался. Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то воет: у-у-у. Кто из животных так разговаривает? (Волк)
Воспитатель: Рассмотрим волка.
- Какого цвета у него шубка? (серая)
- На какое домашнее животное похож волк? (на собаку)
- А как его отличить от собаки? (у собаки хвост поднят вверх, а у волка всегда опущен вниз)
- Какие у волка зубы? (острые)
- За кем охотится волк? (за зайцами) Да, волк – хищник, охотится за зайцами и мелкими грызунами.
Несмотря на то, что про волка в сказках идет худая слава, зато он – преданный семьянин и очень любит свою волчицу и своих детенышей.
- Как их называют? (волчата)
-Волк принес с собой мяч и просит нас с ним поиграть, поиграем с волком?
Дети: Да!
Дети становятся в круг, воспитатель даёт им мяч и дети называют свою любимую игрушку.
Воспитатель: Мячик быстро передавай и любимую игрушку называй.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Волку понравилось с вами играть.
Снимем еще один мешочек. Кто это? (белка)
Воспитатель цокает языком: Это белочка с вами поздоровалась. Давайте и мы с вами поздороваемся (дети цокают язычками)
- Какого цвета шубка у белочки? (у белочки рыжая шубка)
- А какие у белочки ушки? (с кисточками)
- Какой хвостик? (у белки пушистый хвостик)
- Для чего белке хвост такой пушистый? (она им рулит, когда прыгает с ветки на ветку)
Белочка принесла с собой игру с пальчиками.
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики.
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши)
Продает она орешки (ударяем кулачок о кулачок попеременно)
Лисичке-сестричке (загибаем поочередно пальчики на обеих руках одновременно)
Воробью, синичке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому.
Кому в платок,
Кому в роток,
Кому в лапочку.
Воспитатель: Продала белочка орешки и домой побежала.
- А где у нее дом? (высоко на дереве, в дупле). Здесь же у белочки кладовая.
- Что она там хранит? ( свои запасы на зиму: грибы, орехи, шишки)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель снимает следующий мешочек.
Воспитатель: Кто это? (лиса)
- Какая лисичка? (пушистая, шубка рыжая, красивая)
- Как обычно в сказках характеризуют лису? (хитрая плутовка)
Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
И хитрющие глаза,
Для мышей лиса – гроза.
Воспитатель: Лиса действительно очень хитрый зверь. Она охотится на мелких зверушек и птичек.
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, обозначающие животных.
Волк – волчок
Медведь – медведюшка
Лиса – лисичка
Заяц – заинька, заюшка
Еж – ежик
Белка – белочка
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель снимает еще один мешочек.
Воспитатель: Посмотрим, кто здесь спрятался? Кто это? (зайчик)
- Какого цвета у него шубка? (белая)
- А для чего зайца белая шубка? (прячется от волка и лисы среди сугробов)
- Заяц зимой белый, а летом … (серый)
- У зайца хвост короткий, а уши … (длинные)
- У зайца задние лапы длинные, передние … (короткие)
- Заяц пушистый, а еж … (колючий)
С зайчиком пришли его друзья и они проголодались. Накормим зайчат?
Дети: Да.
Воспитатель: А что заяц любит кушать?
Дети: Морковку.
Воспитатель: Правильно, мы сейчас с вами по считалочке будем выходить и большому зайцу давать большую морковку, а маленькому маленькую.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашел,
Он заплакал и ушел.
Воспитатель: Молодцы! Заглянем в последний мешочек. Кто это? (еж)
- Какой ежик? (колючий)
- Для чего ежику колючки? (для защиты от хищников)
- Что любит ежик кушать? (грибы, яблоки, молоко)
Ежик привел своих друзей - ежиков. Давайте с ними поиграем.
Упражнение с массажным мячом «Игра с ежиком»
Цель: развитие тонкой моторики и ручной умелости, координация речи с движением.
Ежик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока –
Надо их помять слегка.
А потом погладить ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам «Спасибо» пропищал!
Воспитатель: Здорово мы поиграли. Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать волшебные слова.
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке!
До свиданья, чудный лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Рефлексия: Где мы сегодня с вами побывали? Каких животных встретили? Какие игры вам запомнились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.